Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Огненные копья Первой мировой

Не зря говорят, что многие европейские изобретения лишь повторяли то, что уже изобретено на востоке за сотни лет до этого, но не получило развития или было благополучно забыто. Один из ярких примеров – боевые пороховые ракеты, которые впервые появились в Китае на рубеже первого и второго тысячелетий. Оттуда они в 14 или в 15 веке попали в Индию, а в начале 19 века были скопированы и усовершенствованы англичанином Уильямом Конгривом.

Korean_rocket_arrows
Макеты старинных китайских ракет и и "огненных стрел" с пороховыми ракетными ускорителями.

2006AP2868
Английский рисунок 18 века, изображающий индийца, запускающего ракету с бамбуковым хвостом.
Не совсем понятно, зачем он делает это в такой странной позе.


Congreve_rockets
Зажигательные, фугасные и сигнальные ракеты Конгрива различных калибров. Видно, что принципиально они ничем не отличались от древнекитайских и средневековых индийских ракет.

Первоначальный оптимизм европейцев в отношении этого оружия вскоре сменился разочарованием из-за его низкой точности и подверженности влиянию ветра. А появление через несколько десятилетий нарезных орудий привело к повсеместному отказу от ракет, которые сильно проигрывали новым артиллерийским системам не только в точности, но и в дальнобойности.  Однако в 1916 году это дважды забытое оружие вернулось в третий раз, а причиной его возвращения стали боевые аэростаты.

Первые опыты применения воздушных шаров для слежения за вражескими армиями отмечались еще во времена французских революционных войн конца 18 века. В дальнейшем наблюдательные аэростаты использовались в американской гражданской войне, а также во франко-прусской, русско-турецкой, русско-японской и ряде других.

Но наиболее широкое распространение это средство визуальной разведки получило в годы Первой мировой войны, чему способствовал ее позиционный характер. Десятки аэростатов изо дня в день висели на тросах по обе стороны линии фронта. От опытных глаз воздушных наблюдателей, вооруженных мощными биноклями, не могло укрыться ни одно движение в радиусе многих километров. Полученные сведения тут же передавались по телефону на землю, после чего по указанным целям наносила удар артиллерия. Баллоны поднимались с таким расчетом, чтобы их не могли достать вражеские зенитки.

fla1
Немецкий наблюдательный баллон времен Первой мировой войны.

Неудивительно, что одной из первых и наиболее важных задач, поставленных перед боевой авиацией, стала борьба с этим «всевидящим оком». Первым средством такой борьбы являлись стрелы — тяжелые заостренные металлические стержни со стабилизатором, которые летчик высыпал из специального ящика или просто из мешка, пролетая над вражеским аэростатом. Стрелы дырявили оболочку, вызывая утечку газа и заставляя аэростат спуститься.

Но это оружие оказалось малоэффективным. Попасть хотя бы несколькими стрелами в баллон было непросто, но даже в случае успеха дырки быстро заклеивали, аэростат подкачивали водородом из газгольдера, и всего через пару часов «пузырь» снова маячил в небе.

Появление на аэропланах пулеметов тоже не решило проблему, поскольку пробоины от пуль устранялись столь же легко и быстро, как и от стрел. Требовалось новое оружие, которое не просто заставляло бы аэростат на время спуститься, а приводило бы к полному его уничтожению. И в начале 1916 года такое оружие появилось. Лейтенант французского флота Ив Пьер Гастон Ле-Прие (Le-Prieur) вспомнил про древнекитайское изобретение, предложив сжигать баллоны ракетами.

Ракета Ле-Прие представляла собой картонную трубку длиной чуть более полуметра с запрессованной пороховой шашкой — двигателем и деревянным носовым конусом с треугольным лезвием, напоминавшим наконечник копья. Оно предназначалось для протыкания оболочки аэростата, после чего наполнявший ее газ должен был вспыхивать от ракетной струи. Сбоку к ракете крепилась длинная деревянная рейка — хвост, служившая для стабилизации в полете. Эти рейки при заряжании вставлялись в пусковые установки — простые металлические трубки диаметром 25 миллиметров, которые приделывали к межкрыльевым стойкам истребителей-бипланов.

Обычно истребитель нес шесть или восемь ракет, но иногда их количество доходило до десяти. Ракеты запускались попарно или залпом с помощью электрозапала. Пилот осуществлял наведение через простейший рамочный прицел, либо просто «на глазок».
Для предохранения от струй раскаленных газов при пусках полотняную обшивку нижнего крыла в районе стоек заменяли алюминиевыми или жестяными листами, а деревянные стойки защищали металлическими накладками.

neuport-rocket
Один из первых истребителей-ракетоносцев "Ньюпор-16". Никакого другого оружия, кроме ракет, на нем не установлено.

rocket2

LePrieurrockets2
Крупный план ракет Ле-Прие на той же машине.

Пороховая шашка полностью выгорала на дистанции 100-150 метров, а дальше ракета еще примерно метров 300 летела по инерции. Но чтобы гарантированно «запалить» аэростат надо было попасть в него ракетой с работающим двигателем. Очень малая дальность эффективной стрельбы грозила летчику риском врезаться в баллон при малейшем опоздании с выходом из атаки.

Тем не менее, французы решили рискнуть. Весной 1916 года первые партии ракет были изготовлены и установлены на самолеты «Ньюпор-16», ставшие, таким образом, первыми в мире воздушными ракетоносцами. 22 мая, после короткой тренировки пилотов ракетные истребители впервые пошли в бой. Эксперимент увенчался полным успехом. Французские летчики за несколько минут сожгли ракетами пять из шести немецких привязных аэростатов, висевших в районе Вердена, и возвратились без потерь.

Этот триумф вызвал всплеск интереса к изделиям Ле-Прие. Уже через месяц они появились у англичан, еще через два — в России. Вскоре и немцы, захватив совершивший вынужденную посадку ракетный «Ньюпор», скопировали это оружие.
Наиболее часто французы и русские монтировали установки Ле-Прие на «Ньюпорах», но иногда их можно было увидеть на истребителях «Спад-7» и даже на крупных двухместных «Фарманах». У англичан «Ле-Прие» стояли на истребителях Сопвич «Пап», Де-Хэвилленд DH.2 и ночных перехватчиках RAF BE. 12.

farman-40
Французский двухместный боевой самолет "Фарман-40" с ракетными установками.

pup

pup2
Английский ракетоносец Сопвич "Пап".

rock-color
Английский истребитель с толкающим винтом Де-Хэвилленд D.H.2. Помимо ракет, он вооружен пулеметом "Льюис".

В 1916-17 годах ракетами были уничтожены десятки аэростатов с обеих сторон. Появились и первые «ракетные асы». Известно несколько случаев, когда ракетами удавалось сбить даже аэропланы, но это можно считать лишь случайностью. Хотя вероятность попадания у «Ле-Прие» была гораздо выше, чем у стрел, она не шла ни в какое сравнение с точностью боя стрелкового оружия. Из-за неэффективного реечного стабилизатора на дистанции 100 м разброс достигал нескольких метров, поэтому даже по неподвижно висящим аэростатам летчики то и дело промахивались.

lepreiur
Не очень качественный но интересный фотоснимок последствий атаки французским ракетным истребителем немецкого аэростата. В этот раз летчик промазал и все его ракеты прошли мимо (их дымные следы видны в левом верхнем углу), однако воздухоплаватель, заметив противника, решил не рисковать и еще до залпа поспешил выпрыгнуть с парашютом.

Еще одним серьезным недостатком было ухудшение летных данных самолетов-носителей. Истребитель с ракетами терял в скорости и не мог вести маневренный воздушный бой, поэтому при появлении в воздухе вражеских самолетов «охотникам за аэростатами» приходилось отказываться от выполнения задачи и давать залп впустую, чтобы освободиться от лишнего груза и снизить аэродинамическое сопротивление.

Однако причиной очередного отказа от ракет стало не это, а появление в боекомплектах авиапулеметов фосфорных зажигательных пуль, оказавшихся гораздо более эффективным оружием как в борьбе с аэростатами, так и против аэропланов. В 1918 году выпуск пороховых неуправляемых ракет прекратился. Почти на 20 лет они вновь ушли в забвение, чтобы вновь возродиться на более высоком техническом уровне в виде советских "эрэсов", давших первые залпы в 1939 году в жарком небе над Халхин-Голом.
Tags: ВВС, Первая мировая, авиация, воздухоплавание, оружие, экзотика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вот, такой уж я добряк

    И ничего не могу с собой поделать :) А вы, господа-товарищи, насколько исполнены доброты? Проверить себя можно тут.

  • Пред ним живая голова!

    Ровно 40 лет назад, 8 октября 1984 года, при мимолетном генсеке Черненко, которому оставалось править четыре месяца, на советские экраны вышел…

  • Мир без радио

    Ровно 110 лет назад, 8 октября 1914 года германский крейсер "Эмден", уже потопивший несколько английских грузовых судов, зашел в гавань…

promo vikond65 march 4, 2023 13:17 39
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Вот, такой уж я добряк

    И ничего не могу с собой поделать :) А вы, господа-товарищи, насколько исполнены доброты? Проверить себя можно тут.

  • Пред ним живая голова!

    Ровно 40 лет назад, 8 октября 1984 года, при мимолетном генсеке Черненко, которому оставалось править четыре месяца, на советские экраны вышел…

  • Мир без радио

    Ровно 110 лет назад, 8 октября 1914 года германский крейсер "Эмден", уже потопивший несколько английских грузовых судов, зашел в гавань…