я

Кривое зеркало Гренгама

Ferdinand_Victor_Perrot_-_The_Battle_of_Grengam_on_27th_July_1720

Три года назад я уже писал о том, насколько радикально отличаются российский и шведский взгляды на итоги Гангутского морского сражения. На этом фоне совсем не удивительно, что и результаты Гренгамской морской баталии 1720 года, годовщина которой тоже приходится на 7 августа, столь же диаметрально противоположны с точек зрения России и Швеции.

О том, как проходила и чем закончилась эта баталия, согласно российским документам, можно прочесть, например, здесь. В кратком изложении описание боя выглядит так: Русская гребная эскадра под командованием князя Михаила Голицына заманила на прибрежное мелководье у острова Гренгам четыре шведских фрегата, где два из них сели на мель, а остальные были сильно ограничены в маневре. Воспользовавшись этим, русские галеры взяли шведов на абордаж и захватили все четыре корабля.

Вот выдержка из отчета князя Голицына относительно трофеев и потерь:

Ведомость по взятым судам
Сторфеникс, 34 пушки, дубовый, длина 110 фут, ширина 29 фут 7 дюймов, глубина 13 фут; на нем взято и побито 148 человек.
Данск-Эрн, 18 пушек, дубовый, длина 109 фут, ширина 24 фута 2 дюйма, глубина 13 фут; на оном взято и побито 90 человек.
Кискин, 22 пушки, дубовый, длина 76 фут, ширина 20 фут 2 дюйма, глубина в воде 9 фут 6 дюймов; на оном взято и побито 78 человек.
Венкер, 30 пушек, дубовый, длина 109 фут 6 дюймов, ширина 30 фут, глубина 17 фут, между палуб 5 фут 1 дюйм, окон пушечных 44; на оном взято и побито 157 человек.
Всего на вышеозначенных судах взято 407, убито 103 человека.
Взято пушек чугунных : двенадцатифунтовых - 2, осьмифунтовых - 20, шестифунтовых - 48, четырехфунтовых - 12, трехфунтовых - 22, итого 104; ядер 1683, картузов бумажных пороховых 390.

Ведомость о числе убитых и раненых на русских галерах при взятии шведских фрегатов
Побито - 82, ранено - 203, опалено - 43, всего - 328.

Ведомость о числе поврежденных русских галер при взятии шведских фрегатов
В эскадре авангардии - 13 галер
в кордебаталии - 17
в ариергардии - 13
Всего повреждены 43 галеры, в том числе одна галера "Вальфиш", тридцативесельная, потонула и при урочище Фрисбург сожжена.

Таким образом, русский флот потерял в Гренгамском бою одну галеру, еще 42 получили повреждения. Однако шведы, основываясь на "правдивом" докладе вернувшегося из плена капитана Карла Шёблада, уверены, будто все 43 поврежденные русские галеры затонули, а при этом погибло аж 2000 русских моряков! На этом основании они считают Гренгамский бой (который они называют битвой в заливе Фёгле), своей победой.

В частности, в шведской Википедии черным по белому написано, что в этой битве шведы ценой потери всего четырех фрегатов разгромили огромный российский флот. Более того, шведскй версии событий придерживаются многие западные историки, а некоторые ее даже приукрашивают.

Например, англичанин Р. С. Андерсен в изданной еще в 1910 году книге Naval Wars in the Baltic пишет буквально следующее: "
No fewer than 43 of the Russian galleys were so much damaged that they had to be burnt, while two had been sunk early in the action". "Не менее 43 русских галер были повреждены настолько, что их пришлось сжечь, а еще две галеры затонули в начале боя". Таким образом, в его представлении наши зачем-то сожгли все поврежденные галеры, а общие потери русского флота составляли 45 кораблей!

Как относиться к этим фантсасмагориям, решайте сами. А на заставке - Гренгамский бой на картине Фердинанда Виктора Перро. Внизу - он же на гравюре Алексея Зубова. Хорошо видно, как русские галеры окружают шведские фрегаты, а вдали удирает преследуемый еще тремя галерами 56-пушечный линкор "Поммерн", единственный корабль шведской эскадры, уцелевший в этом бою.


p28
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Ага, причем это было его собственное свидетельство. :)
Я не так давно увлёкся изучением методической базы науки как истории. Трудное дело, блин. А тут XVIII век, сражение реконструировано по показаниям очевидцев. Да судя по показаниям очевидцев, в Великой Отечественной Войне немецкие войска были укомплектованы автотранспортом чуть больше, чем на 120%, все солдаты сплошняком ходили с пистолетами-пулемётами, а количество "Тигров" и "Фердинандов" после 1943 года вообще исчислению не поддаётся. А ведь война была только-только, ещё масса живых свидетелей есть, документов. А тут XVIII век :)
В данном случае не только по показаниям. С российской стороны есть документы, например, тот же отчет Голицына, он весьма подробный.
До шведов, видимо, отчёт Голицина за три века не дошёл :)
Вы у кого про пукан спрашиваете? Или у неофитов все взрывы из задницы?
Есть русофобия либеральная, а есть коммунистическая
(Anonymous)
Да судя по показаниям очевидцев, в Великой Отечественной Войне немецкие войска были укомплектованы автотранспортом чуть больше, чем на 120%, все солдаты сплошняком ходили с пистолетами-пулемётами, а количество "Тигров" и "Фердинандов" после 1943 года вообще исчислению не поддаётся.

Обычная коммунистическая русфобская ложь! Просрав начало войны им нужно было на кого-то списать вину за чудовищные поражения 1941 года. Поэтому начали вдохновенно врать про ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ПРЕВОСХОДСТВО ВЕРМАХТА НАД РККА, про то, что в РККА все танки были сплошь бензиновые (на самом деле с точностью до наоборот - только у СССР были дизельные танки на начало Великой Отечественной), про автоматы у каждого немецкого солдата, про огромное количество грузовиков, легковушек и мотоциклов (на самом деле Вермахт вполне себе активно использовал конную тягу) и прочее. Это враньё пошло "в народ" и породило соответственно легенды и мифы. Вплоть до того, что от мужика, который мог бы войну застать ребёнком я слышал про "дизельные немецкие танки" и "бензиновые советские".
Re: Есть русофобия либеральная, а есть коммунистическая
Не соглашусь. Я привёл указанные примеры именно как эталонные и массовые "показания очевидцев", никак не инспирированные и не отредактированные официальной пропагандой.
У официальной пропаганды хватило грехов, но других. В частности да, и про подавляющее превосходство немцев в начале войны. Каковое превосходство действительно имело место, но отнюдь не в количествах и качествах техники, а в оперативном расположении частей и соединений относительно наших.
Re: Есть русофобия либеральная, а есть коммунистическая
(Anonymous)
Кроме СССР дизельные танки на тот момент были как минимум у Италии, Японии и англичан. И - да, вермахт на начало войны был вполне себе моторизован. И тот факт, что большая часть довоенной немецкой и трофейной автотехники вышла из строя уже к концу 41-го, не выдержав борьбы с советскими дорогами, никак не делает его (вермахт) менее моторизованным на начало войны. Вы 41-й-то год с 42-43 не путайте, ув. гр-н "мифоборец".
ну в том что почти каждый танк называли тигром, а базовую самоходку поддержки пехоты фердинандом удивительного ничего нет.
И , в общем то, страшного тоже.
Согласен.
Речь-то, собственно, о том, что добросовестный исследователь не может строить картину события, безоговорочно доверяя показаниям одних только свидетелей. Надо собирать всю головоломку целиком, и показания свидетелей во-первых тщательно проверяются и во-вторых, являются лишь одним кусочком мозаики.
Абсолютно верно. Ментовская поговорка "врет как очевидец" не случайно появилась. :)