я

Бухгалтерия воздушной войны

23-373-806-38-12187921

Недавно, просматривая архив Военно-исторического форума, наткнулся на весьма любопытную табличку, в которой отражены (по немецким данным) поквартальные потери истребителей Люфтваффе на Восточном и Западном фронтах Второй мировой войны. При этом, как я понял, к Западному фронту отнесены все театры военных действий, где против немцев воевали не советские, а англо-американские ВВС, то есть, Западная Европа, Атлантика, Балканы, Северная Африка и Средиземноморье.

Я не знаю, из какого истрчника взяты эти цифры и насколько они соответствуют действительности. Тем не менее, я решил, так сказать, для широты кругозора, перепостить таблицу, дополнив ее итоговыми значениями, а также - еще одной табличкой с потерями советской истребительной авиации по годам войны, взятыми из известного справочника Кривошеева. В справочнике они округлены до сотен, но на общую картину это не влияет. А картина, прямо скажем, получается не очень оптимистичная...

Итак, сперва - "немецкая" таблица. В первой колонке показаны потери на западных фронтах, во второй - на Восточном, в третьей - общий итог. Потери за 1945 год не учтены, поскольку из-за "схождения" фронтов в этот период одни и те же немецкие истребительные части воевали как против советских, так и против англо-американских ВВС, а потому зачастую невозможно было определить, кем нанесен урон. Потери за период с 22 по 30 июня 1941 года на советско-германском фронте приплюсованы к данным за 3-й квартал.

1941
3 квартал               312           794          1106
4 квартал               191           301           492
ВСЕГО                   503         1095         1598

1942
1 квартал               268           317           585
2 квартал               562           558         1120
3 квартал               592           676         1268
4 квартал               499           298           797
ВСЕГО                 1921         1849         3770

1943
1 квартал               967         343           1310
2 квартал             1612         565           2177
3 квартал             2173         673           2846
4 квартал             1619         335           1954
ВСЕГО                 6371       1916           8287

1944
1 квартал             2700         391           3091
2 квартал             3569         511           4080
3 квартал             4231         705           4936
4 квартал             3560         496           4056
ВСЕГО               14060         2103       16163

ИТОГ                 22855         6963        29818

Далее - соотношение советских и немецких потреь истребителей по годам, поскольку поквартальной разбивки в кривошеевском справочнике нет. В первой колонке - немецкие потери, во второй - наши, а в третьей - пропорции. Любопытно, что наиболее выгодное для нас соотношение потерь было в 1942 году.

1941       1095       9600       1/8,8

1942       1849       7000       1/3,8

1943       1916     11700       1/6,1

1944       2103     12700       1/6,0

ИТОГ     6963     41000       1/5,9
promo vikond65 июнь 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Наоборот, 20 тыс. боевые и 26 - небоевые, но это за всю войну.
А у немцев 30 тыс. - все вместе, но только в боевой обстановке. Не учтены потери в летных школах и учебных частях, самолеты, переданные союзникам, а также - самолеты, уцелевшие к концу 1944 года.
По состоянию на 1.01.45 у немцев было в строю около 5000 истребителей (включая "фокке-вульфы" F и G, которые они считали штурмовиками).
Хорошо, тогда считаем все вместе. У Кривошеева. насколько я понял, учтены все потери (ресурс), и боевые (на фронте) и небоевые (в тылу). Приплюсуем к немецкому производству еще и штурмовые варианты "фокке-вульфов" (я их в расчет не брал) и тыловые потери - всяко разно выходит на круг примерно столько же, сколько и у нас (правда, конечно, я не беру в расчет англоамериканцев). так по любому выходит не все так уж плохо (особенно если учесть процент износа наших деревянно-перкалевых машин по сравнению с цельнометаллическими немецкими), как может показаться на первый взгляд.
У Кривошеева не разделены небоевые потери на фронте и в тылу.
Кстати, если плясать от Кривошеева, то у нас к концу войны должно было остаться более 64 тысяч самолетов (таблица 186).
Между тем реальная численность советских ВВС к концу войны составляла 15456 самолетов.
http://stsokol.ru/vvs_tsifra/gl_2/2.13.html
Плюс 3127 в ВВС ВМФ.
http://stsokol.ru/vvs_tsifra/gl_2/2.13.html
Плюс 3146 в ГВФ.
http://stsokol.ru/vvs_tsifra/gl_2/2.18.html
Итого - 21729 машин.
И где же еще более 42 тысяч самолетов? Более сорока двух тысяч, Карл! :)
К началу августа в ВВС дальневосточных фронтов было 3905 самолетов (1220 в 9 ВА, 1378 в 10ВА и 1307 в 12ВА). К началу мая - гораздо меньше, но фиг с ним, будем отталкиваться от этой цифры и даже округлим ее до четырех тысяч. Остается 38 тысяч самолетов, почти в три раза больше, чем на советско-германском фронте.
А сколько, по-вашему, их было в школах и ПВО?
>Итого - 21729 машин.

А между тем на 1.01.45 был 49 871 самолёт (42 018 исправных), в том числе 38 002 боевых (32 668 исправных) (источник - сборник БЧС № 10), в то время как у Кривошеева - 59,9 тыс. (но у него данные расчётные, а не учётные). Так что в потери имеет смысл накинуть не более 10-12 тыс.
Интересное кино, нехилый такой разброс в 10 тысяч самолетов.
А в сети этот сборник есть?
Нет. Но итоговые данные публиковались в "Действующей армии" (М., 2006) и "Кампании и стратегические операции в цифрах", т. 2 (М., 2010).
И чем Вы объясните столь колоссальное расхождение с данными на 1 мая?
Чем их надо дополнить? Про Дальневосточные фронты уже вспоминали, но это менее 4000 самолетов. Остается недостача еще 38 тысяч.

Edited at 2016-06-13 06:48 pm (UTC)
Ну, к примеру, из вышеуказанных 49 871 самолёта на 1.1.45 в недействующих войсках находилось... 26 249.

На 1 августа 45-го в ВС СССР было 34 тыс. самолётов, но С.Н. Михалёв показывая на паре примеров (стрелковое вооружение и артиллерия) разницу между ситуацией на 1 мая и 1 августа пишет: "Очевидно, вслед за завершением военных действий в Европе последовало массовое списание неисправного вооружения".
Получается, на 1 января в действующих войсках было 23622 самолета, а на 1 мая - 11957 - в два раза меньше? Оригинально...
Кстати, тот же Грелер, про которого Вы вспомнили, пишет, что на 1 января 1945 года в советских ВВС было всего 15818 самолетов. Даже если считать только действующие войска, все равно это здорово не штыкуется с вашими данными.
>Кстати, тот же Грелер, про которого Вы вспомнили, пишет, что на 1 января 1945 года в советских ВВС было всего 15818 самолетов.

Грёлер списывал с доступных открытых советских источников. В частности это число из "Истории ВОВ", т. 5, с. 27, таблица "Состав и вооружение действующей армии к началу 1945 г." Указаны только боевые самолёты без По-2. Ну и, возможно, только исправные.