я

Красное на желтом

9c358512

Сегодня - годовщина сражения в Желтом море 10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 года, в котором русская эскадра адмирала Витгефта (RIP) выдержала шестичасовую артиллерийскую дуэль с главными силами японского броненосного флота, не потеряв ни одного корабля и нанеся противнику весьма серьезный урон. Такого результата удалось достичь, несмотря на то, что наши броненосцы вступили в бой с ослабленным вооружением. Часть артиллерии была с них снята для усиления обороны Порт-Артура.

Правда, в стратегическом плане наши моряки проиграли этот бой, поскольку после гибели Витгефта управление эскадрой было потеряно, корабли "разбрелись" и не смогли выполнить задачу прорыва во Владивосток. Большинство из них вернулось в Порт-Артур, чтобы там погибнуть от огня японской наземной артиллерии, а остальные ушли в иностранные порты и были интернированы жо конца войны.

Все это, несомненно, было известно командующему 2-й Тихоокеанской эскадры адмиралу Рожественскому. Анализируя ход боя он наверняка сделал вывод, что японцы, несмотря на многочасовой интенсивный огонь самых мощных своих кораблей, не в состоянии утопить в артиллерийском бою русские броненосцы. Думаю, именно поэтому он не предпринял никаких мер, чтобы избежать генерального сражения с японским флотом, которое вылилось в Цусимскую катастрофу.

Все его действия накануне Цусимы говорят о том, что он не боялся японцев и не пытался уклониться от боя с ними. Напротив, он делал всё возможное, чтобы этот бой состоялся. Очевидно, он надеялся, что, поскольку его эскадра гораздо сильнее Порт-Артурской, результат боя будет для нее более благоприятным. И уж, во всяком случае, у него и в мыслях не было, что сражение может закончиться гибелью или пленением всех одиннадцати русских эскадренных броненосцев, в том числе - четырех новейших: "Бородино", "Суворов", "Александр-III" и "Орел".

Таким образом, с полным основанием можно сказать, что Битва в Желтом море не только была прелюдией к Цусиме, но и в значительной мере обусловила ее, вызвав у русского флотоводца ложную уверенность в своей неуязвимости и фатальную недооценку противника.
На заставке - раскрашенная фотография кильватерной колонны японских броненосцев в сражении в Желтом море. На переднем плане броненосец "Сикисима" дает залп из башни главного калибра.

11
Схема заключительного этапа битвы в Желтом море. Русские корабли обозначены черным, японские - красным.

150617709

Японский рисунок боя. Во главе колонны идет флагман императорского флота эскадренный броненосец "Микаса".

Japanese_battleship_Mikasa

"Микаса" в начале русско-японской войны.

05

Он же в ремонте после сражения 10.08.04. В этом бою в него попали 22 тяжелых снаряда, были выведены из строя все орудия главного калибра, погибли 32 моряка, в том числе капитан, еще 82 получили ранения.

Retvizan1902DelawareRiver

Броненосец "Ретвизан", получивший 23 попадания, одно из которых заклинило носовую башню.

peresve

58

Броненосец "Пересвет" и схема его повреждений в бою с японским флотом. Несмотря 40 попаданий, в том числе - 12-дюймовыми снарядами, он сохранил боеспособность и благополучно вернулся в Порт-.Артур. А его систершип "Ослябя" в Цусимском бою всего за 40 минут получил фатальные повреждения, а еще через 10 минут опрокинулся и затонул.

Tsesarevich1904Qingdao1

Флагман Порт-Артурской эскадры броненосец "Цесаревич", интернированный после боя с японцами в германской колонии Циндао. Хорошо виден след от попадания крупнокалиберного снаряда во вторую дымовую трубу.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Причина третья - перегруженность броненосцев, когда самый толстый броневой пояс над самой ватерлинией оказался под нею.
Причина четвёртая, об которую отбил язык Макаров - отсутствие таблиц спрямления при затоплении отсеков. Весьма показательно, что на "Орле" эти таблицы были, и "Орёл" - единственный из своих систершипов - не затонул, хотя получил то ли 5, то ли 40 попаданий 305-мм калибром.
Так что не взрывчаткой единой.
--"Причина четвёртая, об которую отбил язык Макаров - отсутствие таблиц спрямления при затоплении отсеков. Весьма показательно, что на "Орле" эти таблицы были, и "Орёл" - единственный из своих систершипов - не затонул"

Не все так однозначно - "Суворову" для гибели понадобилось не менее 2-3 торпед (не считая снарядов), на "Бородино" перед опрокидыванием наблюдался мощный взрыв, который свидетели с обоих сторон расценили как детонацию артпогребов. А про истинные причины опрокидывания "Александра" можно только строить догадки - ни одного свидетеля с него в живых не осталось.
> А про истинные причины опрокидывания "Александра" можно только строить догадки - ни одного свидетеля с него в живых не осталось.

По показаниям свидетелей со стороны "Александр" опрокинулся на циркуляции, возможно из за очередного повреждения или выхода из строя рулевого привода.

Если вспомнить что формально весьма и весьма живучие германские линейные крейсера ПМВ (вспомним Ютланд) какие крена приобретали на циркуляции - то ничего плохого о живучести и боевой устойчивости "Александра III" этот факт не говорит - так поврежденный корабль неизбежно при резком повороте нахлебает воды будь это что "Лютцов" что "Зейдлиц" что руганый "бородинец".
>отсутствие таблиц спрямления при затоплении отсеков. Весьма показательно, что на "Орле" эти таблицы были

Не было - точнее они появились из за неверной интерпретации мемуаров Костенко.

На деле Румс и Костенко додумались на "Орле" до чрезвычайно эффективной именно для текущей на 1905 год ситуации (когда мощности трюмных насосов малы, затопление отсеков идет медленно и через кингстоны ограниченного сечения и т.п.). Не современные таблицы отсеков а заполнение отсеков ПТЗ "Орла" (двойного борта) водой заранее, перед боем - несколько отсеков, приняли воду до боя, около 200-300 т (что при имевшейся по разным оценкам 1100-1700 тонной перегрузке было уже снявши голову по волосам не плачут).

Далее в нужное время воду из бортового высокорасположенного отсека тупо сливали в двойное дно через широкие "перепускные кингстоны". Мгновенно паррируя опасный крен.

Этот метод они предложили на совещании механиков эскадры до боя - но Поликовский наложил на опыт болт, предложив командирам кораблей выбирать делать так или нет. По понятным причинам (двойной борт) работало это только на "бородинцах".

Кстати забавно - первый кто предложил такую идею "перепускать воду в трюм для быстрого создания или парирования крена" в обсуждении кораблей с французским типом бронирования был в 1890е именно Витгефт, тогда кавторанг.