я

Что же мы изобрели?

В "патриотической энциклопедии Руксперт" есть страница "Российске изобретения", на которую любой желающий может добавить то, что, по его мнению, придумали и изобрели в России начиная с былинных времен, когда никакой России не было даже в проекте. К сожалению, наряду с реальными открытиями и изобретениями там содержится столько ахинеи, что при просмотре этой страницы возникает подозрение, будто некоторые ее авторы просто прикалывались.

В этой связи я решил попробовать составить свой список российских приоритетов, ограничившись технической тематикой и временными рамками XVIII-XIX веков. В него я включил только те нововведения, которые неопровержимо доказаны, не являлись подражаниями иностранным образцам и были воплощены в жизнь, оказавшись работоспособными и пригодными к практическому применению. Таких изделий и технологий не очень много, тем не менее, они существуют, демонстрируя вклад российских ученых и изобратателей в мировой технический прогресс.

Вполне возможно, я что-то упустил, а потому любые обоснованные и отвечающие перечисленным выше критериям дополнения - приветствуются. Итак, поехали:

nartov1

Металлообрабатывающие станки Нартова. В первой половине XVIII века русский механик Андрей Нартов разработал и построил целую гамму оригинальных станков для работы по металлу, опередивших свое время и не имевших аналогов в зарубежных странах. На правом снимке - "персонный" токарно-копировальный станок Нартова 1717 года.

Токарно-копировальный станок Нартова %282%29

 Станок для нарезания зубьев на шестернях и еще одна модификация токарно-копировального станка.

imgB

Электро-оптический телеграф Пауля Людвига (Павла Львовича) Шиллинга, 1832 год. Первый в мире электромагнитный телеграф со стрелочной индикацией. Проложенная в 1835 году между Зимним дворцом и Адмиралтейством телеграфная линия Шиллинга работала в течение нескольких лет.

4223889_orig

Первый в мире реально эффективный электродвигатель Морица Германна (Бориса Семеновича) Якоби. Построен и успешно испытан в 1834 году. В 1839-м усовершенствованная модель электромотора Якоби была установлена на лодку, способную дивигаться против течения Невы, имея на борту 14 пассажиров.

Fragment_of_west_barelief_on_St.Isaac_cathedral

В 1838 годй Якоби изобрел гальванопластику. Слева - газета "Санктпетербургския ведомости" со статьей об этом изобретении. Справа - медные скульптуры Исаакиевского собора, изготовленные гальванопластическим методом.

486542079

В 1852 году Якоби разработал морскую якорную мину с дистанционным электроподрывом. Во время Крымской войны такие мины применялись для защиты морских подступов к Кронштадту и Петербургу от английских боевых кораблей.

1459762549.5885yablochkov

"Электрическая свеча" Павла Николаевича Яблочкова - наиболее удачная конструкция бытовой электродуговой лампы, сделавшая этот осветительный прибор пригодным для широкого применения. Подробнее о ней здесь.

1442623871_benardos

В 1886 году Николай Николаевич Бенардос получил "привилегию" (патент) на разработанную им технологию электросварки и оборудование для нее. В дальнейшем к российской "привилегии" добавились патенты многих стран Европы и США. Открытый Бенардосом удобный способ резки и соединения металлов вольтовой дугой быстро распространился по всему миру. Справа - чертеж из американского патента Бенардоса и его коммерческого агента Ольшевского.

40

В 1888 году Николай Гаврилович Славянов значительно усовершенствовал метод Бенардоса, впервые применив для электросварки плавкие металлические электроды, аналогичные тем, что используются до сих пор. Справа - так называемый "стакан Славянова" - ваза, которую изобретателю удалось сварить из семи несплавляемых между собой в обычных условиях металлов - бронзы, томпака, никеля, чугуна, стали, меди и нейзильбера.
Благодаря Бенардосу и Славянову электросварка однозначно может считаться российским изобретением, без которого сложно представить промышленность и строительство ХХ века.

sk128

Гиперболоидные инженерно-строительные конструкции Владимира Григорьевича Шухова - еще один неоспоримый российский приоритет. В центре - первая в мире гиперболоидная водонапорная башня Шухова, выставленная на Нижегородской ярмарке 1896 года. Справа - 160-метровая Шуховская радиобашня на Шаблолвке, построенная в 1922 году.

247381_original

Ну и, конечно, радио Попова, куда ж без него? 7 мая 1895 года Александр Степанович Попов провел первый в мире сеанс радиосвязи с использованием изобретенного им "грозоотметчика", то есть - радиоприемника. Действующая копия этого приемника - на снимке справа.

Интересно, что почти все российские изобретения XIX века напрямую связвны с электричеством. На мой взгляд, это вызвано тем, что вступление России на путь научно-технического прогресса совпало по времени с зарождением и началом бурного развития электрических технологий, суливших большие перспективы. Поэтому для российских инженеров и изобретателей эта сфера деятельности стала наиболее интересной и привлекательной. Кроме того, в области электричества западные страны не имели перед Россией многовековой "форы", как, например, в точной механике, автоматике, кораблестроении, химических технологиях и ряде других отраслей.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
ну спроектировали его таки в конторе Нобелей в петербурхе. На "Моталла" его заказали и построили.

Ну как "Ермак" построенный на Тайне таки российский ледокол. Так что надо приписать :-)
////////ну спроектировали его таки в конторе Нобелей в петербурхе.

А откуда инфа, что его спроектировали в Петербурге?

//////Ну как "Ермак" построенный на Тайне таки российский ледокол.

Угу, а аэрофлотовские "Боинги", построенные в Калифорнии, это российские самолеты.
Так от мадам Осбринк - http://www.branobelhistory.com/themes/oil-distribution/ludvig-nobel-builds-the-worlds-first-modern-tanker-/#

Исходный эскиз сделал сам Людвиг Нобель, а потом уже подробный проект и спецификации на верфи

Доставляют имена первой шестерки танкеров - "Зороастр", "Магомет", "Брахма", "Сократ", "Спиноза" и "Дарвин" :-)))
>Угу, а аэрофлотовские "Боинги", построенные в Калифорнии, это российские самолеты.

Если бы их разрабатывали по спецификации и ТТЗ из России - то частично да :-) Ну как-то так. Грубо говоря в "Ермаке" слишком много от Врангеля, Руненберга и Янковского
А, ну, да, если я заказываю еду в ресторане и прошу сделать ее поострее или, наоборот, менее острой, значит, я уже частично шеф-повар. :)
но когда вы заказываете построить вам дом сделав экскизный проект - вы таки архитектор.

А ведь эскиз Зороастра был прямо вот ручками Людвига Нобеля нарисован.
Людвиг (Людовик) - дипломированный инженер с опытом работы в том числе и в кораблестроении.

Так что сомневаться что прям вот сам Шнобель или по карандашу его чертеж тушью чертежник обвел - я бы не стал :-)
Простите, а где он получил инженерный диплом? Согласно энциклопедии, к него не было вообще никакого образования, кроме "хорошего домашнего". И в чем заключался его опыт в кораблестроении?
нигде. Самоук. Диплом выдан шведским инженерным обществом за заслуги (1882), в 1886 получил российский почетный диплом

Опыт в кораблестроении - с 1872 занимался внедрением сталей для постройки судов, участовал в строительстве первого стального парохода в Британии (Вадерланд) и т.п.

Выходит, во время постройки "Зороастра" никаких дипломов у него не было. :)
А "участвовал в строительстве" это очень размытое понятие.
Конечно не было - просто богатый человек с опытом руководства машиностроительным заводом с 1862 г :-)

Ну размытое - он собственно шведский стальной прокат на британский рынок двигал.
Как контрагент. Для чего и построили пароходик - для рекламы что сталь мол это лучше железа.