Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

В небесах над Сан-Паулу

Бразильская гражданская война между паулистами и легалистами интересна не только применением забавных самодельных танчиков, но и тем, что это был первый вооруженный конфликт западного полушария, в котором обе стороны активно применяли авиацию. Поэтому его можно назвать первой воздушной войной на Американском континенте.

Уже на следующий день после начала восстания, 10 июля 1932 года, паулисты захватили военный аэродром Кампо де Марте, на котором им достались четыре боевых самолета - два Potez-25ТОЕ и два WACO CSO.

Кроме того, на гражданских аэродромах штата Сан-Паулу нашлось более двух десятков спортивных, учебных и легких почтово-пассажирских машин, которые были конфискованы и включены в состав революционных ВВС. Среди них: три De-Havillavd DH-60, три Curtiss Fledgling, два Hanriot-410, Nieuport Ni-81, Fiat AS-1, Morane-Saulnier MS-29, Curtiss JN-2, Curtiss JN-4, Caudron 93bis и ряд других. Правда, многие из них были неисправны, а некоторые так и не удалось починить.

Вскоре авиация повстанцев пополнилась французским транспортно-пассажирским самолетом Latecoere-28 авиакомпании "Аэропосталь", прилетевшим из Европы и также немедленно конфискованным на нужды революции. Впоследствии повстанцы переделали его в бомбардировщик. Кстати, пилот этой машины в дальнейшем получил всемирную известность благодаря своему литературному творчеству, его звали Антуан де Сент-Экзюпери. Паулисты не стали его задерживать и беспрепятственно выпустили со своей территории.

Авиация лоялистов, то есть проправительственных сил, была гораздо более многочисленной. Она  состояла из наземного и морского компонентов. Наземный - Aviacao Militar - включал в себя 12 французских многоцелевых самолетов (разведчиков и легких бомбардировщиков) Potez-25ТОЕ и пять американских машин аналогичного назначения WACO CSO, а также - 11 английских учебных De-Havillavd DH-60, два французских истребителя Nieuport-Delage NiD-72 и один французский бомбардировщик Amiot 122.

В состав морской авиации - Aviacao Naval - входили семь крупных двухфюзеляжных итальянских летающих лодок Savoia-Marchetti SM-55A, три американских двухмоторных летающих лодки Martin-PM, четыре американских наземных легких бомбардировщика Vought O2U-2A Corsair, а также 12 DH-60 и два старых английских учебных биплана Avro-504K.

Уже в ходе войны повстанцам удалось значительно пополнить свою авиацию, нелегально закупив в Чили через подставную аргентинскую фирму восемь новых американских легких бомбардировщиков Curtiss O-1E Falcon. Самолеты были перегнаны в Сан-Паулу по воздуху над Аргентиной и территорией штата Парана, занятого бразильскими правительственными войсками. Они стали главной ударной силой паулистских ВВС.

Впрочем, согласно иным данным, повстанцам в конечном итоге достались только четыре машины, а остальные аргентинцы задержали и конфисковали во время промежуточной посадки для дозаправки. Правительство Аргентины, придерживаясь нейтралитета, заявило, что не допустит поставок вооружений и военной техники обеим сторонам через свою территорию.

Лоялисты также старались усилить свою воздушную мощь, причем им это было гораздо проще, так как они могли осуществлять закупки вполне легально. Бразильское правительство приобрело в США 36 истребителей-бомбардировщиков WACO-240, представлявших собой одноместный вариант WACO CSO с 240-сильным мотором и двумя синхронными пулеметами "Кольт-Браунинг".

Их выбрали по той причине, что особенности пилотирования и обслуживания этих машин почти не отличались от хорошо знакомых бразильским авиаторам WACO CSO, следовательно, летному и наземному персоналу не требовалось переучивание. Правда, до подавления восстания в Бразилию успели доставить лишь таких 10 самолетов, которые приняли участие в боях на завершающем этапе конфликта.

13 июля 1932 года правительственные и повстанческие ВВС совершили первые боевые вылеты. Лоялистский Potez-25ТОЕ сбросил бомбы и агитационные листовки на позиции восставших, а паулистский WACO попытался его перехватить, но бомбардировщику удалось уйти. 18 июля два правительственных "Корсара", выполнявших разведывательную миссию, впервые попали под зенитный огонь, однако оба вернулись без повреждений.

20 июля несколько лоялистских самолетов штурмовали наступавших на Рио-де-Жанейро повстанцев и бомбили вражеские артиллерийские батареи, содействуя наземным войскам в отражении наступления на столицу. На следующий день большого успеха добился экипаж "Корсара". От сброшенной им бомбы взлетел на воздух крупный склад амуниции, из-за чего паулисты начали испытывать нехватку боеприпасов.

29 июля в дело вступили тяжелые гидропланы. Два SM-55A в сопровождении "Корсара" засыпали бомбами дзоты, траншеи и блиндажи повстанцев у города Кубатао.

Продолжение следует.  

7946078658_5899243188_b

Один из Latecoere-28 авиакомпании "Аэропосталь", осуществлявших рейсы над Латинской Америкой. Возможно, именно эту машину захватили повстанцы.

1932_01a

Летчики-паулисты возле Potez-25ТОЕ. Опознавательные знаки повстанческой авиации выглядели просто, это были поперечные полосы на крыльях и на фюзеляже за кабиной. Причем на самолетах, окрашенных в темные цвета, полосы были белые, а на машинах, покрытых светлой краской, - черные. Ширина и количество полос - варьировались. Иногда на фюзеляже рисовали одну широкую "ленту", как на этой машине, а иногда - две узких.

1932_06

KAVUREI2

Повстанческий Curtiss Falcon и его экипаж.

38400053

Хорошо отреставрированный WACO CSO с паулистскими эмблемами в бразильском авиационном музее.



Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments