я

Маджента - цвет победы

the-battle-of-magenta-coloured-engraving-italian-school

Думаю, все, кто имели дело с полиграфией, компьютерной графикой или дизайном, хорошо знают ярко-пурпурный цвет маджента - одну из четырех составляющих цветовой палитры CMYK. Однако наверняка мало кто знает, что этот цвет получил свое название благодаря сражению у итальянского городка Маджента, произошедшему 4-5 июня 1859 года. Дело в том, что маджента (он же солянокислый розанилин, он же фуксин) это не только синтетический краситель, но и антисептик, действующий против грибковых и стафилококковых инфекций. Именно в этом качестве недавно синтезированное вещество было впервые применено французскими военными медиками в битве при Мадженте для дезинфекции ран. Вот такая довольно неожиданная история.

Сражение при Мадженте произошло в ходе краткой франко-итало-австрийской войны, длившейся с 29 апреля по 11 июля 1859 года. Ее инициатором был король Сардинии Виктор-Эммануил, стремившийся изгнать австрийцев из Италии и объединить ее под своей властью. На его стороне выступил французский император Наполеон-III, которому Виктор-Эммануил пообещал за это область Савойя и город Ницца, заключив с французским монархом секретный договор. Однако в Вене каким-то образом узнали о соглашении и решили нанести упреждающий удар. Королю был направлен ультиматум с требованием полного разоружения. Разумеется, Виктор-Эммануил его отверг. В ответ австрийская армия вторглась на территорию Сардинского королевства. Как только об этом узнали в Париже Франция объявила Австрии войну.

Несмотря на скоротечность кампании, она ознаменовалась несколькими серьезными боями и двумя крупными сражениями, причем все их австрийцы продули. Сражение при Мадженте было предпоследним. В нем французская армия, состоявшая из двух корпусов, одним из которых командовал сам Наполеон, а другим - маршал Мак-Магон, решительно атаковала австрийскую армию под командованием фельдмаршал-лейтенанта Ференца Дьюлаи.

Австрийцы занимали сильные позиции на берегу реки Тичино и в самой Мадженте, превратив ее крепкие каменные дома в опорные пункты. Однако французам удалось форсировать реку по полуразрушенным мостам и за несколько часов упорных уличных боев - полностью зачистить город. Этот успех говорит о весьма высоких боевых качествах французских солдат, поскольку армия Наполеона и Мак-Магона не имела решающего численного превосходства. У них было примерно 59 тысяч французов и чуть больше тысячи сардинцев, а у Дьюлаи - 58 тысяч солдат и офицеров. Кроме того, австрийцы имели 152 пушки, а французы - 91.

Тем не менее, исход битвы не вызывал сомнений. Австрийцы, выбитые из города, потеряли 1368 человек убитыми, 4358 - ранеными и 3987 - пленными. Французы - 657 убитыми, 3229 - ранеными и 546 - пленными. Главную роль во взятии Мадженты сыграли пять тысяч французских гренадеров, которые ловко забрасывали ручные гранаты в окна домов, обороняемых австрийцами.

На следующий день к Дьюлаи подошли значительные подкрепления, увеличившие численность его армии до 100 тысяч. Однако он так и не решился контратаковать, возможно, опасаясь, что французы тоже получили пополнения. Вместо этого фельдмаршал-лейтенант приказал отступать к Милану, а потом еще дальше - к Мантуе. За такую осторожность, граничащую с трусостью, Дьюлаи был отстранен от командования. Австрийскую армию возглавил сам император Франц-Иосиф, и под его мудрым руководством она получила финальный нокаутирующий удар в битве у Сольферино. Однако это уже другая история.

На заставке - итальянская раскрашенная гравюра "Битва при Мадженте". Изображена рукопашная схватка между французскими зуавами, сардинскими берсальерами и австрийскими пехотинцами на холмах за пределами города.

armeee_de_ligne_1859_infanteri32772

Участники битвы за Мадженту: французские пехотинцы, берсальер, тирольский стрелок и австрийский солдат линейной пехоты. Обратите внимание на оригинальную берсальерскую винтовку со штыком на прикладе.

f5eccRJdBSpknzCoXueV26QyUk0

Капсюльная дульнозарядная винтовка Минье со штыком-ятаганом - основное оружие французской пехоты в сражении при Мадженте.

MAGENTAPONTERIPARATOSOTTOILFUOCOIL18-6-1859

Французы под огнем форсируют реку Тичино по дощатому настилу, уложенному взамен разрушенного мостового пролета.

it.bataille.magenta.db

Карта-схема Маджентской битвы. Французы и итальянцы помечены красным, австрийцы - синим.

Giovanni_Fattori,_Battle_of_Magenta

Наполеон-III (в центре на белом коне) среди офицеров и адъютантов во время битвы при Мадженте. Картина Джованни Фаттори. Интересно, что итальянский художник изобразил императора со спины, что в те годы было не принято в отношении коронованных особ.

Bataille_de_Magenta

Уличный бой в Мадженте, зуавы атакуют.

dscn23883

Погибшие в сражении французские солдаты, собранные для захоронения в братской могиле на городском кладбище.

1847-1914

Французские ручные гранаты образца 1847 года с терочными запалами. Слева - в медных корпусах, справа - в чугунном.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
стало быть, именно про эту войну Швейк песни пел:
"Виндишгрец и прочие паны генералы
Утром спозаранку войну начинали.
Гоп, гоп, гоп!

Войну начинали, к господу взывали:
"Помоги, Христос, нам с матерью пречистой!"
Гоп, гоп, гоп!
С матерью пречистой. Вон— четыре моста.
Выставляй, Пьемонт, посильней форпосты.
Гоп, гоп, гоп!

Закипел тут славный бой у Сольферино,
Кровь лилась потоком, как из бочки винной.
Гол, гоп, гоп!

Кровь из бочки винной, а мяса — фургоны!
Нет, не зря носили ребята погоны.
Гоп, гоп, гоп!

Не робей, ребята! По пятам за вами
Едет целый воз, груженный деньгами.
Гоп, гоп, гоп!"


Учитывая, что ежедневно в работе использую мадженту, было крайне интересно узнать такой исторический факт.) Спасибо огромное!

Если всерьёз
Если Вы всерьёз спрашиваете (а кто ж его знает? в русском языке так необходим знак препинания для обозначения лёгкого сарказма, что-то типа ⸮), то циан — от греческого κύανος — но тут начинаются непонятки, так как циан — светлый, а кианос — тёмный. К этому делу примешивается описание цвета моря у Гомера как "винного", что заставляет современных исследователей трясти головой и ссылаться на лингвистический релятивизм или даже массовую цветослепоту у греков. Эмпедокл также "не видел" ни синего, ни даже зелёного. Небо было "бронзовым".
Битва при Маренго - цвет маренго, битва при Мадженте - цвет маджента: Италия - родина дизайна!
:-)

И как из такого ружья со штыком на прикладе вести прицельный огонь?
(Anonymous)
Это, наверное, шутка)))
У берсальеров были короткие нарезные карабины с обычным штыком-кортиком.
Вообще, странная конструкция, конечно. Возможно, пропускали штык подмышкой?
Лично мне более правдоподобной кажется версия со съёмным штыком, который перед рукопашной вставлялся в паз на прикладе. Если допустить, что приклад - металлический, а дерево - накладка, то такая конструкция, более ударопрочная в сравнении с цельнодеревянным прикладом, более практична.
Это одновременно снимает проблему с порванной подмышкой (судя по рисунку, режущая часть - именно верхняя!) и порезами. Но на винтовке крепления для обычного штыка - на стволе - не заметно, а без него такая конструкция окончательно превращается в оксюморон.
P.S. Нашлась-таки подобная конструкция... Но даже там штык на прикладе перпендикулярен:
http://warhammer40kdaw.at.ua/_ph/60/21069464.jpg

http://orig00.deviantart.net/cf59/f/2010/297/1/8/kroot_mercenary_by_pearlphoenix-d31fa5i.jpg
У меня такое впечатление, что режущих кромок там нет, штык - игольчатый.
Даже в таком случае его нужно либо снимать, либо надевать на него какой-нибудь чехол. Выгод в сравнении с традиционным креплением не просматривается, а хлопот - выше крыши. И даже в качестве экспериментального выглядит, мягко говоря, странно.
(Anonymous)
Я бы предположил, что это особенность художественного изображения приклада.
Берсальерский карабин - штука известная, он ничем экзотическим от французских карабинов не отличался.
Очень оригинальное художественное изображение, там явно видна металлическая "игла". И почему нет штыка на стволе?
(Anonymous)
Штыка нет, думаю, потому, что стрелки (воинская специальность, они же шассеры, берсальеры, райфлы) практически никогда в бою штык не надевали, он мешал заряжать. Да и вместо привычного трехгранного штыка использовался длинный ножевой кортик, который ранил руку при заряжании.
Французы, поэтому, додумались до изогнутого т.н. штыка-ятагана.
По поводу берсальерского карабина - он внешне очень напоминал французский и у него в это время был обычный приклад.
Посмотрите в гугле M1856 Bersaglieri rifle
Обычный карабин.
Предположил, что картинка не совпадает по дате с 1859
Копнул историю вооружения берсальеров и, действительно, нашел карабин с таким харрактерным удлиненным затыльником в стиле охотничего ружья: это карабин обр. 1844.
Он был устаревший (в стиле 18 века), поучаствовал в неудачной войне с Австрией
Был заменен образцом 1849, с которыми берсальеры съездили в Крым
В 1856 были перевооружены на практически французский образец, с которым отвоевали 1859 и 1866 и, который уже в 1868 переделали под заряжание с казны.

(Anonymous)
Позвольте дополнить:
французские пехотинцы у Вас изображены в более позднем обмундировании, уже на 1860-е, на кампанию в Мексике. Тогда французы ввели для пехоты такую форму с "зуавскими" мотивами: короткий франтоватый мундирчик, широченные штаны и кожаные краги поверх гетр.
А в 1859 французы воевали в том же обмундировании, что и в Крыму: шинели, относительно узкие красные брюки, кепи с красным верхом
Но, новая форма показала себя непрактичной и к несчастной франко-прусской войне все вернулось обратно.
Карабин, изображенный на фото, это не Минье, это стержневой карабин системы Тувенена, им вооружались стрелковые батальоны, и, как раз в 1859 - полки зуавов.
Там был другой принцип расширения пули, чем у ружей Минье. Оригинальный, но менее удачный.
На городском кладбище лежат не французские, а австрийские солдаты, это известные фотографии, австрийское подразделение упорно обороняющее кладбище, понесло огромные потери
Спасибо за дополнения. Я подумал, что на кладбище - французы из-за темного цвета мундиров.

А по поводу французской униформы Вы не правы. К этой картинке была оригинальная подпись:
Armée de ligne 1859. Infanterie de ligne : grenadier et fusilier en tenue de route
Auteur : Armand-Dumaresq Charles-Edouard
То есть, именно 1859 год.

Edited at 2016-06-05 11:14 am (UTC)
(Anonymous)
Нет, тут однозначно, налицо ошибка художника.
Форма, изображенная на рисунке, была введена только в 1860 году. Декрет был в марте, по-моему, и сам процесс переодевания занял несколько лет, т.к. я видел фото 1864 в шинели старого образца. Донашивали.
А в кампании в Италии французская армия носила форму образца 1845 года.
Форма обр. 1860 поучаствовала в экспедициях Мексике и Сиам, много ее было продано в США, где северяне нарядили такими петухами целый корпус (!)
Она выглядела очень эффектно, но была неудобна, например великолепное практичное кепи заменялось пилоткой с кисточкой или тяжелым неудобным кивером, краги (жамбье) без слез не оденешь, не снимешь.
В итоге в обр. 1867 году опять вернулись к проверенному обр. 1845.
Интересно, французы наступали с запада на восток, а на всех картинах они справа. Это традиция французской живописи или случайность?
Еще запомнилось "Мадженто"и "Сольферино" единственные броненосные двухдечники.
Я только в МК картинку видел,красивый-же корабль.Так и начнешь за впупуданцев болеть,такую красоту да к нам в Севастополь к 54г. осенью.
(Anonymous)
Да, в тех условиях одного такого корабля хватило бы, чтобы разогнать/потопить весь союзный флот в Черном море, обогнуть Европу, перейти на Балтику и еще там навалять союзникам))))))))
мечты-мечты...
Ну да,я же и говорю,нормальных авторов про впопуданцов нема.
>Да, в тех условиях одного такого корабля хватило бы, чтобы разогнать/потопить весь союзный флот в Черном море,

Cожжет весь запас кардиффа в Севастополе примерно за две недели :-)
Мажента прекрасный пример "солдатской битвы" - выигранной не усилиями полководца (задачей которого было не сделать грубых ошибок :-) - а все сделали командиры отдельных частей французской армии и инициатива младших офицеров и солдат.