я

И треснул мир напополам...

rokovoj-sobor_1_2

Ровно 350 лет назад, 23 мая 1666 года, Большой Церковный собор в Москве проклял адептов "старой веры", объявив их раскольниками, еретиками, супостатами и "дьявольским семенем". В тот же день был приговорен к пожизненному заключению в Пустозерском остроге лидер старообрядцев протопоп Аввакум Петров. Но потом "обновленцы" пошли дальше и заживо сожгли Аввакума, а заодно и его помощника, дьякона Федора.

С этого дня раскол русской православной церкви перешел из разряда богословских дискуссий и церковно-административных мер в новую, огненно-кровавую стадию, продолжавшуюся несколько десятилетий и унесшую жизни десятков, а может и сотен тысяч человек. Если бы Россия уже жила по новому летоисчислению, староверы наверняка обратили бы внимание на три "антихристовы" шестерки в обозначении 1666 года и обыграли их в своей пропаганде. Однако тогда все на Руси считали, что они живут в 7174 году от сотворения мира.

События эпохи раскола неизбежно вызывают у современного человека ощущение какого-то абсурда, граничащего с безумием. Западноевропейская реформация и контрреформация с их многолетними религиозными войнами были не менее, а пожалуй и более жестокими. Но там всё объяснялось вполне рационально: реформаторы хотели сделать религию более простой, дешевой и необременительной, а церковников - подконтрольными прихожанам. Разумеется, это вызвало яростное противодействие католического духовенства, отодвигаемого от кормушки и от власти, но зачастую имевшего большое влияние на свою паству.

У нас же "реформа" патриарха Никона касалась лишь мелочных богослужебных формальностей и незначительных, по сути ни на что не влиявших корректировок религиозных текстов. И из-за этих формальностей в стране началась грандиозная смута, сопровождавшаяся вооруженными восстаниями, массовыми казнями, групповыми самоубийствами и бегством огромного числа людей в глухие, отдаленные районы.

Только с 1676 по 1685 год и только по задокументированным данным, порядка 20 тысяч старообрядцев добровольно сожгли себя заживо всего лишь из-за того, что от них потребовали креститься тремя, а не двумя пальцами. Реальная цифра наверняка была намного больше. И это при том, что христианство запрещает самоубийства по любому поводу. Опять-таки, по официальным данным переписей, около миллиона человек, то есть, почти 8% тогашнего населения России "ушли в бега". Сочетание ничтожности повода и тяжести последствий просто шокирует.

На заставке - картина А.Д.Кившенко: "Греческие священники указывают патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу на расхождения в текстах греческих и русских богослужебных книг". С устранения этих разночтений, возникших из-за ошибок при многочисленных переписываниях, началась история раскола. Очень многие священники отказались принять изменения, посчитав их происками сатаны.

Vo_vremena_raskola

С.В. Иванов, "Во время раскола". На картине изображено изъятие для последующего уничтожения старообрядных церковных книг.

image001

Слева старообрядческие жесты и церковные атрибуты, справа - "никонианские". Смотри, не перепутай!

4a745c427b598a4c8846ad9fe2b

Протопопа Аввакума конвоируют в ссылку. Картина С.Д. Милорадовича.

1456909358.4099Solovetsky_Monastery_Uprising

Картина того же автора "Черный собор". Противники никонианской реформы провели в Соловецком монастыре свой, антипатриарший церковный собор, который закончился призывом к восстанию.

175494

Подавление Соловецкого восстания воеводой Мещериновым, старообрядческий лубок. Осада монастыря длилась три года и завершилась взятием крепости благодаря предательству одного из защитников, указавшего царским стрельцам тайный проход вовнутрь.

soloveckoevos25

Еще две старообрядческие листовки с изображениями казней адептов древлеправославного обряда.

dispute-faith

"Спор о вере", картина В.Г. Перова. Изображен диспут между раскольниками и "никонианами", прошедший в 1682 году в Кремле в присутствии царевны Софьи. В ходе богословской дискуссии один из идеологов раскола суздальский священник Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят ударил тяжелым распятием по лицу холмогорского епископа Афанасия. На этом прения завершились, а Пустосвята на следующий день обезглавили. Насыщенная была у людей жизнь...

0_12402f_6f9a695e_XXL

Самосожжение раскольников, картина Г.Г. Мясоедова.

03410

Старообрядческие карикатуры XVIII века на патриарха Никона, "антихриста" Петра Первого и "продавшегося дьяволу" священника-никонианца.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Re: Не жулики, а разбойники
Не только.
После упразднения Запорожской Сечи, до 5000 казаков укрылись, в контролируемой Турцией, дельте Дуная, где султан позволил им сформировать Дунайскую Сечь. После нескольких кровавых столкновений с некрасовцами, большая их часть вернулась в Россию или поселилась в Маньясе, выступив на стороне Турции против греков во время греческой войны за независимость. Дунайская Сечь была упразднена в 1828 году. Некоторые казаки вернулись в Россию, в то время как другие были перемещены в центральную Турцию на принудительные работы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%A2%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8
Re: Не жулики, а разбойники
А разве запорожцы были старообрядцами?
Re: Не жулики, а разбойники
Не знаю, в этой статье написано, что были.
Re: Не жулики, а разбойники
Возможно - надо будет покопать этот вопрос серьёзнее. А что касается ухода части запорожцев в Турцию - об этом я знаю. Не случайно тех, кто остался, Екатерина распорядилась именовать Войском Верных Казаков Запорожских. Впоследствии из них сформировали Черноморское казачье войско, превратившееся потом в Кубанское.

Запорожцы никогда не были едины в отношении России. Ту же Великую Северную войну вспомнить, когда часть из них сражалась в Русской Армии под началом Семёна Палия, часть - на стороне шведов под командой Константина Гордиенко, а часть пыталась держать нейтралитет - и именно им больше всех досталось, когда Александр Меншиков и Гнат Галаган разорили Запорожскую Сечь.