я

Плач о погибели Акры

725 лет тому назад, 18 мая 1291 года пал город-крепость Акра (Акко) - последний форпост крестоносцев в Палестине. После непродолжительной осады и массированного обстрела из сотни камнеметов его взяли штурмом войска мамлюкского султана Халила аль-Ашрафа. Так закончилась почти 200-летняя эпоха крестовых походов, в ходе которой европейцам, несмотря на колоссальные усилия и огромные жертвы, так и не удалось закрепиться на Святой Земле. Зато мусульмане научили европейских завоевателей мыться в банях (римская банная культура в Западной Европе была давно забыта), варить мыло, играть в шахматы, стелить на пол ковры, употреблять в пищу восточные пряности, а также - многим другим полезным вещам.

Осада и штурм Акры были довольно подробно описаны одним из выживших участников обороны города в манускрипте, название которого я вынес в заголовок. А далее, как обычно, подборка красивых иллюстраций.

bf0126b984cafa3bb5a4526e81e0f586

Слева: Переговоры магистра Тевтонского ордена с посланниками султана, прибывшими в Акру с требованием о капитуляции. Высокие договаривающиеся стороны не смогли найти общий язык и переговоры не увенчались успехом. Справа: эвакуация жителей города на генуэзские и венецианские суда.

MA-13th-Century-Arms-Armor

Экипировка и вооружение рыцарей-госпитальеров (слева) и тамплиеров времен осады Акры. В таком прикиде в Палестине, наверное, было жарковато.

picart_1500_akko_b

Средневековая карта Акры. Видно, что город был защищен двойными крепостными стенами с башнями. Еще одна стена делила его пополам, а с трех сторон естественной защитой служило море. Взятие такой цитадели было нелегкой задачей, но мамелюки с ней справились.

sXcaq4c

Крестоносцы обстреливают осадный лагерь мамелюков из требушета, утановленного на барже. Вдали видны стены Акры.

0_508e36_e3d61dd3_XXL

Сцены штурма и уличного боя в городе. На левой картине французского художника Доминика Луи Ферроль-Папетти в центре, в красной тунике с белым крестом изображен великий магистр госпитальеров Матье де Клермон. При отражении штурма он погиб, как и большинство его рыцарей.

mariusz kozik

"Акра: последняя контратака", картина польского художника Мариуша Козика.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Они и в Киевской Руси жили в изрядных количествах, однако русская баня и сауна это две большие разницы.
Есть такое - но славянские мыльни и варяжские бани вполне сосуществовали в городах типа Новгорода и Киева. В европе с норманской культурой то же все в порядке, не только сауны, но и бордели имеют норманские корни - от борд - окраина :-)
Вообще-то, в ПВЛ новгородские бани описаны как некое смешное чудачество, в которое киевлянам трудно поверить.
А бордель - это от прагерманского burdam - доска.
В ПВЛ описываются впечатления не киевлянина а бродячего туриста из Израиловки, некоего апостола Андрея :

" И отправился в страну варягов, и пришел в
Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в
Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их
сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут
на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва
вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И
творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят
омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,
побыв в Риме пришел в Синоп."




Ну, понятно же, что это впечатления именно киевлянина - автора текста, а не мифологического персонажа из израиловки.
не уве - возможно это именно рассказ о том что мы не лаптем щи хлебаем. Заказуха под казенный патриотизм. Потому припутан апостол Андрей рассказывающий в РИМЕ про русские бани :-)


Ага, только рассказ написан в стилистике: "Во, блин, дают, совсем охренели!" :)
не согласен. РАссказ как раз типичная аггиография в духе греческих книжников.

Кстати возможно что и писал грек. Прижившийся тут - а "Нестор" лишь поместил забавный кусок текста в свой текст. Такое сплошь и рядом. "вставки".

С чем Вы не согласны? И как отнесение рассказа к агиографическому жанру противоречит тому, что я написал?
я не согласен с мнением что северная баня это для киевлянина странная диковинка.

ТУТ наоборот сатира и гротеск - как диковинка это подается что общеизвестная и привычная вещь в диковинку иностранцу... "Роисся вперде" как говорят в тех тырнетах и не более того.
>А бордель - это от прагерманского burdam - доска.

Возмножно, но проход этого слова в романские языки от прагерманского через "готский" ака шведский - таки возможен
Не менее (если не более) возможен "проход" напрямую от старогерманского к старофранкскому.
возможен. Но именно что возможен.

Но норманского влияния в целом опять не отрицает. ррасползлись как тараканы.
в таких вещах все гадательно. Но все же текст выглядит скорее как стеб над иностранцами чем стеб киевлянина над северянами :-)