я

Орудия - к бою!

HighFlight-ReneFonck1

99 лет назад, 5 июля 1917 года впервые поднялся в воздух SPAD S.XII - первый в мире истребитель с пушечным вооружением. Испытание машины провел знаменитый французский ас Жорж Гинемер, специально для этого отозванный с фронта. Есть версия, что именно он подал  автору проекта S.XII Луи Бешеро идею установить на истребитель в дополнение к пулемету еще и пушку. Правда, автоматических скорострельных пушек тогда еще не было, поэтому на самолет поставили полуавтоматическое однозарядное 37-миллиметровое орудие "Пюто", изначально предназначавшееся для пехоты.

В автоматическом режиме у этой пушки происходило только открывание затвора после выстрела и выброс гильзы, а заряжать ее и закрывать затвор требовалось вручную. Разумеется, это отвлекало летчика от управления и наблюдения за воздухом, но Гинемер считал, что значительно возросшая огневая мощь с лихвой компенсирует это неудобство. В подтверждение своих прогнозов он уже 27 июля сбил на пушечном истребителе немецкий самолет, а потом - еще три.

Благодаря восторженному отзыву Гинемера французское авиационное командование заказало на фирме SPAD 300 экземпляров S.XII. Один из них достался другому известному асу Рене Фонку, который дал ему столь же высокую оценку и одержал на нем 11 воздушных побед. Однако рядовые пилоты, не обладавшие мастерством Гинемера и Фонка (в таких, по понятным причинам, было абсолютное большинство), встретили новинку гораздо более прохладно и сдержанно.

Меткий пушечнаый выстрел давал почти стопроцентную гарантию уничтожения вражеского самолета, однако попасть в цель с одного выстрела было гораздо труднее, чем пулеметной очередью, и мало кому это удавалось. Хотя на S.XII стоял еще и пулемет, но из-за пушки самолет заметно потяжелел, а от этого ухудшилась маневренность и усложнилось управление. Кроме того, летчикам не нравилось, что после каждого пушечного залпа кабину наполнял едкий пороховой дым, а выброшенные гильзы катались по полу, мешаясь под ногами и грозя заклинить педали.

В общем, "самолет для снайперов" так и не стал популярной и массовой машиной. Заказ на 300 экземпляров вскоре был аннулирован. Точное количество построенных и поступивших в войска S.XII неизвестно, но, по оценкам большинства историков, оно не превышало нескольких десятков. Французы попытались предложить этот аэроплан своим союзникам, но и англичане, и американцы от него отказались. В общем, уже к 1918 году стало ясно, что однозарядным артиллерийским системам не место на самолетах, предназначенных для воздушного боя. И в дальнейшем на них ставили только автоматические пушки.

На заставке - Рене Фонк рядом со своим пушечным истребителем.

full-31315-39706-179

S.XII был далеко не первым самолетом, на который водрузили пушку, но все предыдущие, вроде изображенного на снимке "Вуазена" LB, были штурмовиками, предназначенными для атак наземных объектов.

1280px-Hispano-Suiza_8C_(MAE)

Орудие S.XII было укреплено на моторе "Испано-Сюиза", между карбюратором и блоками цилиндров. Оно стреляло сквозь трубчатую ось верхней шестерни редуктора и втулку винта, а его казенная часть с вертикальным клиновым затвором вдавалась в кабину пилота. Эта пушка имела сменные стволы - нарезной и гладкостенный. Из нарезного огонь велся зажигательными или фугасными снарядами, а из гладкого - картечью. Все французские асы, воевавшие на S.XII, предпочитали картечь, так как она давала больше шансов на попадание, хотя и требовала сближения с целью на минимальную дистанцию.

LCM-1-2300

Боеприпасы авиапушки "Пюто". Слева - контейнеры с картечью, справа - зажигательный снаряд. В каждый контейнер помещалось от 30 до 36 круглых или сегментных пуль.

French_M1916_37mm_infantry_gun

"Окопный" прототип авиапушки "Пюто", предназначенный для борьбы с дзотами и пулеметными гнездами. На самолеты эту пушку, оснащенную удлиненным стволом без пламегасителя, ставили в перевернутом положении.

San Diego Air & Space Museum Spad XII  0  13th Aero Squadron  2

S.XII, проходивший испытания в 13-й эскадрилье Воздушного корпуса Армии США. Поскольку самолет считался экспериментальным, ему присвоили нестандартный бортовой номер "ноль". Скелет с косой - эмблема эскадрильи.

cannon-color
Французский аc Жорж-Феликс Мадон воевал на S.XII с фюзеляжем, окрашенным в ярко-красный цвет, а Рене Фонк - на стандартно камуфлированной машине с эмблемой эскадрильи "Аисты".
promo mono_polist 19:41, вчера 18
Buy for 50 tokens
Рядом с домом есть магазин « продукты Ермолино». Иногда покупаем там разную продукцию. Очень удобно, когда нет времени на полноценную готовку, а тут кинул на сковородку и ешь. Еда нравится, качественная и вкусная, а порой и не скажешь, что это всего лишь полуфабрикаты. Вот недавно…
Херня какая-то, извините за выражение. Если уровень техники того времени не позволял сделать автоматическую пушку такого калибра - так можно было бы попытаться сконструировать самозарядную от энергии двигателя ЛА. Подобная механика перезарядки с внешним приводом была уже отработана на "картечницах" почти за полвека до Первой Мировой.
Если вы такой умный...... На самом деле первую автоматическую авиапушку пушку этого калибра сделали буквально через пару лет, а первую реально работающую - Холи Мозес лет через 10. Именно она стояла на Аэрокобрах....

Edited at 2016-07-06 01:28 am (UTC)

Там явно иной затвор - у пехотного орудия Пюто Мле 1916 нет полуавтоматики.... Скорее всего от 37-мм одноствольной пушки Гочкисс... Посмотрел - так и есть - Гочкисс Мле1902. А у Пюто подобное было на танковом орудии Puteaux_SA_18.

Edited at 2016-07-06 12:34 am (UTC)
Не знаю, где и что вы посмотрели, но на "Спадах" стояла полуавтоматическая пушка "Пюто".
C' est une version considérablement modifiée, allégée et raccourcie du modèle d'infanterie développé par l'Atelier de Puteaux ou APX. L'arme est dite semi-automatique: après chaque tir, elle restait culasse ouverte pour être rechargée.
http://www.histavia21.net/Ba102/amaviapag/37%20mm%20S.P.A.D%20Canon.htm
Мне кажется, калибр 37 мм это максимум для авиации того периода.
С гладким стволом и картечью это же прямо летающий дробовик выходит. Да-а-а, до чего только в то время не додумывались.
про "нолик"
[Error: Irreparable invalid markup ('<s.xii,>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

<S.XII, проходивший испытания в 13-й эскадрилье Воздушного корпуса Армии США. Поскольку самолет считался экспериментальным, ему присвоили нестандартный бортовой номер "ноль".>
Номер, как раз, стандартный, так у американцев было принято обозначать командирские машины.
Если подумать, на испытания надо приглашать худших пилотов, а не лучших. К тому же, не так жалко, если разобьется.)
Худший пилот с гораздо большей вероятностью угробит экспериментальную машину. Поэтому в испытатели всегда отбирают лучших.
В общем, уже к 1918 году стало ясно, что однозарядным артиллерийским системам не место на самолетах, предназначенных для воздушного боя. И в дальнейшем на них ставили только автоматические пушки.

Вроде бы японцы во Второй мировой на свои тяжелые истребители однозарядки ставить пробовали. Из 57- или 75-мм по В-29 - ляпота!
ПМСМ, ключевые слова тут: "...был принят на вооружение в 1917 году". Первая Мировая война заканчивалась. Появись этот самолётик года на два раньше - как знать, возможно, и были бы сделаны его модификации с автоматической пушкой (да и с массой орудия можно было бы покрутить). Но война кончилась, страны, истощённые войной, как я понимаю, стали сокращать военные бюджеты - поэтому данная техника не получила модификаций.
Не было тогда в странах Антанты автоматических пушек. И до конца войны так и не появилось.
Не-не-не, товарищи!
Вы несколько устаревшими данными пользуетесь. Начнем с того, что S.XII были двух, скажем так, разновидностей.
Те, которые были фигово приняты, оснащались 200-сильными моторами Hispano-Suisa HS.8BeC, он же Type 38 по фирменному обозначению. По сути - HS.8B, плохо адаптированный под пушку. Прототип имел номер STAe 382 и его испытывал Гинемер в мае 17-го. Серия началась с номера 433 и закончилась на 458, начало производства - октябрь 17-го.
Немаловажный момент: пушечные СПАД-ы оснащались ШТУРВАЛЬНЫМ управлением типа "Депрдьюссен". Надеюсь, все знают как оригинально оно было устроенно и понятно, почему именно на пушечном самолете оно еще раз нашло применение, не смотря на очевидную архаичность.
Однако - это не все. В июне 18-го была выпущена вторая серия с движком HS.8C (или Type 44), 220 сил с увеличенной степенью сжатия и горизонтально расположенным редуктором. Нумерация серии началась с 459, наибольший известный номер - 473. Это был уже "немного более другой" самолет, не уступающий по ЛТХ седьмой и тринадцатой моделям. Именно такой аппарат STAe #464 достался Биддлу. Его мотор Тип 44 за номером 9003 и пушка за номером 70 хранятся в Смитсониановском музее. В Музее ВВС хранится мотор Тип 38 и пушка от другого аппарата, первой серии.
Таим образом, примерное количество самолетов типа SPAD S.XII Ca.1 на сегодня можно оценить как не менее 40 экземпляров, включая прототип.
И еще пара слов. За счет большей площади крыла самолет оказался довольно стабильной платформой для стрельбы, Брешо предлагал построить партию таких машин в двух и даже трехпулеметном варианте. Однако вместо этого (куда три типа сухопутных истребителей одновременно строить? и так "семерки" аж до 19-го года выпускались буквально на дрова), на основе планера S.XII была выпущена небольшая серия поплавковых истребителей S.XIV , которые по сути отличались только крылом большего размаха и увеличенной площадью киля. А финальной точкой развития этого типа стал послевоенный палубный S.24. существовавший в единственном экземпляре. Это был S.XIV на колесном шасси, с 300-сильной "испаной" и пулеметным вооружением.
Приветствую! Рад видеть, сколько лет, сколько зим... :)
С написанным полностью согласен.