я

Не вписался в поворот

zis101slide005

Сегодня - 100-летний юбилей первого в России крупного автомобильного завода АМО, он же ЗИС, он же ЗИЛ. 2 августа 1916 года, в разгар Первой мировой войны, после торжественного молебна был заложен первый камень на месте будущего автогиганта. Правда, нынешний юбилей можно совместить с поминками, поскольку пару лет назад завод закрылся, чуть-чуть не дотянув до своего 100-летия. Как сейчас принято говорить в подобных случаях, он не вписался в рынок.

На месте снесенных в прошлом году цехов уже во-всю возводят жилые апартаменты, в которых цена квадратного метра начинается с трех тысяч долларов. Конечно, жаль, что предприятие, когда-то выпускавшее по 200 тысяч машин в год и считавшееся гордостью советской индустрии, умерло, не выдержав конкуренции. Можно ли было этого избежать, держа завод "на плаву" за счет государственных субсидий, и был ли в этом смысл? Честно говоря, не знаю. А на заставке - первый советский лимузин представительского класса ЗИС-101 под весьма символичным логунгом. У него, кстати, тоже в этом году юбилей, опытный образец этой машины появился ровно 80 лет назад.

discussion-amo-plan

Промышленники братья Рябушинские в начале 1916 года осматривают место возведения будущего завода АМО, на котором в уже следующем году планировалось начать выпуск лицензионных копий итальянских полуторатонных грузовиков FIAT-15ter под обозначением АМО-Ф-15. "Ф" обозначало "Фиат", а 15 - год выпуска прототипа.

fiat-15-ter-01

FIAT-15ter - прообраз первого российского крупносерийного грузовика.

0_17163e_f06739db_XXXL

Завод возводился "большевистскими" темпами, хотя и без большевиков. Уже через год после закладки он был готов на 70%, а в готовых цехах шла отверточная сборка "Фиатов" из итальянских машинокомплектов. До конца 1917 года успели собрать 432 штуки, а в следующем году - еще 772. На снимке - строительство литейного цеха.

021_Pervyj sovetskij gruzovoj avtomobil AMO

1 ноября 1924 года на АМО был собран первый советский грузовик, целиком состоящий из отечественных узлов и деталей. По конструкции это был тот же "Фиат" с небольшими изменениями, потому и название осталось прежним - АМО-Ф-15.

1457697044_1

Первый советский автобус, построенный на шасси АМО. Интересно, что он появился даже раньше грузовика, в начале августа 1924-го. Но в дальнейшем эта модель, плохо подходящая для нашего климата, не выпускалась. Вместо нее запустили в серию модификацию с закрытым кузовом.

031_Pervye_avtomobil_AMO

Сборка грузовиков на заводе АМО.

ba-27

На базе АМО-Ф-15 с 1927 года выпускались первые советские серийные бронеавтомобили БА-27.

1

С 1937 года завод АМО, переименованный в ЗИС (Завод имени Сталина), помимо грузовиков, выпускал элитные лимузины и кабриолеты. Эта специализация сохранялась за ним вплоть до недавних времен. Последний бронированный лимузин был собран в 2005 году по заказу В.В. Жириновского. Но потом "вождь" ЛДПР почему-то аннулировал заказ и машину выкупил кто-то другой, чье имя не разглашается.

ZIL_1137

В 2014 году начался снос корпусов ликвидированного предприятия. Так выглядела территория ЗИЛа год назад.

Комплексная_застройка_территории_ЗИЛа_(июль_2016)

Так она выглядит сейчас.

00019

А примерно так, согласно планам строительства жилого комплекса "Зиларт", она будет выглядеть через пару лет. Кто-то называет это деиндустриализацией, а кто-то - наступлением постиндустриального общества.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
вот так вся страна чуть не разломалась, как завод
да уж.. мне почему то грустно когда проезжаю по ттк иногда мимо зиловских пустых цехов.. не нравится мне постиндастриал.. кто работать то будет??? таджики с узбеками
Постиндустриальное :))) Такой обман :)

Главная суть - всё грязное и вредное производство выносится в Азию и иные страны, а на западе - головные офисы. Вонючие химзаводы и раскалённые литейные - они никуда не деваются.

Т.н. "постиндустриальное" тесно повязано с новым колониализмом.


А у нас - мутант какой-то.
Постиндустриальное общество наступает на Украине. А в России вроде бы нехватки грузовиков не наблюдается.
А не в курсе, что вроде как один небольшой цех сохранился? Ориентированный именно на штучные авто на основе старых представительских моделей? Что-то такое слышал.


АМО-Ф-15 - одна из первых моих моделей. Купили родители в Политехническом музее в Москве году этак в 1990-м - такая ярко-красная, как помидор, и резиновыми шинами. И довольно тяжёлая. Любимое развлечение - даже не играть с ней - а разбирать-собирать.
Насколько я знаю, этот цех сейчас занимается только ремонтом представительских машин. Делать что-то новое он не в состоянии.
ЗИС-5 в выпуске с 29 по 49 год. УралЗИЗ-355й, слегка подмодернизированный производился до 65 года.
ЗИС-150 - с 49 по 57 год. чемпион по аварийности и ненадёжности. Понадобилась серия аварий, чтоб етот металлолом таки начали совершенствовать.
ЗИЛ-164 - с 57 по 64 год - надёжный вариант "150"-ки.
ЗИЛ-130 - с 62 по 86 год.
ЗИЛ-4314 с 86 года.
===
За примерно 50 лет, всего 6 базовых моделей. Изменения в которые, вносились со страшным скрипом.
На "130"-м, конструктивный дефект рамы, ломавшейся через пару сотен тысяч пробега, так и не устранили.
Общий уровень качества разработки, новых моделей в СССР, говорит 15-ти летняя эпопея с КАМАЗом, который разрабатывали на ЗИЛ, а потом ещё лет 10, доводили до ума.
===
Так что, как ни печально, ЗИЛ угробило советское командное хозяйствование, не способное быстро отреагировать на запросы ПОТРЕБИТЕЛЯ.
Однако загнулся он через 20 лет после отмены советского командного хозяйствования.
(Anonymous)
А может это г-н "потребитель" должен жрать, что дают?

Это и называется - "не вписался в рынок"(с). Советская система померла не тогда, когда Меченый власть взял, а тогда, когда понятие "самоокупаемость" стало важно для производственной сферы - социализм по капиталистическим рецептам не выстроишь.
////////социализм по капиталистическим рецептам не выстроишь.

А стоит ли он того, чтобы его строить?
Обидно, что родному государству настолько наплевать на собственную промышленность. В рынок у нас, как известно, "вписались" только березовские с гусинскими, спекулировавшие нефтью. А реальный сектор экономики в 90-е и начале 2000-х влачил существование на грани жизни и смерти, задерживая по полгода зарплату и держа 80 % сотрудников в неоплачиваемых отпусках. Считаю, что такие предприятия, как ЗиЛ, имеющие не только промышленную, но и историческую, и военную ценность, надо поддерживать на плаву любой ценой.
Проблема в том, что поддерживать убыточные заводы можно только за счет других, более эффективных предприятий. А где еще брать деньги? Как гласит древняя восточная мудрость. "У Аллаха нет своих денег. Если он их кому-то дает, значит, он у кого-то их отбирает". :)
а на самом деле это просто предательство
Фото: "Первый советский автобус, построенный на шасси АМО".
Шасси не АМО, а 1,5-тонный "Уайт" (White type TBC). Радиатор ФИАТ. 1924 г.
Это не первый, а второй. Первый, тоже на шасси "Уайт" был построен в 1923 г.

Edited at 2016-08-04 11:25 am (UTC)
Может быть мне кажется, но предполагаемый внешний вид этого "Зиларта" чем-то напоминает архитектурно сталинский стиль)))
Ну хоть "производство" представительских машин "живет".
Уже не живет, даже в кавычках. Представительские машины там там только ремонтируют и ничего нового давно не делают.