я

Загадочный ныряльщик

1--Le-plongeur-remorque-par-la-Vigie

Во многих книгах и статьях по истории подводного флота написано, что 16 апреля 1863 года во Франции была спущена на воду крупнейшая подводная лодка XIX века под названием "Плонжёр" ("Ныряльщик"). И что она же была первой в мире субмариной с механическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Согласно распространяемой о ней информации, эта лодка числилась в составе французского флота до 1872 года, а потом была переделана в танкер и в этом качестве проплавала еще более 60 лет. Подробнее о ней можно прочесть, например, здесь.

Однако по какой-то непонятной причине столь выдающееся сооружение ни разу не попало в объективы фотоаппаратов. От него остался только неизвестно когда нарисованный чертеж общего вида и несколько музейных моделей, сделанных, судя по всему, на основании этого чертежа. Также есть пара журнальных гравюр (одна из них помещена на заставке), на которых "Плонжёр" мало похож как на чертеж, так и на модели. Вероятно, авторы этих гравюр рисовали его по словесным описаниям.

Сложно сказать, как могло получиться, что почти за 10 лет службы такой уникальный корабль никто не сфотографировал и даже не зарисовал с натуры. Вряд ли это можно объяснить секретностью, тем более, что в биографии Жюля Верна написано, что он якобы еще в 1862 году видел строящийся "Плонжёр" и это вдохновило его на написание романа "20 тысяч лье под водой". Если сугубо гражданскому и не имевшему отношения к ВМФ человеку продемонстрировали строящуюся субмарину, то о какой секретности может идти речь?

Невольно возникает вопрос, а не являлся ли "суперныряльщик" мистификацией, выдуманной для поднятия престижа французского флота и запугивания его потенциальных противников? У меня на этот вопрос нет однозначного ответа. Далее - тот самый чертеж и музейные модели подводной лодки.

Le_Plongeur_plan

Le_Plongeur_Munich

Le_plongeur_submarine_model
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Это скорее не мистификация, а умолчание провала - французы хотели поэкспериментировать с подводным кораблем, полупогружаемым, и погружаемым. Всё замутил один инженер и если не вышло с двумя последними, понятно, что ожидало полностью подводного первенца.
"Первый миноносец, построенный французами, был спроектирован инженером Шарлем Брюном (Charles Brun ), который в 1859 году вместе с адмиралом Буржуа создал экспериментальную подводную лодку «Плонжер» (Plongeur ). Миноносец Брюна, испытания которого прошли в 1870 году, сильно пострадал от стремления конструктора соединить вместе малые размеры, бронирование и способность к погружению — этот кораблик, длиной лишь двадцать футов, имел плохую остойчивость, слабый корпус, и очень малую скорость. Следующий миноносец — хотя и имел большие размеры — также был воплощением идеи Шабана. На нем был установлен малошумный бензиновый двигатель и компактные котлы Бельвиля, а его палуба, напоминавшая формой панцирь черепахи, была практически полностью погружена в воду. Хотя он был достаточно прочен и остойчив, его максимальная скорость не превышала пяти узлов, а его двигатель мог считаться бесшумным лишь при закрытии вентиляционных отверстий — что могло привести к катастрофическим последствиям для команды. После неудачи с этим кораблем французы попытались создать его уменьшенный вариант — без вентиляции и без команды, управлявшийся по проводам длиной в две мили. Однако решить проблему с наведением этого катера на цель решить не удалось, и, несмотря на то, что «подводный катер» был сочтен «весьма желательным», Бойярдвильская комиссия с неохотой решила перейти к быстроходным надводным паровым кораблям. "
Ропп "Создание современного флота:
французская военно-морская политика 1871–1904"