я

Атомная эйфория

12 августа 1955 года вышло секретное постановление Совмина СССР о разработке самолетов с ядерными двигателями. Оно предписывало в течение ближайших 20 лет спроектировать, построить, испытать и принять на вооружение боевые машины различных классов с атомными силовыми установками. Приоритет отдавался стратегическим бомбардировщикам, от которых требовалась способность долететь с территории СССР без промежуточных посадок до любой точки земного шара и вернуться обратно. Задача постройки таких самолетов считалась вполне посильной для советского авиапрома. Их разработку поручили на конструкторским бюро Туполева и Мясищева, а двигателей к ним - на КБ Люльки и Кузнецова.

В те же годы аналогичные работы интенсивно велись и в США, однако уже в начале следующего десятилетия они были свернуты, а вскоре прекратилась и советская авиационно-атомная программа. У руководства ведущих авиационных держав, все-таки, хватило здравомыслия, чтобы отказаться от этой чрезвычайно опасной затеи. Ну а миллиарды, выброшенные на ветер, - кто их считал?

571318_b3e5cb43b3f9bdb6adb7eaf09ba909cc

Ту-95ЛАЛ (летающая атомная лаборатория) - первый советский самолет с действующим ядерным реактором. Реактор на нем не предназначался для создания тяги, а служил лишь для отработки радиационной защиты экипажа и различных бортовых систем.

Raspolozheniereaktoranasamolete_Vidnyobtekatelireaktora

Реакторный отсек Ту-95ЛАЛ и демонтаж реактора после прекращения програмы испытаний.

119_c

Проект экспериментального самолета Ту-119 с двумя атомными двигателями НК-14А и двумя обычными турбовинтовыми НК-12.

119_c4

Перспективный проект дальнего бомбардировщика со 120-мегаваттным реактором четырьмя ядерными силовыми установками.

80e3b0dba72a416bd0dff1dbcd7e69

Эскизные проекты авиационных ядерных ТРД под условными наименованиями "Коромысло" и "Кольцо".
promo vikond65 май 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Если бы в небе летали десятки потенциальных "чернобылей", то меня бы это, наверное, слегка напрягало.
Это мы сейчас, с позиции сегодняшнего дня так высокомерно говорим о "деньгах на ветер". А тогда, в 1955-м, шла гонка вооружений в которой мы сильно отставали. При том, что звезда Янгеля еще не взошла, да и у Королева не все гладко было.
Так что вложение денег в развитие Дальней авиации, которая, пусть и с определенным риском для экологии, смогла бы надежно прикрыть нашу страну, было оправданным.
Программа изначально была мертворожденной, поскольку такие бомбардировщики все равно не смогли бы прорваться сквозь американскую ПВО. Янки уже в 1958 году начали развертывание батарей "Найк-геркулесов", в том числе - с ядерными боеголовками. К тому же, у них были тысячи истребителей-перехватчиков.
"Атомпанк" )))

Может, БПЛА такие все-таки будут делать, хотя там электроника наверно сдохнет...
«Булганин (председательствующий):
— Давайте послушаем товарища Курчатова.
Курчатов:
— Представьте себе куб со стороной 6,5 метра. В такой куб, я думаю, можно уместить атомный реактор.
Булганин:
— Профессор Самойлов, Ваше мнение?
Самойлов:
— Мне кажется, будет выпирать графитовый стержень. Восемь метров представляются более реальной цифрой.
Булганин:
— Хорошо, записываем «восемь».
Самойлов:
— Проектом предусмотрен специальный отсек объемом 1360 кубометров для размещения реактора.
Булганин:
— Кто отвечает за герметичность отсека?
Курчатов:
— Я, Николай Александрович.
Булганин:
— Отвечаете головой!
Курчатов:
— Реактор будет функционировать в автономном режиме. Я могу гарантировать, что его работа практически никак не скажется ни на скорости движения ледокола, ни на его ходовых качествах. Он (реактор — прим. ред.) будет полностью изолирован от окружающей среды.
(Шум в зале)
Голоса:
— А нужен ли тогда вообще реактор?
Курчатов:
— Я думаю, нелепо говорить об атомном ледоколе без атомного реактора. Мы с Вами, товарищи, здесь не в игрушки играем.
(Шум в зале. Некоторые делегаты встают и устремляются к трибуне.)»
http://book.novikov.com/ledokol.htm
Американцы эту программу начали еще в 46-м году (и довели, кстати, до работающих прототипов силовых установок), когда еще никаких межконтинентальных ракет не было. Собственно, создание МБР, а также освоение дозаправки в воздухе сделали программу бессмысленной. А в СССР, как обычно, собезъянничали...
Летных прототипов у американцев не было, только наземные экспериментальные установки. Но, в целом вы правы, они гораздо дальше прошагали по этому пути в тупик. :)
Я не понял принцип действия ядерного двигателя .
Принцип тот же, что у паровой машины, только вместо топки атомный реактор. :)
(Anonymous)
Про "Иосифа Сталина"(он же А-10 "Советский Союз") не написали.
http://i.imgur.com/sjJbNe2.jpg
Ну, это уж совсем фантастика на уровне "Техники - молодежи", его всерьез никто не проектировал.
Хорошо что советскому правительству, хватило мозгов отказаться от этого ужаса....
...мощное преимущество такого бомбардировщика в том, что если противник его собьёт [над своей территорией] — ему легче не станет...
;)
До этой территории еще долететь надо.., что при современных средствах ПВО вряд ли осуществимо...
Читал у Стругацких такую фантастику, что в будущем атомные двигатели будут ставиться на обычные автомобили. Но не думал, что подобные разработки во времена Стругацких уже реально велись (правда, не с автомобилями - с самолётами, но лиха беда начало). Спасибо за интересную информацию.
Фордовский автомобиль будущего
с отделяемым ядерным реактором неужели не встречали?