я

Загадочный ныряльщик

1--Le-plongeur-remorque-par-la-Vigie

Во многих книгах и статьях по истории подводного флота написано, что 16 апреля 1863 года во Франции была спущена на воду крупнейшая подводная лодка XIX века под названием "Плонжёр" ("Ныряльщик"). И что она же была первой в мире субмариной с механическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Согласно распространяемой о ней информации, эта лодка числилась в составе французского флота до 1872 года, а потом была переделана в танкер и в этом качестве проплавала еще более 60 лет. Подробнее о ней можно прочесть, например, здесь.

Однако по какой-то непонятной причине столь выдающееся сооружение ни разу не попало в объективы фотоаппаратов. От него остался только неизвестно когда нарисованный чертеж общего вида и несколько музейных моделей, сделанных, судя по всему, на основании этого чертежа. Также есть пара журнальных гравюр (одна из них помещена на заставке), на которых "Плонжёр" мало похож как на чертеж, так и на модели. Вероятно, авторы этих гравюр рисовали его по словесным описаниям.

Сложно сказать, как могло получиться, что почти за 10 лет службы такой уникальный корабль никто не сфотографировал и даже не зарисовал с натуры. Вряд ли это можно объяснить секретностью, тем более, что в биографии Жюля Верна написано, что он якобы еще в 1862 году видел строящийся "Плонжёр" и это вдохновило его на написание романа "20 тысяч лье под водой". Если сугубо гражданскому и не имевшему отношения к ВМФ человеку продемонстрировали строящуюся субмарину, то о какой секретности может идти речь?

Невольно возникает вопрос, а не являлся ли "суперныряльщик" мистификацией, выдуманной для поднятия престижа французского флота и запугивания его потенциальных противников? У меня на этот вопрос нет однозначного ответа. Далее - тот самый чертеж и музейные модели подводной лодки.

Le_Plongeur_plan

Le_Plongeur_Munich

Le_plongeur_submarine_model
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
книжка Масона - от Фультона до Редутабля. Оттуда вроде и фото. 1969й год ЕМНИП
ну да француз пишет про французов.

Не могу в инете найти но в книжке еще видел фоточку макета "Плонжера" на выставке 1867 г в Париже - макет был одной из звезд французской судостроительной экспозиции.

Но таки да - макет да. Так что если подлодки реально не было - то ее как то не заметили судостроители всего мира :-)
масштаб 1 к 10 по официальному каталогу выставки. Так что все же не маленькая или моделек было несколько
Судя по размерам витрины, не более метра в длину. Других фоток я не видел.
ну вот даже тут фигня какая то :-) То ли опечатка - то ли еще что.

Ну в общем да - Ле Плунжер загадочная пл. Ибо фотографии даже совсекретных французских лодок типа "Гюстав Зеде" таки сохранились в документации на период когда они были еще секретны - их фотографировали таки еще в ходе достройки
Как не заметили? В России в точности повторили и усовершенствовали, только конструкция оказалась такой же не эффективной и не надежной. До появления ДВС и электромоторов толку от таких лодок ноль целых ноль десятых. Интерес научно исследовательский не более того, кроме того конструкция позволяла отработать лодочные системы. К сожалению опыт был успешно забыт и в 20 веке все пришлось делать с начала.
Лодка Александровского даже по конструкции воздушной системы не копия Плонжера. А пневматика тогда в моде - пневмодвигатели с баллонами даже на верфях использовали для переносного инструмента (верфь Уэбба в США - где стоили фрегат Генерал-адмирал нам и Ре д Италия адмиралу Тегетхофу :-)

>К сожалению опыт был успешно забыт и в 20 веке все пришлось делать с начала.

Ничего не забыли - лодки 1880х - Губе, Густав Зеде, Пераль, Норденфельда - базировались на том самом опыте 1860х
Я о настоящих ПЛ, а не ПЛ 19 века. Конечно русская лодка не была копией французской, но концептуально та же фигня.
ну а никаких настоящих ПЛ не было - в том смысле что они плод непрерывного и последовательного развития от Дреббеля и Фультона - где Плювиоз в общем только звено.

А концептуальность - концепции родились раньше. Проекты ПЛ с пневмомоторами это 1840е годы уже.
Размеры как у нормальных лодок времен Первой империалистической. А что при проклятом царизьме строить стали? Какую то откровенную залепуху. Бери строй нормальную лодку нормального водоизмещения, но вместо строят каких то ни на что не годных карликов.