я

Атомная эйфория

12 августа 1955 года вышло секретное постановление Совмина СССР о разработке самолетов с ядерными двигателями. Оно предписывало в течение ближайших 20 лет спроектировать, построить, испытать и принять на вооружение боевые машины различных классов с атомными силовыми установками. Приоритет отдавался стратегическим бомбардировщикам, от которых требовалась способность долететь с территории СССР без промежуточных посадок до любой точки земного шара и вернуться обратно. Задача постройки таких самолетов считалась вполне посильной для советского авиапрома. Их разработку поручили на конструкторским бюро Туполева и Мясищева, а двигателей к ним - на КБ Люльки и Кузнецова.

В те же годы аналогичные работы интенсивно велись и в США, однако уже в начале следующего десятилетия они были свернуты, а вскоре прекратилась и советская авиационно-атомная программа. У руководства ведущих авиационных держав, все-таки, хватило здравомыслия, чтобы отказаться от этой чрезвычайно опасной затеи. Ну а миллиарды, выброшенные на ветер, - кто их считал?

571318_b3e5cb43b3f9bdb6adb7eaf09ba909cc

Ту-95ЛАЛ (летающая атомная лаборатория) - первый советский самолет с действующим ядерным реактором. Реактор на нем не предназначался для создания тяги, а служил лишь для отработки радиационной защиты экипажа и различных бортовых систем.

Raspolozheniereaktoranasamolete_Vidnyobtekatelireaktora

Реакторный отсек Ту-95ЛАЛ и демонтаж реактора после прекращения програмы испытаний.

119_c

Проект экспериментального самолета Ту-119 с двумя атомными двигателями НК-14А и двумя обычными турбовинтовыми НК-12.

119_c4

Перспективный проект дальнего бомбардировщика со 120-мегаваттным реактором четырьмя ядерными силовыми установками.

80e3b0dba72a416bd0dff1dbcd7e69

Эскизные проекты авиационных ядерных ТРД под условными наименованиями "Коромысло" и "Кольцо".
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Это мы сейчас, с позиции сегодняшнего дня так высокомерно говорим о "деньгах на ветер". А тогда, в 1955-м, шла гонка вооружений в которой мы сильно отставали. При том, что звезда Янгеля еще не взошла, да и у Королева не все гладко было.
Так что вложение денег в развитие Дальней авиации, которая, пусть и с определенным риском для экологии, смогла бы надежно прикрыть нашу страну, было оправданным.
Программа изначально была мертворожденной, поскольку такие бомбардировщики все равно не смогли бы прорваться сквозь американскую ПВО. Янки уже в 1958 году начали развертывание батарей "Найк-геркулесов", в том числе - с ядерными боеголовками. К тому же, у них были тысячи истребителей-перехватчиков.
В 1955 году уже разрабатывалась ракета Х-20. Если допустить, что самолет с атомным реактором был бы ее носителем - все не так и печально.
"Чистый" бомбардировщик да, скорее всего был бы обречен.
Такой самолет в любом случае появился бы не раньше конца 60-х (в 1961 году двигателя НК-14А не существовало даже в виде макета), а к тому времени он был уже не актуален.
Безусловно!
Я к тому, что все же в 1955 году это было не так очевидно, как в 2016-м.