я

Меньше знаешь - крепче спишь

sam.pam

34 года назад, 6 июля 1982 года под Москвой произошел инцидент, показывающий, насколько тотальным и эффективным был контроль над информацией в Советском Союзе, даже в поздний, относительно либеральный период его существования.

В нескольких километрах от Зеленограда вскоре после взлета разбился магистральный авиалайнер Ил-62, совершавший международный рейс из Шереметьево в Дакар. Погибли все находившиеся на его борту - 80 пассажиров и 10 членов экипажа. Подробное описание причин и обстоятельств катастрофы можно прочесть вот здесь, я же хочу сказать о другом. Чтобы "не нервировать" советских людей и не вызывать у них сомнений в исключительной надежности и безотказности советской авиатехники, происшествие было моментально засекречено. Никаких сообщений в СМИ о нем не появилось.

Более того, властям удалось даже пресечь распространение слухов. Такое получалось далеко не всегда, но в этот раз получилось. Во всяком случае, я впервые узнал об этой катастрофе только в постсоветские времена, хотя летом 1982-го жил в Москве, был уже вполне взрослым (недавно окончил школу) и активно интересовался всем, что так или иначе связано с авиацией.

У меня был достаточно широкий круг знакомств, в том числе среди "свободомыслящей" молодежи, регулярно слушавшей западные радиоголоса и делившейся услышанным. Но и они ничего не знали о трагедии, хотя, "Радио Свобода", "Голос Америки" и "БиБиСи" всегда извещали своих слушателей обо всех крупных ЧП, происходивших за "железным занавесом", о которых им становилось известно.

Все-таки, удивительно, насколько радикально изменилась информационная картина мира на территории бывшего СССР с тех, в общем-то, совсем недавних времен. Сейчас невозможно даже представить, чтобы кто-то попытался скрыть крупную авиакатастрофу в ближнем Подмосковье, а тем более - чтобы ему это удалось.

На заставке - самодельные памятные знаки, установленные родственниками погибших на месте крушения Ил-62. Официального мемориала там нет до сих пор. Внизу - примерное место катастрофы на "Гуглмэпс".

staticmap
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Думаю, на борту летели человеки, о существовании которых знать было не положено.
(Anonymous)
Марсиане штоле?Святая Имперская Инквизиция?
Не нервировать?
Не сообщали?
1) когда примерно в эти же годы, конец 70-начало 80-х,
разбился Ту-104 со штабом ТФ,
в "Красной звезде" был некролог с перечислением всех погибших
2) когда в начале 70-х в Шереметьево разбился советский самолёт с французами- было сообщение в газетах,
А.Н. Косыгин ездил на место катастрофы.
3) в соседней школе школьница погибла в авиакатастрофе- с соревнований в Болгарии возвращалась-
сообщение о катастрофе в газетах было
Re: Не нервировать?
Опять врете.
Информация об авиакатастрофе была практически полностью засекречена. Единственной газетой, написавшей о катастрофе, стала газета «Красная звезда», разместившая некролог на третьей полосе:
"7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей."
Официальное извещение о гибели своих мужей вдовы погибших получили лишь в 1997 году при поддержке депутата Государственной Думы России Галины Старовойтовой.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%A2%D1%83-104_%D0%B2_%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5#.D0.9F.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B8.D1.8F_.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D1.84.D1.8B
А как с иностранцами уладили, чтобы шито-крыто было?
Из иностранцев там были только сенегальцы. С ними, очевидно, как-то уладили.
ну узнали бы вы.и что?....погиб самолёт в Египте.и все уже забыли.
Какое-то пренебрежительное отношение к собственным гражданам.
А, и правда, зачем холопам знать, они же потом всё равно забудут.
И правильно. Какой толк во всей этой панике, провоцируемой буржуазными СМИ. По большому если это не касается моей семьи и близких - то какая мне разница....
(Anonymous)
Келейность события и отсуствие его огласки провоцирует вообще его игнорировать и не делать никаких реальных выводов.В системах типа деспотий вдвойне.
(Anonymous)
В Одессе практически все знали на следующий день. Я узнал слушая "голоса". Позже, из дома напротив, в один день хоронили 5 человек. Знакомая из моего дома стала вдовой.
Сейчас на трагедиях делают деньги. Слетаются, как стервятники. Подсовывают на камеру микрофон родственникам погибших, чтобы выжать из них материал погорячее. Снимаю, как они плачут.
Лучше стало?
Чушь. Никто родственникам микрофон не подсовывает и материал погорячее не выжимает.
Зато общественная поддержка, моральная и материальная, помогает родственникам и заставляет ответственных людей исправлять ошибки и принимать меры (если возможно). В случае с египетским рейсом именно так и было.
Так формируется нация, в конце концов - на сопереживании и взаимоподдержке. А не только на лживом ликовании и самовозвеличивании как в СССР.
Ужасный случай.....
То ли я дурак, то ли лыжи не едут - но объясните мне как можно было отключить два двигателя и заранее обречь себя на неминуемую гибель не видя пожара !!! Ну неужели в авиации здравый смысл совсем не работает ? Ведь по сути сами себя угробили.
Re: Ужасный случай.....
Се ля ви, они действовали по инструкции, их так учили.
Для меня демонстрацией эффективности анти-информированности общества в СССР тогда стал выброс какбэ "сибирской язвы" из военного городка прямо в миллионном Свердловске, с многочисленными жертвами. Никакой информации ни об инциденте, ни о ликвидации последствий, ни о карантине в городе. Даже слухов было с гулькин нос.
Свердловск это немножко другое .................
..... Там многие просто не поняли в чём дело, даже те, которые при деле были. Там и сейчас много неясного - например очень странная избирательность когда умирали мужчины примерно одного возраста. А в Челябинске кое-что рассказывали, но ажиотажа это не вызывало - скажем так вялые пересуды.
Какая то сибирская язва , которой болеют животные в основном ............да кому это вообще интересно.
http://russia.tv/brand/show/brand_id/4872
Самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом Советского Союза адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза, и вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию. Помимо самого Спиридонова на борту были еще 49 человек. Среди них 16 адмиралов. (Для сравнения - в ходе боев Второй мировой войны советский флот потерял четырех адмиралов. А тут сразу, в один страшный миг – 16!)
Ну это просто дурь............
................собрать все яйца в одну корзину - так даже домохозяйка не делает.
Спасибо большое им, что не парили мозг ненужной херней,- в отличии от сейчас.
В 1972 году в Светлогорске АН-24 упал на детский садик, погибла куча детей, почти все кто там был, так еще оперативнее перекрыли весь район, отлючили всю связь а на месте садика за сутки все убрали и сделали сквер, все шито-крыто.
Что тут можно сказать? Молодцы советские спецслужбы, если Запад про авиакатастрофу не пронюхал. А ведь, судя по тому, что в СССР о ней тоже не узнали, граждан "первого в мире государства рабочих и крестьян" на самолёте не было, только иностранцы. Интересно, как была объяснена их гибель диппредставительствам тех стран, чьи граждане погибли?
Там большинство пассажиров и экипаж были советские. Кто, по-вашему, поставил эти самодельные кенотафы на месте трагедии? Иностранцы, что ли?