я

Битва за шарики

maxresdefault (1)

17 августа 1943 года произошло самое крупное с начала Второй Мировой войны воздушное сражение над Западной Европой. 230 тяжелых бомбардировщиков В-17 "Флаинг фортресс" из 8-й Воздушной армии США совершили налет на крупнейший шарикоподшипниковый завод Германии, расположенный в городе Швайнфурт. Разрушив его, американцы надеялись парализовать немецкую военную промышленность, поскольку подшипник - непременный атрибут любой военной и транспортной техники.

Для отражения налета немцы подняли в воздух всю свою истребительную авиацию к западу от Рейна - порядка 300 машин, включая двухмоторных "ночников". В этом сражении они впервые применили "Мессершмитты" и "Фокке-Вульфы", оснащенные новейшим оружием - ракетами "воздух - воздух", способными поражать бомбардировщиками на большом расстоянии, превышавшем дистанцию эффективного огня воздушных стрелков.

Атаки перехватчиков начались как только бомбардировщиков покинул истребительный эскорт, которому пришлось возвращаться из-за нехватки топлива. Прежде чем армада достигла Швайнфурта, немцам удалось сбить 22 "летающие крепости", многие другие машины получили повреждения. Над городом американцев встретили зенитчики, сбившие еще три самолета. Однако остальным удалось отбомбиться, сбросив на завод и железнодорожную станцию 420 тонн фугасных и зажигательных бомб.

На обратном пути американцев вновь атаковали истребители, успевшие пополненить боекомплект и снова подняться в воздух. Они расстреляли еще 11 "крепостей", восемь из которых рухнули на территории Бельгии, а остальные - в Ла-Манш. Только на финальном этапе в бой вступили истребители союзников, отогнавшие преследователей, однако за это им пришлось заплатить гибелью двух английских "Спитфайров" и трех американских "Тандерболтов".

Таким образом, общие потери в результате налета составляли 36 тяжелых бомбардировщиков и пять истребителей. А если добавить к этому 24 бомбардировщика, потерянных в тот же день при налете на авиазавод "Мессершмитт" в Регенсбурге, то безвозвратный урон американской авиации становился рекордным. Причем к нему надо приплюсовать еще 95 поврежденных машин. из которых 55 были списаны как не подлежащие ремонту. Безвозвратные потери среди личного составляли 567 убитых и пропавших без вести летчиков, штурманов и стрелков. Более 20 членов экипажей уцелевших машин получили ранения. Наиболее тяжелый урон пришелся на 381-ю бомбардировочную группу. Из 20 ее машин не вернулись девять. В 91-й группе погибли семь экипажей, в 101-й - шесть.

Выжившие стрелки "крепостей" по возвращении заявили, что они якобы сбили в общем счете аж 288 немецких истребителей. Пилоты "Спитфайров" и "Тандерболтов" приписали себе еще 32 воздушные победы. Однако реальные потери Люфтваффе при отражении налетов на Швайнфурт и Регенсбург составляли всего-навсего 25 самолетов. Американцы, чтобы подсластить пилюлю, завысили их более чем в 12 раз.

Американское бомбардировочное командование могло записать себе в актив то, что швайнфуртский подшипниковый завод получил серьезные разрушения и надолго "выбыл из игры". Выпуск подшипников в Германии упал на 36%, соответственно, сократилось производство всей военной техники. Однако немцы быстро вышли из положения, увеличив закупки подшипников в Швейцарии и Швеции, а уже через два месяца производство этих изделий в самой Германии вновь достигло прежнего уровня. В общем, единственными, кто выиграл от швайнфуртского рейда, были шведские и швейцарские капиталисты, резко нарастившие свои барыши.

B-17Gs_381st_BG_en_route_to_target

Самолеты В-17G из 381-й бомбардировочной авиагруппы, потерявшей в налете на Швайнфурт почти половину своего состава.

FW 190 A-4 R6 mit WR 21 unter der Fleache

Messerschmitt-Bf-110G-Zerstorer-with-the-21cm-Werfergranate-Mortar-02

Истребители "Фокке-Вульф" FW-190A-7 и "Мессершмитт" Bf-110, оснащенные противосамолетными ракетами Werfergranate-21.

55db3d40748db_huge

130307145823-higher-call-gallery-painting-horizontal-large-gallery

Эпизоды Швайнфуртского рейда, картины современных американских художников Роберта Тейлора и Джона Шоу.

maxresdefault

Немцы осматривают сбитую "летающую крепость".

379th-bg-apr-10-44-b17-486-5x7

Этому экипажу повезло, на сильно поврежденной машине он сумел дотянуть до аэродрома и совершить посадку "на брюхо".
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Да, тут я кое-что не учел, надо было упомянуть среди выгодополучателей еще и фирму "Боинг".
Продолжая аналогию - единственный выгодополучатель от ударов советских АК по немецким переправам в "Цитадель" - заводы, клепавшие самолёты Ильюшина. Десятки сбитых самолётов и обескровленные полки ради каких-то понтонов!(которые ещё и весьма быстро были восстановлены)
Пусть лучше переправляются, да.

1-й Швейнфурт - операция кровавая и дорогостоящая(особенно учитывая то, что персонал терялся очень и очень дорогостоящий), но операция с очень конкретными целями и, надо сказать, очень конкретными результатами. То, что немцы в данной конкретной ситуации скорее смогли выкрутиться из крайне неприятной ситуации - отнюдь не повод начинать с броневичка рассказывать про выгодополучателей. Смогли, но только такие "выкручивания" отнюдь не бесплатны, даже для одной из сильнейших промышленностей мира.

Кроме того, если уже суммируете потери - результаты налёта на завод "Мессершита" тоже стоит учесть. А они куда менее абстрактны.

Наконец, ожидание проявления гениальности и способностей предсказания - это, конечно, хорошо, но до решения как надо и как не надо вести стратегическую бомбардировочную кампанию в глубине территории противника тоже нужно было дойти, а опыт - увы, оплатить.
ЧСХ, - научились.



Edited at 2016-08-17 04:28 pm (UTC)
Конечно, массовый выпуск Ил-2 это вообще вредительство по недомыслию. Ресурсов их производство жрало - мама не горюй, а толку от них было как от козла молока. Эти "цементбомберы" годились только для того, чтобы боевые счета немецких истребителей и зенитчиков наращивать.
При получении приказов о том, что переправы должны быть разбомбленны немедленно - я сомневаюсь, что в приказах приходило вложение с соц. опросом о полезности, желании выполнять и т.п.


>Эти "цементбомберы" годились только для того, чтобы боевые счета немецких истребителей и зенитчиков наращивать.
В контексте - совершенно не важно. В конкретной ситуации ШАПы были единственное доступным средством, которое могло обеспечить нужное воздействие.
И, к слову, обеспечили.
"И как всегда мы за ценой не постоим..."
Можно еще ТБ-3 днем и без сопровождения на бомбежку посылать, это по-нашему.
То-то немцы "радовались" налетам этих "ненужных самолетов"
И, видимо, за "бесполезность" их "мясниками" и "чумой" прозвали, да?
Да, да, а еще они их называли "Шварце тод"! Советские пропагандисты врать не станут.
1. Может не стоит обвинять предков в недомыслии. Выпуск 36 000 самолетов данного типа был все же чем то обоснован. Советский Союз не мог позволить себе такого крупного организаторского просчета как трата половины ресурсов авиапромышленности на бесполезный самолет. По другим типам ЛА, оказавшемся не актуальными в текущих реалиях - тот же МиГ-3 - довольно быстро следовали оргвыводы об остановке производства.
2. Отчаянные дневные атаки устаревших бомбардировщиков в начале блицкрига позволяли себе и союзники. Можно вспомнить карьеру самолета Fairey Battle. Совершенно разные люди в схожих условиях принимали похожие решения.
1) А вы считаете, что наши предки никогда не совершали ошибок и не принимали неправильных решений? Тот же Ил-2 на полигонных испытаниях показывал крайне низкую боевую эффективность в качестве штурмовика, однако результаты этих испытаний высокое начальство почему-то не заметило. А может, ему просто не доложили. Зато ему наверняка докладывали, как "илы" на фронте лихо расправлялись с немецкими танками, пушками и самоходками. В общем, ситуация примерно та же, что и с торпедоносцами: на бумаге всё замечательно, десятки потопленных вражеских кораблей, а на деле...
2) Вот только "Бэттл" сняли с производства и с вооружения в ноябре 1940-го, а Ил-2 клепали всю войну. И что парадоксально, в 1945 году его начали менять на Ил-10, который на проверку оказался ЕЩЕ ХУЖЕ в качестве ударной машины.
Сложно сказать. Зависит от этапа войны. В 1944-1945 они себя оправдали. Лучше конечно эти движки использовать для других самолетов, истребителей или пикирующих бомбардировщиков, но как было так было, фарш невозможно провернуть назад. В оправдание могу сказать что потери советских ВВС в личном составе минимальны, статистику не помню, но гораздо меньше чем потери британских ВВС, учитывая что делали их из тряпок, фанеры и стали, за штурвал сажали вчерашних колхозников с микроскопическим налетом, то не велика потеря. Одновдигательные самолеты с экипажем 1-2 человека дешевле и потери в случае такой потери минимальны. СССР потерял в войну почти 27 миллионов, таковы максимальные демографические потери из них 2/3 гражданские. Гибель десятков тысяч пилотов на копеечных самолетах на этом фоне на грани статистической погрешности.
И реальная эффективность действий этих самолетов тоже примерно на уровне статистической погрешности. Вот, скажите, зачем нужен самолет, у которого из полутора тысяч пуль и снарядов, выпущенных в полигонных условиях по крупной неподвижной мишени, в цель попадает 9? И это при условии, что пилот не новичок.

Edited at 2016-08-21 10:34 pm (UTC)
Касаемо налетов на переправы в ходе "Цитадели" читал интересное мнение то ли FVL, то ли Алексея Исаева, что зря сосредоточились на ударах по переправе. Потому что объект стационарный и немцы нагнали туда массу зениток и истребителей. Нужно было работать по колоннам, поскольку их все прикрыть невозможно.
Разумеется, колонны прикрыть гораздо сложнее, но, вообще-то, у немцев было довольно много самоходных зениток на различных шасси, которые сопровождали эти колонны.
Ну потерь-то было бы наверняка меньше при большем профите. А то что толку, попали один раз в понтоны, а саперы моментально его восстановят.
Нужен творческий подход. Немцы придерживались борьбы за господство в воздухе, потом можно и другие цели бомбить. К сожалению опыт войны в воздухе во время ВОВ и после нее был плохо изучен и обобщен. Могла бы дать Корейская война соответствующий опыт, но Ил-28 и Ил-40 к сожалению по пиндосской сволочи не применялись.