я

Бомбовоз для Кутузова

Skizze_Leppich-Luftschiff

Сегодня - годовщина испытаний первого российского дирижабля, построенного в 1812 году в подмосковном имении Воронцово под руководством немецкого плотника и изобретателя-самоучки Франца Леппиха. По словам изобретатаеля, его воздушный корабль должен был поднимать аж 50 человек и летать в любом направлении, в том числе и против ветра. Дирижабль планировалось использовать в качестве штурмовика и бомбардировщика в предстоящем генеральном сражении с армией Наполеона.

Для этого Леппих предполагал нагрузить его ящиками с порохом и сбрасывать их на вражеских солдат через люки в днище гондолы. Очевидно, эти импровизированные "авиабомбы" снабжались какими-то ударными взрывателями, но об их конструкции ничего не известно. Кроме того, по замыслу конструктора, дирижабль предусматривалось вооружить ракетными установками, однако, с учетом того, что оболочка аэростата наполнялась водородом, это была не очень удачная мысль.

Вверху помещен рисунок дирижабля, сделанный по сохранившимся наброскам самого Леппиха, а внизу - его современная реконструкция. Аппарат представлял собой большой баллон грушевидной формы длиной 57 метров. Его покрывала веревочная сеть, а к ней подвешивалсь дервянная силовая рама и гондола. Сзади на шарнирах крепился "хвост", служивший рулем высоты, а по бокам - "весла", которые приводились в действие "гребцами", сидящими в гондоле. К сожалению, ни сам Леппих, ни его кураторы, выделившие средства на постройку дирижабля, не знали, что весельный движитель абсолютно неэффективен для воздушных судов вследствие низкой плотности земной атмосферы.

Таким образом, проект изначально был нежизнеспособным. Любопытно, что сперва Леппих предложил эту "летающую галеру" Наполеону, но тот обозвал его мошенником, распорядившись выгнать взашей из своего дворца и выслать из Франции. Потом изобретатель решил попытать счастья в Пруссии, однако реакция тамошних властей была аналогичной. Леппиху запретили собирать средства и вести какие-либо работы, а потом приказали покинуть страну.

И только в России энтузиаст воздухоплавания нашел понимание и поддержку. Ему оказал покровительство московский генерал-губернатор Ростопчин, по ходатайству которого Леппиху выделили из казны огромные деньги, по разным данным - от 170 до 320 тысяч рублей. На эту сумму в те годы можно было построить двухпалубный или трехпалубный линкор с полным вооружением и оснасткой. В мае 1812 года, наняв 60 мастеровых - портных, столяров и плотников, Леппих на огороженной и тщательно охраняемой площадке в Воронцовском парке начал постройку своего детища.

Через три месяца работы завершились, однако результат испытаний оказался удручающим. Гондола получилась слишком тяжелой, а полной герметичности оболочки достичь не удалось, она непрерывно "травила" газ. Из-за этого дирижабль, имея на борту всего двух человек, смог медленно взлететь лишь на 10-12 метров и через несколько секунд грузно опустился обратно. До испытаний весел дело не дошло, поскольку аэростат не мог поднять "гребцов", не говоря уж о какой-либо иной полезной нагрузке. Большие надежды, которые возлагало на леппиховское "чудо техники" русское военное командование и лично Михаил Илларионович Кутузов, оказались напрасными.

Перед сдачей Москвы Леппих и его работники спешно эвакуировались из Воронцово, забрав всё, что удалось вывезти на подводах. Гондолу дирижабля, которая была слишком громозднкой и нетранспортабельной, пришлось сжечь. Перебравшись в Санкт-Петребург, изобретатель возобновил работы в Ораниенбауме. В 1813 году он построил там дирижабль меньших размеров, изображений которого не сохранилось. Согласно отчету генерала Вандомского, с этим аэростатом Леппих "делал несколько раз опыты и поднимался на привязях не свыше 5-ти или 6-ти сажен от земли, но лететь против направления ветра не мог".

В конце концов, всем стало ясно, что проект неудачен, к тому же, война с Наполеоном шла к успешному завершению, поэтому интерес к работам Леппиха окончательно угас. Выделенные ему средства списали в убытки. Но, судя по всему, немалую часть денег изобретатель "сэкономил", так как, уехав в 1814 году из России, он сразу купил неплохое поместье в Баварии. Там он продолжил занятия изобретательством, запатентовав машинку для маникюра и станок для изготовления гвоздей. В 1819 году Леппих неожиданно продал имение и выехал в неизвестном направлении. Больше о нем ничего не известно.

Несмотря на провальный итог леппиховской эпопеи, его воздушный корабль обладал целым рядом приоритетов. Во-первых, на момент постройки он являлся самым крупным аэростатом в мире. Во-вторых, это был первый в мире дирижабль полужесткой конструкции. Второй летательный аппарат подобной схемы появился во Франции лишь через 90 лет. В-третьих, Леппих первым предложил использовать управляемый аэростат для бомбардировки. Наконец, в-четвертых, это был первый летательный аппарат обтекаемой и вытянутой по направлению полета формы. Ранее все аэростаты делались в форме шара, перевернутой капли или гриба.
32-33
 
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Мое личное ИМХО, но история управляемого воздухоплавания началась в XX а не в XIX веке из-за того, что изобретатели двигателей плохо ладили с изобретателями дирижаблей. В результате, когда у кого-то оказывался толковый дизайн оболочки, у него не было подходящего двигателя, а если у кого-то был двигатель, то как правило он пытался его поставить на что-то вообще нелетабельное.

И все почему-то пытались строить дирижабли возможно меньших размеров. В то время как увеличение позволило бы преодолеть кучу проблем.
1) История управляемого воздухоплавания началась с появления относительно легких и компактных ДВС. До того любые силовые установки были либо слишком слабыми, чтобы противостоять ветру, либо слишком тяжелыми для использования на летательных аппаратах.

2) Чем меньше, тем дешевле и проще. Очевидно же.
1812 г. августа 22.
Милостивый государь мой гр. Федор Васильевич!
Гос. император говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли им будет воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее.
Надеюсь дать баталию в теперешней позиции, разве неприятель пойдет меня обходить, тогда должен буду я отступить, чтобы ему ход к Москве воспрепятствовать... и ежели буду побежден, то пойду к Москве и там буду оборонять столицу.
Всепокорный слуга кн. Г-Кутузов.
И тут такой облом:
…С прискорбием извещаю ваше величество о неудаче Леппиха. Он построил шар, который должен был поднять 50 человек, и назначил час, когда должен был подняться… Прошло 5 дней, и ничего не готово. Вместо 6 часов он употребил целых 3 дня, чтобы наполнить газом шар, который не поднимал и двух человек… Большая машина не готова, и, кажется, надо отказаться от возможности извлечь из неё ту пользу, которую ожидали. Я принял свои меры, и если князь Кутузов потерпит неудачу и двинется то ли в Москву, то ли в сторону, я отправлю Леппиха в Нижний Новгород без эскорта, вместе с шелковой оболочкой шара. Менее всего можно пожалеть об 148 тысячах рублей, потраченных на изготовление шара. Леппих — сумасшедший шарлатан, а Алопеус слишком был увлечен своим финским воображением.

Любопытно, что после этой резолюции Леппиха продолжали финансировать.
Это не очередная генерация дьяка Крякутного или как его там?
Да, вроде бы, нет. В этом случае документов много, в том числе и французских. Они нашли в Воронцово следы постройки большого аэростата, химикаты, необходимые для выработки водорода, и остатки сгоревшей гондолы.

Edited at 2016-09-04 03:26 pm (UTC)
а эксперименты по велосипедному приводу(мускульная сила) на винтовой движетель для дирижаблей были? и каков результат?
> на винтовой движетель для дирижаблей были? и каков результат?

Не просто были а массово строились в США. С педальным приводом так называемые "ярмарочные дирижабли" - использовались для рекламы и в шоу, а то и гонках в начале 20 века. Развивали до 16 км/ч. Могли летать не в сильный ветер.

Пример http://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/549413/549413_original.jpg

Дирижабль Диксона. Построен в 1907м году 14 летним пацаном успешно летавшем на нем.



Вообще педальные дирижабли и сейчас выпускаются в США , Франции и Италии - можно прикупить и летать

http://pics.livejournal.com/aerocrat/pic/0005yb4d/s320x240


Как писали пышно во время постройки "... создан ко вреду и погибели злодея".


Во время Крымской войны Николаю Первому предложили использовать аэростат против англичан и французов (в качестве бомбардировщика, пилотируемый, или как австрийцы в Венеции, с часовым механизмом - неизвестно).

К сожалению он ответил: "Это не рыцарский способ ведения войны" :(

Так же в Гражданской войне в США какой-то чистоплюй отказался от противопехотных мин, также, "поскольку это подло". Хотя северяне несли на минах солидные потери.
Во времена Крымской войны пилотируемые аэростаты-бомбардировщики были невозможны, а эффективность беспилотных, всецело зависящих от направления и силы ветра, была крайне низкой. В Венеции они имели некоторый психологический эффект лишь потому, что их применили против мирного населения. А против англо-французской армии в Крыму это бы не сработало. Скорее, наоборот, спровоцировало бы противника на применение аналогичного оружия против Севастополя.

В американской ГВ противопехотные мины очень даже применялись южанами против северян, пока северяне не придумали способ борьбы с ними - гонять впереди своих солдат вражеских военнопленных, которые эти мины "разминировали".

На австрийских аэростатах, примененных в Венеции, были не часовые механизмы, а примитивные фитили с рассчитанным временем горения.
И только один казак знал, куда именно подевался Леппих.
(Anonymous)
Грести воздух??? Инженер любил абсент или опиумную настойку?
Наполеону, но тот обозвал его мошенником

Наполеон был вообще довольно консервативен. Он и Фултона послал с подводной лодкой.
Не только с подводной лодкой, но и с пароходом. А еще он ликвидировал воздухоплавательные части во французской армии, несмотря на то, что они проявили себя весьма неплохо в деле разведки вражеских позиций. Удивительная косность и недальновидность для столь неглупого человека.
И снова мы возвращаемся к теме о том, как "косное" и "отсталое" царское правительство в "дикой" России мешало развитию техники. Глядя на леппиховский прожект, скорее стоит вести речь о чрезмерной доверчивости царского правительство ко всяким техническим новинкам, о "неоправданных затратах на нерентабельные инновационные проекты", говоря современным языком. А уж никак не о преднамеренном торможении прогресса.
Рассуждения о том, что царизм якобы душил изобретателей и намеренно тормозил прогресс, это всего лишь советская пропаганда, которая любыми способами стремилась очернить предыдущий режим. Проблема была в другом: из-за некомпетентности царских чиновников большие деньги нередко тратились впустую на заведомо неудачные проекты, вроде того же дирижабля Леппиха или "царь-танка".