я

Что же мы изобрели?

В "патриотической энциклопедии Руксперт" есть страница "Российске изобретения", на которую любой желающий может добавить то, что, по его мнению, придумали и изобрели в России начиная с былинных времен, когда никакой России не было даже в проекте. К сожалению, наряду с реальными открытиями и изобретениями там содержится столько ахинеи, что при просмотре этой страницы возникает подозрение, будто некоторые ее авторы просто прикалывались.

В этой связи я решил попробовать составить свой список российских приоритетов, ограничившись технической тематикой и временными рамками XVIII-XIX веков. В него я включил только те нововведения, которые неопровержимо доказаны, не являлись подражаниями иностранным образцам и были воплощены в жизнь, оказавшись работоспособными и пригодными к практическому применению. Таких изделий и технологий не очень много, тем не менее, они существуют, демонстрируя вклад российских ученых и изобратателей в мировой технический прогресс.

Вполне возможно, я что-то упустил, а потому любые обоснованные и отвечающие перечисленным выше критериям дополнения - приветствуются. Итак, поехали:

nartov1

Металлообрабатывающие станки Нартова. В первой половине XVIII века русский механик Андрей Нартов разработал и построил целую гамму оригинальных станков для работы по металлу, опередивших свое время и не имевших аналогов в зарубежных странах. На правом снимке - "персонный" токарно-копировальный станок Нартова 1717 года.

Токарно-копировальный станок Нартова %282%29

 Станок для нарезания зубьев на шестернях и еще одна модификация токарно-копировального станка.

imgB

Электро-оптический телеграф Пауля Людвига (Павла Львовича) Шиллинга, 1832 год. Первый в мире электромагнитный телеграф со стрелочной индикацией. Проложенная в 1835 году между Зимним дворцом и Адмиралтейством телеграфная линия Шиллинга работала в течение нескольких лет.

4223889_orig

Первый в мире реально эффективный электродвигатель Морица Германна (Бориса Семеновича) Якоби. Построен и успешно испытан в 1834 году. В 1839-м усовершенствованная модель электромотора Якоби была установлена на лодку, способную дивигаться против течения Невы, имея на борту 14 пассажиров.

Fragment_of_west_barelief_on_St.Isaac_cathedral

В 1838 годй Якоби изобрел гальванопластику. Слева - газета "Санктпетербургския ведомости" со статьей об этом изобретении. Справа - медные скульптуры Исаакиевского собора, изготовленные гальванопластическим методом.

486542079

В 1852 году Якоби разработал морскую якорную мину с дистанционным электроподрывом. Во время Крымской войны такие мины применялись для защиты морских подступов к Кронштадту и Петербургу от английских боевых кораблей.

1459762549.5885yablochkov

"Электрическая свеча" Павла Николаевича Яблочкова - наиболее удачная конструкция бытовой электродуговой лампы, сделавшая этот осветительный прибор пригодным для широкого применения. Подробнее о ней здесь.

1442623871_benardos

В 1886 году Николай Николаевич Бенардос получил "привилегию" (патент) на разработанную им технологию электросварки и оборудование для нее. В дальнейшем к российской "привилегии" добавились патенты многих стран Европы и США. Открытый Бенардосом удобный способ резки и соединения металлов вольтовой дугой быстро распространился по всему миру. Справа - чертеж из американского патента Бенардоса и его коммерческого агента Ольшевского.

40

В 1888 году Николай Гаврилович Славянов значительно усовершенствовал метод Бенардоса, впервые применив для электросварки плавкие металлические электроды, аналогичные тем, что используются до сих пор. Справа - так называемый "стакан Славянова" - ваза, которую изобретателю удалось сварить из семи несплавляемых между собой в обычных условиях металлов - бронзы, томпака, никеля, чугуна, стали, меди и нейзильбера.
Благодаря Бенардосу и Славянову электросварка однозначно может считаться российским изобретением, без которого сложно представить промышленность и строительство ХХ века.

sk128

Гиперболоидные инженерно-строительные конструкции Владимира Григорьевича Шухова - еще один неоспоримый российский приоритет. В центре - первая в мире гиперболоидная водонапорная башня Шухова, выставленная на Нижегородской ярмарке 1896 года. Справа - 160-метровая Шуховская радиобашня на Шаблолвке, построенная в 1922 году.

247381_original

Ну и, конечно, радио Попова, куда ж без него? 7 мая 1895 года Александр Степанович Попов провел первый в мире сеанс радиосвязи с использованием изобретенного им "грозоотметчика", то есть - радиоприемника. Действующая копия этого приемника - на снимке справа.

Интересно, что почти все российские изобретения XIX века напрямую связвны с электричеством. На мой взгляд, это вызвано тем, что вступление России на путь научно-технического прогресса совпало по времени с зарождением и началом бурного развития электрических технологий, суливших большие перспективы. Поэтому для российских инженеров и изобретателей эта сфера деятельности стала наиболее интересной и привлекательной. Кроме того, в области электричества западные страны не имели перед Россией многовековой "форы", как, например, в точной механике, автоматике, кораблестроении, химических технологиях и ряде других отраслей.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
(Anonymous)
Пруфы?

Еще - броненосный крейсер и танкер современного типа.
>Пруфы?

Первый паровой ледокол https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Paddle_steamer_City_Ice_Boat_n-o_1.jpg/800px-Paddle_steamer_City_Ice_Boat_n-o_1.jpg

1837 г - Филадельфия, США.

Во всем кроме колесности (причем колеса защищены от плавающего льда хитрым "кринолином" - вполне ледокол.

Более того Пайлот Бритнева даже не первый российский ледокол - второй, первой стала переделанная канонерка "Опыт"


Броненосный крейсер - при всем уважении к адмиралу Попову его "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский" были и заложены и спущены на воду позднее французских аналогов предназначенных для службе в колониях на Тихом и Индийском океанах. Причем французы запузырили сразу 7 штук

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/34/Thetis_%281867%29.jpg/800px-Thetis_%281867%29.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f9/IroncladAtalante.jpg


> танкер современного типа.

Да тут верно - несмотря на попытки американцев с деревянной паровой шхуной нас обогнать - "Зороастр" построили раньше
////////Да тут верно - несмотря на попытки американцев с деревянной паровой шхуной нас обогнать - "Зороастр" построили раньше

А с какой стати он наш, ежели построен в Швеции? Эдак можно и "Варяг" или "Ермак" себе приписать.
ну спроектировали его таки в конторе Нобелей в петербурхе. На "Моталла" его заказали и построили.

Ну как "Ермак" построенный на Тайне таки российский ледокол. Так что надо приписать :-)
////////ну спроектировали его таки в конторе Нобелей в петербурхе.

А откуда инфа, что его спроектировали в Петербурге?

//////Ну как "Ермак" построенный на Тайне таки российский ледокол.

Угу, а аэрофлотовские "Боинги", построенные в Калифорнии, это российские самолеты.
Так от мадам Осбринк - http://www.branobelhistory.com/themes/oil-distribution/ludvig-nobel-builds-the-worlds-first-modern-tanker-/#

Исходный эскиз сделал сам Людвиг Нобель, а потом уже подробный проект и спецификации на верфи

Доставляют имена первой шестерки танкеров - "Зороастр", "Магомет", "Брахма", "Сократ", "Спиноза" и "Дарвин" :-)))
>Угу, а аэрофлотовские "Боинги", построенные в Калифорнии, это российские самолеты.

Если бы их разрабатывали по спецификации и ТТЗ из России - то частично да :-) Ну как-то так. Грубо говоря в "Ермаке" слишком много от Врангеля, Руненберга и Янковского
А, ну, да, если я заказываю еду в ресторане и прошу сделать ее поострее или, наоборот, менее острой, значит, я уже частично шеф-повар. :)
но когда вы заказываете построить вам дом сделав экскизный проект - вы таки архитектор.

А ведь эскиз Зороастра был прямо вот ручками Людвига Нобеля нарисован.
(Anonymous)
И какова же была форма носовой части этого "Айс Бота"? Деревянного, кстати. И - почему ж тогда сами они не называют его "icebreaker"? В общем. ледокол, да не тот.

Французские же лоханки - вполне себе броненосцы, пусть и второго класса, как они обычно и классифицируются. С учетом дрянной мореходности, низкой скорости и небольшого запаса хода "крейсерами" их можно назвать разве что в насмешку.
>И какова же была форма носовой части этого "Айс Бота"? Деревянного, кстати.

Как и всех американских речных и озерных ледоколов - пологая "ложка" для влезания на лет. Как у деревянных паромов для раскалывания льда применяемых на каналах Голландии и Англии с 16 века

Чертежи найдете в журнале Техника Молодежи 1993 нумер 4. ДА кстати по дереву был обшит железом. Именно что от льда.


Ледокол как раз тот :-) НУ а что слово - так слово создали поляки - "вислинские ледоколы" - 1855г.


> С учетом дрянной мореходности, низкой скорости и небольшого запаса хода "крейсерами" их можно назвать разве что в насмешку.

Тааак - это с какого бодуна плохая мореходность? Это раз. Мореходность этих и последующих кораблей проверена в плаваниях 1870-1880х годов.

Теперь байки про скорость - лучший ходок из Альм - Аталанта 11.8 узлов в 1868м. Простите Генерал-Адмирал свои 13,57 дал на пробе только в 1880м, когда у французов уже в строю "Галисионьеры" с 13 узл ходом, да не на пробе а в службе.

Про небольшой запас хода я смеюсь - на Альме 450 т угля хватало на 3000 миль, на Генерал Адмирале до модернизации машин - 700т хватало на 1800 миль хода под парами, после на 3900. "Галисионьер" с его 6000 миль под парами и тут в лидерах.

В общем давайте сравнивать матчасть :-)

ЗАмечу что когда наконец то (проклятый долгострой) Генерал Адмирал и Эдинбургский вышли таки на дальний восток (1882 г) у французов уже "Вобан" готов - с 14,5 узл ходом и 2мя машинами :-)


Забавно да?

Идея у Попова была здравой - но пока шла ее реализация на что ушло 13 лет (от проекта в 1867 до вступления в строй первого) - нагнали да :-)