я

Атомная эйфория

12 августа 1955 года вышло секретное постановление Совмина СССР о разработке самолетов с ядерными двигателями. Оно предписывало в течение ближайших 20 лет спроектировать, построить, испытать и принять на вооружение боевые машины различных классов с атомными силовыми установками. Приоритет отдавался стратегическим бомбардировщикам, от которых требовалась способность долететь с территории СССР без промежуточных посадок до любой точки земного шара и вернуться обратно. Задача постройки таких самолетов считалась вполне посильной для советского авиапрома. Их разработку поручили на конструкторским бюро Туполева и Мясищева, а двигателей к ним - на КБ Люльки и Кузнецова.

В те же годы аналогичные работы интенсивно велись и в США, однако уже в начале следующего десятилетия они были свернуты, а вскоре прекратилась и советская авиационно-атомная программа. У руководства ведущих авиационных держав, все-таки, хватило здравомыслия, чтобы отказаться от этой чрезвычайно опасной затеи. Ну а миллиарды, выброшенные на ветер, - кто их считал?

571318_b3e5cb43b3f9bdb6adb7eaf09ba909cc

Ту-95ЛАЛ (летающая атомная лаборатория) - первый советский самолет с действующим ядерным реактором. Реактор на нем не предназначался для создания тяги, а служил лишь для отработки радиационной защиты экипажа и различных бортовых систем.

Raspolozheniereaktoranasamolete_Vidnyobtekatelireaktora

Реакторный отсек Ту-95ЛАЛ и демонтаж реактора после прекращения програмы испытаний.

119_c

Проект экспериментального самолета Ту-119 с двумя атомными двигателями НК-14А и двумя обычными турбовинтовыми НК-12.

119_c4

Перспективный проект дальнего бомбардировщика со 120-мегаваттным реактором четырьмя ядерными силовыми установками.

80e3b0dba72a416bd0dff1dbcd7e69

Эскизные проекты авиационных ядерных ТРД под условными наименованиями "Коромысло" и "Кольцо".
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Так что происходит ?
Реактор греет воду,пар поступает в турбину и вылетает
реактивной струёй ?
А где столько воды взять ?
Реактор греет жидкий натрий в замкнутом контуре, который в теплообменнике передает тепло сжатому воздуху, который крутит турбину, которая крутит воздушный винт и компрессор для сжатия воздуха. Примерно так, если в предельно упрощенном виде. :)
Так это хорошая идея - практически вечный двигатель.
Почему бы не вернуться к такому двигателю но уже на
новом уровне.
Ядерный реактор + высота + скорость = слишком опасное сочетание.
А когда такой самолетик потерпит аварию на аэродроме (в лучшем случае), аэродром нахрен закрывать, засыпать свинцом, а ближайшие поселки (а то и город) выселять, как в Припяти было?

:))
Двигатель может быть двух основных типов.
Один - как уже описал уважаемый vikond65 - так называемого "замкнутого" типа
Второй - "открытого": в этом случае в воздушно-реактивном двигателе вместо камеры сгорания стоит атомный реактор и греет сжатый компрессором воздух, который на выходе крутит турбину.
На иллюстрациях этот вариант тоже приведен (в двух видах - "коромысло" - где вал от турбины к компрессору выведен за пределы реактора - и "кольцо" - где вал проходит через реактор)
Понятно, что двигатель "открытого" типа гонит наружу весьма радиоактивную струю. "Замкнутый" почище, но реактору все равно требуется тяжелая защита, в пятидесятые годы обеспечить таковую не могли
Уже впоследствии было посчитано, что "нормальный" атомный самолет может быть построен весом где-то порядка тысячи тонн. Пока что самолеты до такого веса еще не доросли :)