я

Орудия - к бою!

HighFlight-ReneFonck1

99 лет назад, 5 июля 1917 года впервые поднялся в воздух SPAD S.XII - первый в мире истребитель с пушечным вооружением. Испытание машины провел знаменитый французский ас Жорж Гинемер, специально для этого отозванный с фронта. Есть версия, что именно он подал  автору проекта S.XII Луи Бешеро идею установить на истребитель в дополнение к пулемету еще и пушку. Правда, автоматических скорострельных пушек тогда еще не было, поэтому на самолет поставили полуавтоматическое однозарядное 37-миллиметровое орудие "Пюто", изначально предназначавшееся для пехоты.

В автоматическом режиме у этой пушки происходило только открывание затвора после выстрела и выброс гильзы, а заряжать ее и закрывать затвор требовалось вручную. Разумеется, это отвлекало летчика от управления и наблюдения за воздухом, но Гинемер считал, что значительно возросшая огневая мощь с лихвой компенсирует это неудобство. В подтверждение своих прогнозов он уже 27 июля сбил на пушечном истребителе немецкий самолет, а потом - еще три.

Благодаря восторженному отзыву Гинемера французское авиационное командование заказало на фирме SPAD 300 экземпляров S.XII. Один из них достался другому известному асу Рене Фонку, который дал ему столь же высокую оценку и одержал на нем 11 воздушных побед. Однако рядовые пилоты, не обладавшие мастерством Гинемера и Фонка (в таких, по понятным причинам, было абсолютное большинство), встретили новинку гораздо более прохладно и сдержанно.

Меткий пушечнаый выстрел давал почти стопроцентную гарантию уничтожения вражеского самолета, однако попасть в цель с одного выстрела было гораздо труднее, чем пулеметной очередью, и мало кому это удавалось. Хотя на S.XII стоял еще и пулемет, но из-за пушки самолет заметно потяжелел, а от этого ухудшилась маневренность и усложнилось управление. Кроме того, летчикам не нравилось, что после каждого пушечного залпа кабину наполнял едкий пороховой дым, а выброшенные гильзы катались по полу, мешаясь под ногами и грозя заклинить педали.

В общем, "самолет для снайперов" так и не стал популярной и массовой машиной. Заказ на 300 экземпляров вскоре был аннулирован. Точное количество построенных и поступивших в войска S.XII неизвестно, но, по оценкам большинства историков, оно не превышало нескольких десятков. Французы попытались предложить этот аэроплан своим союзникам, но и англичане, и американцы от него отказались. В общем, уже к 1918 году стало ясно, что однозарядным артиллерийским системам не место на самолетах, предназначенных для воздушного боя. И в дальнейшем на них ставили только автоматические пушки.

На заставке - Рене Фонк рядом со своим пушечным истребителем.

full-31315-39706-179

S.XII был далеко не первым самолетом, на который водрузили пушку, но все предыдущие, вроде изображенного на снимке "Вуазена" LB, были штурмовиками, предназначенными для атак наземных объектов.

1280px-Hispano-Suiza_8C_(MAE)

Орудие S.XII было укреплено на моторе "Испано-Сюиза", между карбюратором и блоками цилиндров. Оно стреляло сквозь трубчатую ось верхней шестерни редуктора и втулку винта, а его казенная часть с вертикальным клиновым затвором вдавалась в кабину пилота. Эта пушка имела сменные стволы - нарезной и гладкостенный. Из нарезного огонь велся зажигательными или фугасными снарядами, а из гладкого - картечью. Все французские асы, воевавшие на S.XII, предпочитали картечь, так как она давала больше шансов на попадание, хотя и требовала сближения с целью на минимальную дистанцию.

LCM-1-2300

Боеприпасы авиапушки "Пюто". Слева - контейнеры с картечью, справа - зажигательный снаряд. В каждый контейнер помещалось от 30 до 36 круглых или сегментных пуль.

French_M1916_37mm_infantry_gun

"Окопный" прототип авиапушки "Пюто", предназначенный для борьбы с дзотами и пулеметными гнездами. На самолеты эту пушку, оснащенную удлиненным стволом без пламегасителя, ставили в перевернутом положении.

San Diego Air & Space Museum Spad XII  0  13th Aero Squadron  2

S.XII, проходивший испытания в 13-й эскадрилье Воздушного корпуса Армии США. Поскольку самолет считался экспериментальным, ему присвоили нестандартный бортовой номер "ноль". Скелет с косой - эмблема эскадрильи.

cannon-color
Французский аc Жорж-Феликс Мадон воевал на S.XII с фюзеляжем, окрашенным в ярко-красный цвет, а Рене Фонк - на стандартно камуфлированной машине с эмблемой эскадрильи "Аисты".
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Re: про "нолик"
Вот только на S.XII нет никакой полосы.
Re: про "нолик"
Ну, и что с этого, на ней летал тот же майор Виддл, и нолик на ней нарисован вовсе не потому, что S.XII считался экспериментальным, а просто потому, что это была командирская машина.
21_6.jpg
У вас вон на рисунке машина Фонка изображена еще "голой" хотя известно, что потом она несла его традиционный номер.
Re: про "нолик"
Во-первых, не Виддл, а Биддл.
Во-вторых, вот вам еще один комэск - капитан Джон Хэмблтон, командир 213-й эскадрильи, возле своего самолета. И тоже с единичкой, а не с нулем.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d5/213th_Aero_Squadron_-_SPAD_XIII.jpg/800px-213th_Aero_Squadron_-_SPAD_XIII.jpg
Re: про "нолик"
Во-первых это просто опечатка. ;-)
Во-вторых, могу вам тоже накидать изображений командирских машин с нулями, и у меня их окажется гораздо больше. ;-)
В третьих каким образом использование "единицы" опровергает моё мнение, что "ноль" был одним из обозначений самолета командира эскадрильи, и поддерживает ваше предположение об экспериментальном статусе аппарата, который, кстати, таковым не являлся?
Re: про "нолик"
Вы лучше приведите ссылку на приказ, тогда будет о чем говорить.
Re: про "нолик"
А, хитрый какой, Вячеслав, а я вот помню, что кто-то мне тоже обещал найти у себя сведения об окраске Дукс`овских "Ньюпоров" серебрянкой и так до сих пор не нашел. Так что, верьте мне на слово! ;-)
А, если серьезно, то оригинального документа я, конечно, не видел, но читал его изложение в одной из старинных книжек, издательства Харлейфорд Публикейшенс. В сети пока не находил, где то есть дома бумажная ксерокопия текста, найду покажу.