я

Загадочный ныряльщик

1--Le-plongeur-remorque-par-la-Vigie

Во многих книгах и статьях по истории подводного флота написано, что 16 апреля 1863 года во Франции была спущена на воду крупнейшая подводная лодка XIX века под названием "Плонжёр" ("Ныряльщик"). И что она же была первой в мире субмариной с механическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Согласно распространяемой о ней информации, эта лодка числилась в составе французского флота до 1872 года, а потом была переделана в танкер и в этом качестве проплавала еще более 60 лет. Подробнее о ней можно прочесть, например, здесь.

Однако по какой-то непонятной причине столь выдающееся сооружение ни разу не попало в объективы фотоаппаратов. От него остался только неизвестно когда нарисованный чертеж общего вида и несколько музейных моделей, сделанных, судя по всему, на основании этого чертежа. Также есть пара журнальных гравюр (одна из них помещена на заставке), на которых "Плонжёр" мало похож как на чертеж, так и на модели. Вероятно, авторы этих гравюр рисовали его по словесным описаниям.

Сложно сказать, как могло получиться, что почти за 10 лет службы такой уникальный корабль никто не сфотографировал и даже не зарисовал с натуры. Вряд ли это можно объяснить секретностью, тем более, что в биографии Жюля Верна написано, что он якобы еще в 1862 году видел строящийся "Плонжёр" и это вдохновило его на написание романа "20 тысяч лье под водой". Если сугубо гражданскому и не имевшему отношения к ВМФ человеку продемонстрировали строящуюся субмарину, то о какой секретности может идти речь?

Невольно возникает вопрос, а не являлся ли "суперныряльщик" мистификацией, выдуманной для поднятия престижа французского флота и запугивания его потенциальных противников? У меня на этот вопрос нет однозначного ответа. Далее - тот самый чертеж и музейные модели подводной лодки.

Le_Plongeur_plan

Le_Plongeur_Munich

Le_plongeur_submarine_model
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
А фото "танкерного периода" (1872-1935) имеются? Вот на это стоило бы обратить внимание.
С 1863 по 1872 корабль мог быть на режиме секретности, а вот к 1930-ым любительскую камеру себе любой докер мог позволить. За 10 лет фото могли и не сделать, но за 70 кто-нибудь бы да щёлкнул...
(Anonymous)
Секретности до ПМВ практически не было,англичане первые сохранили ТТХ первых линейных крейсеров в тайне во время постройки и даже провели дезинформацию немцев(от чего те построили Блюхер),но сразу продемонстрировали построенные корабли.Это 1909.
>англичане первые сохранили ТТХ первых линейных крейсеров в тайне во время постройки и даже провели дезинформацию немцев(от чего те построили Блюхер),но сразу продемонстрировали построенные корабли.Это 1909.

Даже это легенда. Вопросы почему Блюхер построили так а не иначе - разобраны подробно. Там долгий генезис проекта и с 210мм орудиями его забацали от экономии средств

Полные данные на британские "Иблы" были опубликованы в конце 1906 г :-)
Одно фото имеется.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/PlongeurWaterTanker.jpg
В английской "википедии" утверждается, что на переднем плане якобы "Плонжёр" переделанный в танкер. По-моему, ничего общего, обыкновенный пароходик. Примечательно, что во французской "вике" эта фотка отсутствует.

Edited at 2016-04-17 12:23 pm (UTC)
ну это таки она - благо перестроили ее в водоналивной пароходик в 1873м установив паровую машину с котлом

А потом по документам ее перестроили вообще в миноносец третьего класса - в 1898м - каковой использовали для пристрелки торпед. А потом снова в водовоз - каким водовозом плавсредство служило до 1937 года.

А фоток да не сохранилось - только книжка Ле Масона про нее рассказывает. Остальные публикации от него пляшут