я

Не святые дела у Святых островов

Timespast-11-1

12 апреля 1782 года у крошечного архипелага в Карибском море, носящего название Îles des Saintes, что можно перевести как острова Святых, произошло крупнейшее морское сражение XVIII века. Несложно догадаться, что в нем сошлись линейные флоты Великобритании и Франции - сильнейших морских держав тех времен. Так же нетрудно угадать, что победу одержали англичане, поскольку большинство крупных корабельных баталий между ними и французами закончилось именно так.

К сражению привело намерение французов отбить у англичан Ямайку. Для этого они собрали огромную десантную флотилию из почти 100 транспортных судов, которую охраняла мощная эскадра в составе 33 линкоров, двух 50-пушечных "полулинкоров" и нескольких фрегатов под командованием вице-адмирала Франсуа де Грасса. Навстречу французам англичане отправили не менее сильную эскадру адмирада Джорджа Родни, состоявшую из 36 линкоров.

В целом силы были примерно равны, но англичане имели серьезное преимущество, которое обеспечили им недавно принятые на вооружение британским флотом карронады -  легкие короткоствольные пушки, обладавшие повышенной скорострельностью. Благодаря этим новым орудиям линкоры Родни могли вести более частый огонь, чем их противники. Кроме того, английские моряки и артиллеристы были лучше обучены. Наконец, третьим козырем британцев стало благоприятное для них направление ветра, позволившее английским кораблям свободно маневрировать.

Сражение началось в 7.45 утра. Эскадры сошлись на встречных курсах двумя длинными кильватерными колоннами протяженностью в несколько километров. Около полутора часов они медленно дефилировали по прямой мимо друг друга, обмениваясь бортовыми залпами. Но потом Родни на своем флагманском линкоре "Формидэйбл" резко повернул вправо, а за ним последовали еще пять кораблей. Они пересекли колонну французов, разрезав ее надвое. Затем линкор "Бедфорд" под управлением коммодора Эдмонда Эффлека, шедший шестым после флагмана, также повернул вправо и прорвал вражескую цепь в другом месте.

В результате семь французских ликоров оказались зажатыми между "Формидэйблом" с его пятью мателотами и "Бедфордом", возглавлявшим британский арьергард. Они были отрезаны от остальных сил и попали под сосредоточенный перекрестный огонь с обоих бортов. Другие французские корабли не могли прийти им на выручку, так как для этого им требовалось развернуться на 180 градусов и двигаться против ветра, на что парусники были неспособны. Таким образом, Родни осуществил маневр, который потом не раз приносил победы его более знаменитому последователю - адмиралу Нельсону.

Попавшие в "клещи" французские линкоры, среди которых был и флагман адмирала де Грасса 110-пушечный "Виль-де-Пари", продержались под ураганным несколько часов, двум из них удалось вырваться, но остальные, лишившись рангоута и понеся большие потери в командах, в конце концов спустили флаги. Вице-адмирал с поклоном отдал свою шпагу взошедшему на заваленную трупами палубу его корабля английскому капитану Сэмюэлу Худу. Удивительно, что на "Виль-де-Пари" были убиты или ранены почти все офицеры и более 400 матросов, однако, де Грасс, весь бой простоявший на верхней палубе, не получил ни единой царапины.

Кроме "Виль-де-Пари" сдались линкоры "Гектор", "Глори", "Цезарь" и "Диадема". Однако "Цезарь" в момент сдачи горел от носа до кормы и через несколько минут взлетел на воздух, а "Диадема" была разбита настолько, что вскоре затонула при буксировке. Людские потери французов толком не подсчитаны. Обычно пишут, что они потеряли от двух до трех тысяч человек убитыми и ранеными (без разбивки на тех и других), а также около пяти тысяч - пленными. При этом неясно, включены ли раненые в число пленных, и если да, то сколько было раненых среди пленных. По англичанам информация гораздо более точная: 243 убитых и 813 раненых.

Уцелевшие французские корабли, часть из которых имела поврежденния и потери в командах, рассеялись по морю, а без прикрытия десантная оперция, разумеется, была невозможна. В итоге высадка на Ямайке не состоялась, а транспорты вернулись во Францию. Финальную точку в этой истории поставил бравый капитан Худ, которого Родни отправил во главе отряда из 10 линкоров на поиски разбежавшихся французских кораблей. 19 апреля он обнаружил у островка Мона, в проливе между Гаити и Пуэрто-Рико, два французских 64-пушечных линкора "Катон" и "Ясон", а также фрегат "Омбаль " и шлюп "Церес". После короткой перестрелки французы, ввиду подавляющего превосходства противника, сдались.

На заставке - креольское семейство и его черные слуги на веранде особняка, за которым кипит и грохочет сражение между английской и французской эскадрами. Любопытно, что изображенные на картине люди реагируют на происходящее с таким спокойствием и невозмутимостью, будто подобные зрелища для них привычны и уже успели надоесть.

A3837

24-фунтовые английские карронады XVIII века.

Carronade_(schematics)

Установка 18-фунтовой карронады на средней палубе британского линкора.

Mosnier,_George_Rodney

Адмирал Родни, вице-адмирал де Грасс и пленение де Грасса капитаном Худом на английской гравюре.

Battle-of-the-Saintes-12th-April-1782-William-Elliott-1784-871

Кульминационный момент сражения у островов Святых - линкор "Формидэйбл" прорывает строй французских кораблей.

large

Перестрелка на ближней дистанции между английским и французским линкорами. Сигнальные флаги, поднятые на "французе", идентичны российскому Андреевскому флагу, но это не должно вводить в заблуждение.

Fin_du_Cesar-Dumoulin

Взрыв линкора "Цезарь". Вплотную к нему охвачен пламенем еще один французский линкор, не спустивший флага. Судя по всему, это фантазия художника, так как никаких других кораблей, кроме "Цезаря", в этом бою от огня не погибло, а столь сильный пожар вряд ли можно погасить силами экипажа.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Что интересно, ведь френчи бритишам как-то системно сливали. Недаром их колониальная империя была вновь построена уже в 19 веке - со второго захода.
Если бы я был Дугиным, то я бы сказал, что Франция - теллурократия, Англия - талассократия, а теллурократическая держава не может выиграть морское соперничество у талассократической. И заморскими колониями она может владеть лишь в тех случаях, когда талассократии этому не препятствуют.
На море. Но на море англичанам почти все сливали за редким исключением - очень уж у них флот хороший был. А на суше французы британцев бивали частенько. Да вот и та война, о которой речь - она ведь в целом победой французов закончилась (правда эта победа вскоре вышла им боком, но это уже потом).
Кстати, в тот же самый день французская эскадра адмирала Сюффрена наваляла англичанам у Провидиена на Цейлоне.
(Anonymous)
//продержались под ураганным _огнем_ несколько часов//
тыц
На счет системности и всяких кратий - не все так просто. Колониальную империю Франция таки отстроила и то что доходы от этой империи (особенно карибского сахара) были очень большим подспорьем для бюджета понимали все. Французские корабли, были зачастую если не лучше, то хотя бы не хуже английских. Толковые адмиралы - были. И тактику довольно действенную (хотя она и сводилась в основном к "не проиграть") смогли разработать. А вот разброд и шатание в управлении флотом и особенно кадрами в мирное время изжить не смогли. От этого весь кирдык.
В своё время французы увлеклись тактикой рейдерства (параллель с немцами и их подлодками в ВМВ) - в начале 18 века. Там был какой-то министр, который поощрял именно пиратские по сути операции, поскольку капитаны ему в карман заносили.

В результате знаменитые рейдеры вроде Сюркуфа и Дюгэ-Труэна набили фантастические личные счета захваченных и потопленных англичан (Кречмер и Лют от зависти сгрызли бы кортики), но в целом тактика стала порочной - вместо прямых сражений набеги, а англичане нарастили флот, стали создавать хорошо защищённые конвои и опять параллель с немцами - против огромных, прикрытых линейными кораблями и фрегатами конвоев их успехи стали стали всё менее значимыми, убытки англичан меньше, а потери - всё больше.

А вот тактике и взаимодействию флота в больших сражениях французы уделяли не так много внимания, как нужно было бы - англичане именно в эскадренных сражениях наловчились гораздо лучше.
Помню в одной английской передаче про ту войну высказывались в том духе, что пофиг на эти утраченные Штаты - главное Ямайку и другие тамошние сахарницы отстояли. А не отстояли бы - была бы Великая французская революция Великой английской.
Это называется "Лиса и виноград". Американский хлопок был для Англии не менее важен, чем ямайский сахар и ром.
>Это называется "Лиса и виноград". Американский хлопок был для Англии не менее важен, чем ямайский сахар и ром.

И не менее важен американский табак
"Любопытно, что изображенные на картине люди реагируют на происходящее с таким спокойствием и невозмутимостью, будто подобные зрелища для них привычны и уже успели надоесть." - а так оно, собственно, и есть. Если и не столь крупные эскадры дрались, то пираты постоянно шастали в окрестностях Ямайки, периодически вступая в перестрелки с королевскими флотами. В XVII веке Ямайка вообще была своеобразной "столицей" пиратов - не знаю, сохранился ли за ней такой статус в следующем столетии.
Но таких крупных морских сражений там до этого никогда не было.
(Anonymous)
Дополню по поводу карронад.
Достоинством установки карронад на корабли была не увеличенная скорострельность по сравнению с пушками, а возможность резко увеличить мощь залпа корабля на коротких дистанциях.
Карронада - это орудие, весившее намного меньше, чем пушка, но стреляющая снарядом такого-же пушечного калибра. Стрельба велась сильно ослабленным зарядом и только в упор.
Это позволяло, (например!), кораблю, имеющему на нижнем деке более тяжелые 24-фунтовые пушки, на верхнем более легкие 8-12 фунтовые, заменить на верхнем деке пушки на более легкие карронады того же веса, но намного большего калибра, например 24 фунтовые. В итоге, на близкой дистанции (где и происходил бой), бортовой залп резко усиливался.
Корабль, частично вооруженный карронадами, резко превосходил корабль того же класса, вооруженный только пушками разного калибра.
Карронады всё-таки бывали и на колёсах?
А то помню когда-то в журнале "Техника молодежи" разоблачали страшный фрагмент из "93 года" Виктора Гюго, где каронада, сорвавшись с канатов, под воздействием качки каталась по палубе и кромсала всех встречных - мол, стационарные они были, так что не могло такого быть.
просто в российском флоте было четко - каронада - на поворотном лафете , пушка-карронада на колесном. А в других странах такой четкой дефиницией не страдали, да и в России покупая корабли за рубежом с вооружением (как скажем тот же черноморский пароходо фрегат "Владимир" ) то же писали уже как бог на душу положит - если продавец называет это каронадой - то и слава богу, так и запишем.