я

И треснул мир напополам...

rokovoj-sobor_1_2

Ровно 350 лет назад, 23 мая 1666 года, Большой Церковный собор в Москве проклял адептов "старой веры", объявив их раскольниками, еретиками, супостатами и "дьявольским семенем". В тот же день был приговорен к пожизненному заключению в Пустозерском остроге лидер старообрядцев протопоп Аввакум Петров. Но потом "обновленцы" пошли дальше и заживо сожгли Аввакума, а заодно и его помощника, дьякона Федора.

С этого дня раскол русской православной церкви перешел из разряда богословских дискуссий и церковно-административных мер в новую, огненно-кровавую стадию, продолжавшуюся несколько десятилетий и унесшую жизни десятков, а может и сотен тысяч человек. Если бы Россия уже жила по новому летоисчислению, староверы наверняка обратили бы внимание на три "антихристовы" шестерки в обозначении 1666 года и обыграли их в своей пропаганде. Однако тогда все на Руси считали, что они живут в 7174 году от сотворения мира.

События эпохи раскола неизбежно вызывают у современного человека ощущение какого-то абсурда, граничащего с безумием. Западноевропейская реформация и контрреформация с их многолетними религиозными войнами были не менее, а пожалуй и более жестокими. Но там всё объяснялось вполне рационально: реформаторы хотели сделать религию более простой, дешевой и необременительной, а церковников - подконтрольными прихожанам. Разумеется, это вызвало яростное противодействие католического духовенства, отодвигаемого от кормушки и от власти, но зачастую имевшего большое влияние на свою паству.

У нас же "реформа" патриарха Никона касалась лишь мелочных богослужебных формальностей и незначительных, по сути ни на что не влиявших корректировок религиозных текстов. И из-за этих формальностей в стране началась грандиозная смута, сопровождавшаяся вооруженными восстаниями, массовыми казнями, групповыми самоубийствами и бегством огромного числа людей в глухие, отдаленные районы.

Только с 1676 по 1685 год и только по задокументированным данным, порядка 20 тысяч старообрядцев добровольно сожгли себя заживо всего лишь из-за того, что от них потребовали креститься тремя, а не двумя пальцами. Реальная цифра наверняка была намного больше. И это при том, что христианство запрещает самоубийства по любому поводу. Опять-таки, по официальным данным переписей, около миллиона человек, то есть, почти 8% тогашнего населения России "ушли в бега". Сочетание ничтожности повода и тяжести последствий просто шокирует.

На заставке - картина А.Д.Кившенко: "Греческие священники указывают патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу на расхождения в текстах греческих и русских богослужебных книг". С устранения этих разночтений, возникших из-за ошибок при многочисленных переписываниях, началась история раскола. Очень многие священники отказались принять изменения, посчитав их происками сатаны.

Vo_vremena_raskola

С.В. Иванов, "Во время раскола". На картине изображено изъятие для последующего уничтожения старообрядных церковных книг.

image001

Слева старообрядческие жесты и церковные атрибуты, справа - "никонианские". Смотри, не перепутай!

4a745c427b598a4c8846ad9fe2b

Протопопа Аввакума конвоируют в ссылку. Картина С.Д. Милорадовича.

1456909358.4099Solovetsky_Monastery_Uprising

Картина того же автора "Черный собор". Противники никонианской реформы провели в Соловецком монастыре свой, антипатриарший церковный собор, который закончился призывом к восстанию.

175494

Подавление Соловецкого восстания воеводой Мещериновым, старообрядческий лубок. Осада монастыря длилась три года и завершилась взятием крепости благодаря предательству одного из защитников, указавшего царским стрельцам тайный проход вовнутрь.

soloveckoevos25

Еще две старообрядческие листовки с изображениями казней адептов древлеправославного обряда.

dispute-faith

"Спор о вере", картина В.Г. Перова. Изображен диспут между раскольниками и "никонианами", прошедший в 1682 году в Кремле в присутствии царевны Софьи. В ходе богословской дискуссии один из идеологов раскола суздальский священник Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят ударил тяжелым распятием по лицу холмогорского епископа Афанасия. На этом прения завершились, а Пустосвята на следующий день обезглавили. Насыщенная была у людей жизнь...

0_12402f_6f9a695e_XXL

Самосожжение раскольников, картина Г.Г. Мясоедова.

03410

Старообрядческие карикатуры XVIII века на патриарха Никона, "антихриста" Петра Первого и "продавшегося дьяволу" священника-никонианца.
Buy for 30 tokens
Теперь говорят ине можно спать ногами к форточке, класть металлические предметы в микроволновку и переходить улицу на красный свет. Но это не точно. Выборы выборами, но моё блогерство никто не отменял. Я просто получил дополнительный инструмент. Ну теперь воришки и мошенники держитесь. Буду…
(Anonymous)
вот в Священном писании менять что либо как в цивильной жизни грех и смерти подобно.

Так писание, как раз, и не меняли! Перемены догматов веры вовсе не касались, а лишь чисто "технических" сторон: как ставить предметы на алтаре и в каком порядке, как его обходить попу - по или против часовой стрелки (раскольники считали что по, никонианцы, что против), положение пальцев при крестном знамении и подобной дребедени. Но раскольники всё повернули на тему: Власть сатанинская - геть её! Интересно, не происки ли это внешних сил или скрытой до этого внутренней оппозиции? Очень похоже, что кто-то просто не сумел упустить повод взбаламутить народ. Ведь не на пустом месте такие идеи возникают! Данный вопрос совершенно неизучен.
Тем более, что народу не говорили о мелочной сути дела, наоборот, всё превратили в мантру:
Царь с попами свои души дьяволу продали, а заодно и наши, авансом. А чтобы в ад загремени все - нужно креститься по-сатанински - кукишем. Тогда и праведник в ад попадёт.

Только с 1676 по 1685 год и только по задокументированным данным, порядка 20 тысяч старообрядцев добровольно сожгли себя заживо всего лишь из-за того, что от них потребовали креститься тремя, а не двумя пальцами. Реальная цифра наверняка была намного больше. И это при том, что христианство запрещает самоубийства по любому поводу.

Раскольники ввели "поправку", во имя веры - не только можно, но и вообще полезно. Мучеником станешь и место в раю будет забронировано.

В ходе богословской дискуссии один из идеологов раскола суздальский священник Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят ударил тяжелым распятием по лицу холмогорского епископа Афанасия. На этом прения завершились, а Пустосвята на следующий день обезглавили. Насыщенная была у людей жизнь...

Это было скучное время, у нас не было инета - вот мы и развлекались, как могли! (С)
Не, там хитро всё было.
Во-первых правка проводилась по книгам не до флорентийской унии, а более поздних, причём венецианской печати. Там неточностей было ещё больше. Эта одна из сторон, причём фундаментальная. Сейчас основного и не упомню, но интересовался вопросом, что почём хоккей с мячом... А все эти придирки, есть возведённый в абсолют протест против перемен старины (текстов).
Не, там хитро всё было.
Во-первых правка проводилась по книгам не до флорентийской унии, а более поздних, причём венецианской печати. Там неточностей было ещё больше. Эта одна из сторон, причём фундаментальная. Сейчас основного и не упомню, но интересовался вопросом, что почём хоккей с мячом... А все эти придирки, есть возведённый в абсолют протест против перемен старины (текстов).
Самое забавное (или, наоборот, печальное) - то, что подавляющее большинство протестовавших и самосжигавшихся никаких текстов не читало по причине неграмотности. Что говорил поп, тому и верили.
Читал как-то подробно об изменениях в текстах и молитвах - таки были у староверов поводы сопротивляться и дело вовсе не в 2-х или 3-х пальцах. Дословно не помню, но в некоторых молитвах смысл после нововведений Никона менялся на противоположный. Что-то типа сначала было "да избави нас от Лукавого", а стало "не избави нас от Лукавого". Именно подобные разночтения и стали поводом для обвинений старообрядцами в поклонении Сатане реформаторов. А нам почему-то тулят что главная причина в пальцах...
А не было никаких нововведений. Были исправления ошибок переписчиков.

Притча про целибат.

Молодой монах принял постриг, и получил первое послушание — переписывать от руки церковные уложения, псалмы и законы.
Поработав так неделю, монах обратил внимание, что все переписывают эти тексты с предыдущей копии, а не с оригинала. Удивившись этому, он обратился к отцу-настоятелю:
— Падре, ведь если кто-то допустил ошибку в первой копии, то она же будет повторяться вечно, и её никак не исправить, ибо не с чем сравнить!
— Сын мой, — ответил отец-настоятель, — вообще-то, мы так делали столетиями. Но, в твоих рассуждениях что-то есть!
И с этими словами он спустился в подземелья, где в огромных сундуках хранились первоисточники, столетиями же не открывавшиеся. И пропал.
Когда прошли сутки, обеспокоенный монах спустился в те же подвалы на поиски святого отца. Он нашел его сразу. Тот сидел перед громадным раскрытым томом из телячьей кожи, бился головой об камни и что-то нечленораздельно мычал. По покрытому грязью и ссадинами лицу его текла кровь, волосы спутались, и взгляд был почти безумным.
— Что с вами, святой отец? — вскричал потрясённый юноша. — Что случилось?
— Celebrate, — простонал отец-настоятель, — слово было: «celebrate» а не «celibate»!!!
> А не было никаких нововведений. Были исправления ошибок переписчиков.

Смотря что считать ошибкой и что считать "правильным" источником. "На соборе 1654 года было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных."
Так, это ж старообрядческий сайт. Нашли что цитировать. :)
Ну я не большой знаток в этом вопросе. Что попалось, то и процитировал.
Но если вы правы и тексты писания просто вернули к каноническим, исправив ошибки - почему народ так сильно сопротивлялся? Не верю я что народ был настолько дремуч, что любым изменениям, тем более правильным, так же сопротивлялся бы. Как минимум должна была быть повсеместной пропаганда в стиле "а баба Яга против".