я

Эх, дороги...

Сейчас по интернету гуляет симпатичная подборка американских раскрашенных ретрофоток с автомобилями и мотоциклами 1920-40 годов. Ко мне в ленту за последние два дня упало уже с десяток ссылок на разные блоги, которе ее перепостили.
В общем, подборка как подборка, ничего особенного, но одна фотография меня зацепила. Вот эта:

0_14ad20_579980e0_orig

Слегка погуглив, я выяснил, что на ней изображена семья американского фермера из штата Оклахома, разорившегося из-за засухи и великой депрессии. В 1936 году этот фермер решил перебраться с семейством в соседний штат Нью-Мексико и устроиться там батраком на хлопковую плантацию. В момент переезда его и сфотографировали. В общем, обычная история для тех времен, а необычное (по крайней мере, для меня) в ней то, что автомашина стоит на вполне нормальном, даже по нынешним меркам, асфальтированном шоссе, да еще и с разметкой.

И это не урбанизированное Атлантическое побережье или промышленный регион Великих озер, а самая глухая глубинка, полупустыня, где на многие десятки километров не было никаких городов и поселков. В те времена плотность населения Нью-Мексико составляла менее двух человек на квадратный километр, тем не менее по штату уже проходила ровная асфальтовая трасса, а возможно, что и не одна.

В этой связи вспомнилось, что первая в СССР полностью заасфальтированная магистраль Москва-Минск протяженностью 719 км была открыта лишь в 1956 году, а шоссе между Москвой и Ленинградом длиной 706 км получило твердое покрытие на всем своем протяжении только в 1958-м, через год после запуска первого спутника. Причем на части пути это был даже не полноценный асфальт, а гравий, залитый гудроном (так называемое "черное покрытие"). Ширина шоссе тогда составляла всего 7 метров, потом его расширили до 10,5 и лишь намного позже оно приобрело современный вид. При этом в США к 1960 году суммарная протяженность одних только высокоскоростных хайвеев превышала 550 тысяч миль, то есть, 890 тысяч километров.

Думаю, это среди прочего стоит иметь в виду тем, кто любят рассуждать, что СССР в сталинские времена быстрыми темпами догонял Запад. В чем-то - догонял, а в чем-то, наоборот, - фатально отставал, причем отставание с годами только нарастало.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Ну, по тексту статьи вроде как удивление - откуда эти дороги появились?
До "Великой Депрессии" не было там никаких дорог.
"...В общей сложности в 1933—1939 годах на общественных работах под эгидой Управления общественных работ (WPA) и администрации гражданских работ Civil Works Administration — СВА (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) численность занятых на общественных работах достигала 4 миллионов человек."
В то-же время общее количество заключенных в СССР с 1930 по 1940 год в среднем не превышало 1 миллиона человек. (http://mikle1.livejournal.com/794911.html) Так что и ГУЛАГ и трудовые армии в СССР были в разы меньше. Да и не до дорог было, на постройку заводов ресурсов не хватало.
А почему вы приравниваете CBA к гулагу? Более правомерно сравнить его по численности работников со всей строительной отраслью СССР. И кстати, эта программа действовала только в течение пяти месяцев - с ноября 1933 по март 1934 года.
А WPA, тем более, никакого отношения к гулагу не имела. Рабочие там получали в среднем по 100 долларов в месяц. По тем временам это была ОЧЕНЬ высокая зарплата. Ни один советский строительный рабочий, кроме самых крутых "стахановцев", о такой зарплате даже мечтать не мог.
Спасением для огромного количества безработных и безземельных американцев стали так называемые «общественные работы», которые ввел президент Рузвельт. Впрочем, и это спасение было весьма иллюзорным, отмечает в своей работе Борис Борисов. Проводимые под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрации гражданских работCivil Works Administration – СВА, работы состояли в строительстве каналов, дорог, мостов, зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах. На таких работах единовременно были заняты до 3,3 миллиона человек, всего же через американскую систему «общественных работ» прошло 8,5 млн. человек – «это не считая собственно заключенных», -отмечает Борисов

«Условия и смертность на этих работах ещё ждут своего внимательного исследователя», - отмечает автор, приводя, впрочем, достаточно показательный момент: «причем из 30$ номинальной заработной платы [участника «общественных работ»] обязательные вычеты составляли 25$ . Пять долларов за месяц каторжного труда в малярийном болоте». Фактически, люди трудились за еду в условиях, сравнимых со сталинским ГУЛАГом – трудно конвертировать в доллары заработную плату заключенного ГУЛАГ 30-40 годов, но видимо она была сравнима с оценкой работы американского «трудработника».
(http://bulochnikov.livejournal.com/2061279.html)
Борис Борисов - это тот, который насчитал миллионы жертв "американского голодомора"? Извините, но дурдом - по другому адресу.

//////"причем из 30$ номинальной заработной платы"

Ну о чем можно спорить с человеком, который врет изначально? Номинальной заработной платой были не 30, а 100 долларов. Откуда он взял 30?
Про 100$ не нашел. Где-то на 10 странице выдачи гугла остановился :-)
Пусть будет 100$.
Наши трудармейцы тоже не за одну баланду работали.
Я просто хотел сказать что цели были разные - у США занять и развлечь
упражнениями на свежем воздухе безработное население.
У СССР любыми доступными средствами поднять промышленность.
На дороги ничего не оставалось.
Да и на 2/3 территории нашей страны
построить дорогу в разы затратнее чем в США.
Американские "трудоармейцы" проложили 255 тысяч километров автодорог и 4 тысячи километров канализационных коллекторов, построили 40 тысяч школ, 1000 аэропортов, 3700 стадионов и 250 тысяч сельских домов, многие из которых стоят до сих пор. Нехилое такое "развлечение".
Да и потом, я же СССР ни в чем не обвиняю. Понятное дело, что для отставания у него были вполне объективные причины, в соответствии с которыми страна была гораздо беднее, чем США. Речь лишь о том, что пропагандистские заявления "догоняли-обгоняли" далеко не отражают всей полноты картины.
На мой взгляд, лозунг "Догоним и перегоним Америку!" изначально был невыполнимой утопией.