я

Загадочный ныряльщик

1--Le-plongeur-remorque-par-la-Vigie

Во многих книгах и статьях по истории подводного флота написано, что 16 апреля 1863 года во Франции была спущена на воду крупнейшая подводная лодка XIX века под названием "Плонжёр" ("Ныряльщик"). И что она же была первой в мире субмариной с механическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Согласно распространяемой о ней информации, эта лодка числилась в составе французского флота до 1872 года, а потом была переделана в танкер и в этом качестве проплавала еще более 60 лет. Подробнее о ней можно прочесть, например, здесь.

Однако по какой-то непонятной причине столь выдающееся сооружение ни разу не попало в объективы фотоаппаратов. От него остался только неизвестно когда нарисованный чертеж общего вида и несколько музейных моделей, сделанных, судя по всему, на основании этого чертежа. Также есть пара журнальных гравюр (одна из них помещена на заставке), на которых "Плонжёр" мало похож как на чертеж, так и на модели. Вероятно, авторы этих гравюр рисовали его по словесным описаниям.

Сложно сказать, как могло получиться, что почти за 10 лет службы такой уникальный корабль никто не сфотографировал и даже не зарисовал с натуры. Вряд ли это можно объяснить секретностью, тем более, что в биографии Жюля Верна написано, что он якобы еще в 1862 году видел строящийся "Плонжёр" и это вдохновило его на написание романа "20 тысяч лье под водой". Если сугубо гражданскому и не имевшему отношения к ВМФ человеку продемонстрировали строящуюся субмарину, то о какой секретности может идти речь?

Невольно возникает вопрос, а не являлся ли "суперныряльщик" мистификацией, выдуманной для поднятия престижа французского флота и запугивания его потенциальных противников? У меня на этот вопрос нет однозначного ответа. Далее - тот самый чертеж и музейные модели подводной лодки.

Le_Plongeur_plan

Le_Plongeur_Munich

Le_plongeur_submarine_model
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Интересно, насколько бы хватило тогдашнего баллона с воздухом? Сильно сомневаюсь, что надолго.
Ну, если судить по чертежу, то там этих баллонов было чуть ли не два десятка, причем каждый - по несколько метров в длину. В общем, дофига.
Может быть базировалась в таком месте, куда фотографы попадали редко? А после переоборудования к ней потеряли интерес.

У многих образцов техники фоток мало или одна единственная - вроде как у нашей дореволюционной ПЛ "Петр Кошка" (которая разборная) одна паршивого качества фоточка и всё, остальное - схемы и рисунки. Даже в 20-30-е у многие опытные самолёты и автомобили не могли похвастать нормальным фотоальбомом.

Если даже известные люди редко попадали под объектив - типа папаши Мюллера - а ведь не последний человек в Рейхе был (или что-то подозревал с самого начала) )))
Это скорее не мистификация, а умолчание провала - французы хотели поэкспериментировать с подводным кораблем, полупогружаемым, и погружаемым. Всё замутил один инженер и если не вышло с двумя последними, понятно, что ожидало полностью подводного первенца.
"Первый миноносец, построенный французами, был спроектирован инженером Шарлем Брюном (Charles Brun ), который в 1859 году вместе с адмиралом Буржуа создал экспериментальную подводную лодку «Плонжер» (Plongeur ). Миноносец Брюна, испытания которого прошли в 1870 году, сильно пострадал от стремления конструктора соединить вместе малые размеры, бронирование и способность к погружению — этот кораблик, длиной лишь двадцать футов, имел плохую остойчивость, слабый корпус, и очень малую скорость. Следующий миноносец — хотя и имел большие размеры — также был воплощением идеи Шабана. На нем был установлен малошумный бензиновый двигатель и компактные котлы Бельвиля, а его палуба, напоминавшая формой панцирь черепахи, была практически полностью погружена в воду. Хотя он был достаточно прочен и остойчив, его максимальная скорость не превышала пяти узлов, а его двигатель мог считаться бесшумным лишь при закрытии вентиляционных отверстий — что могло привести к катастрофическим последствиям для команды. После неудачи с этим кораблем французы попытались создать его уменьшенный вариант — без вентиляции и без команды, управлявшийся по проводам длиной в две мили. Однако решить проблему с наведением этого катера на цель решить не удалось, и, несмотря на то, что «подводный катер» был сочтен «весьма желательным», Бойярдвильская комиссия с неохотой решила перейти к быстроходным надводным паровым кораблям. "
Ропп "Создание современного флота:
французская военно-морская политика 1871–1904"
ну почему мистификация ? Возможно, просто никто не представлял ее особенной практической ценности, поэтому и шума не было. Скорее всего - построили, испытали и забыли. Вот взять лодку Джевецкого - что про нее известно, кроме того, что она на самом деле была (и есть, кстати) ? Можно ли увидеть галерею ее прижизненных фотографий ?

Или другой вариант. Построили. Испытали. Поняли, что жопа, моряков жалко и поставили на прикол от греха подальше.
Шум, как раз, был, ее активно рекламировали. Зачем показывать недостроенную лодку на военной судоверфи известному писателю и журналисту?

А вот вам "прижизненная" фотка аппарата Джевецкого.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a1/SubmarinDgevecky6.jpg
И еще одна - при постройке.
http://submarin.info/book/image/book3_100.jpg
И еще...
http://i67.fastpic.ru/thumb/2015/0322/e2/1bb51e3c5e9eedcf328b305b8197a6e2.jpeg
http://zonwar.ru/images/news/news-30_5.jpg
Достаточно или еще поискать? :)




Edited at 2016-04-16 02:01 pm (UTC)
Сразу вспомнился "водобронный миноносец" Джевецкого. А не слямзили ли франки чужую идею?
А фото "танкерного периода" (1872-1935) имеются? Вот на это стоило бы обратить внимание.
С 1863 по 1872 корабль мог быть на режиме секретности, а вот к 1930-ым любительскую камеру себе любой докер мог позволить. За 10 лет фото могли и не сделать, но за 70 кто-нибудь бы да щёлкнул...
(Anonymous)
Секретности до ПМВ практически не было,англичане первые сохранили ТТХ первых линейных крейсеров в тайне во время постройки и даже провели дезинформацию немцев(от чего те построили Блюхер),но сразу продемонстрировали построенные корабли.Это 1909.
Единственное фото субмарины Буржуа (которая Ле плонжер) сохранилось уже после перестройки ее в самоходную водоналивную баржу

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/PlongeurWaterTanker.jpg


Ну кстати фотграфий ее же в варианте миноносца (а она успела побывать и миноносцем №74) так же не сохранилось. Такие дела да.
Откуда, окромя википедии, известно, что это переделанный "Плонжёр"?
Очень похожа на лодку Александровского, очень странно что имея такие разработки опережавшие время в РИ так прокололись с проектами первых боевых ПЛ, вроде же все элементы отработали, все исследования провели и бац все с начала. Ну не тупые?