я

Бомбовоз для Кутузова

Skizze_Leppich-Luftschiff

Сегодня - годовщина испытаний первого российского дирижабля, построенного в 1812 году в подмосковном имении Воронцово под руководством немецкого плотника и изобретателя-самоучки Франца Леппиха. По словам изобретатаеля, его воздушный корабль должен был поднимать аж 50 человек и летать в любом направлении, в том числе и против ветра. Дирижабль планировалось использовать в качестве штурмовика и бомбардировщика в предстоящем генеральном сражении с армией Наполеона.

Для этого Леппих предполагал нагрузить его ящиками с порохом и сбрасывать их на вражеских солдат через люки в днище гондолы. Очевидно, эти импровизированные "авиабомбы" снабжались какими-то ударными взрывателями, но об их конструкции ничего не известно. Кроме того, по замыслу конструктора, дирижабль предусматривалось вооружить ракетными установками, однако, с учетом того, что оболочка аэростата наполнялась водородом, это была не очень удачная мысль.

Вверху помещен рисунок дирижабля, сделанный по сохранившимся наброскам самого Леппиха, а внизу - его современная реконструкция. Аппарат представлял собой большой баллон грушевидной формы длиной 57 метров. Его покрывала веревочная сеть, а к ней подвешивалсь дервянная силовая рама и гондола. Сзади на шарнирах крепился "хвост", служивший рулем высоты, а по бокам - "весла", которые приводились в действие "гребцами", сидящими в гондоле. К сожалению, ни сам Леппих, ни его кураторы, выделившие средства на постройку дирижабля, не знали, что весельный движитель абсолютно неэффективен для воздушных судов вследствие низкой плотности земной атмосферы.

Таким образом, проект изначально был нежизнеспособным. Любопытно, что сперва Леппих предложил эту "летающую галеру" Наполеону, но тот обозвал его мошенником, распорядившись выгнать взашей из своего дворца и выслать из Франции. Потом изобретатель решил попытать счастья в Пруссии, однако реакция тамошних властей была аналогичной. Леппиху запретили собирать средства и вести какие-либо работы, а потом приказали покинуть страну.

И только в России энтузиаст воздухоплавания нашел понимание и поддержку. Ему оказал покровительство московский генерал-губернатор Ростопчин, по ходатайству которого Леппиху выделили из казны огромные деньги, по разным данным - от 170 до 320 тысяч рублей. На эту сумму в те годы можно было построить двухпалубный или трехпалубный линкор с полным вооружением и оснасткой. В мае 1812 года, наняв 60 мастеровых - портных, столяров и плотников, Леппих на огороженной и тщательно охраняемой площадке в Воронцовском парке начал постройку своего детища.

Через три месяца работы завершились, однако результат испытаний оказался удручающим. Гондола получилась слишком тяжелой, а полной герметичности оболочки достичь не удалось, она непрерывно "травила" газ. Из-за этого дирижабль, имея на борту всего двух человек, смог медленно взлететь лишь на 10-12 метров и через несколько секунд грузно опустился обратно. До испытаний весел дело не дошло, поскольку аэростат не мог поднять "гребцов", не говоря уж о какой-либо иной полезной нагрузке. Большие надежды, которые возлагало на леппиховское "чудо техники" русское военное командование и лично Михаил Илларионович Кутузов, оказались напрасными.

Перед сдачей Москвы Леппих и его работники спешно эвакуировались из Воронцово, забрав всё, что удалось вывезти на подводах. Гондолу дирижабля, которая была слишком громозднкой и нетранспортабельной, пришлось сжечь. Перебравшись в Санкт-Петребург, изобретатель возобновил работы в Ораниенбауме. В 1813 году он построил там дирижабль меньших размеров, изображений которого не сохранилось. Согласно отчету генерала Вандомского, с этим аэростатом Леппих "делал несколько раз опыты и поднимался на привязях не свыше 5-ти или 6-ти сажен от земли, но лететь против направления ветра не мог".

В конце концов, всем стало ясно, что проект неудачен, к тому же, война с Наполеоном шла к успешному завершению, поэтому интерес к работам Леппиха окончательно угас. Выделенные ему средства списали в убытки. Но, судя по всему, немалую часть денег изобретатель "сэкономил", так как, уехав в 1814 году из России, он сразу купил неплохое поместье в Баварии. Там он продолжил занятия изобретательством, запатентовав машинку для маникюра и станок для изготовления гвоздей. В 1819 году Леппих неожиданно продал имение и выехал в неизвестном направлении. Больше о нем ничего не известно.

Несмотря на провальный итог леппиховской эпопеи, его воздушный корабль обладал целым рядом приоритетов. Во-первых, на момент постройки он являлся самым крупным аэростатом в мире. Во-вторых, это был первый в мире дирижабль полужесткой конструкции. Второй летательный аппарат подобной схемы появился во Франции лишь через 90 лет. В-третьих, Леппих первым предложил использовать управляемый аэростат для бомбардировки. Наконец, в-четвертых, это был первый летательный аппарат обтекаемой и вытянутой по направлению полета формы. Ранее все аэростаты делались в форме шара, перевернутой капли или гриба.
32-33
 
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Рассуждения о том, что царизм якобы душил изобретателей и намеренно тормозил прогресс, это всего лишь советская пропаганда, которая любыми способами стремилась очернить предыдущий режим. Проблема была в другом: из-за некомпетентности царских чиновников большие деньги нередко тратились впустую на заведомо неудачные проекты, вроде того же дирижабля Леппиха или "царь-танка".
Совершенно точно. Парадокс (и обидный парадокс) при этом заключался ещё и в том, что единственный на российском престоле профессиональный военинженер - Николай Первый - явился как раз тем царём, который наиболее скандально и очевидно проморгал основное направление развития техники в своё время.
К сожалению, среди российских царей почти никто, кроме Петра Первого, техникой не увлекался.
а) Развитие парового флота, приведшее к перевооружению ВМФ винтовыми пароходами. Отсутствие боевых кораблей такого типа в русском флоте сделало его беспомощным в Крымской войне.

б) Народно-хозяйственное значение железнодорожного транспорта. В результате снабжение осаждённого Севастополя (полностью окружить который англо-французам так и не удалось) осуществлялось с большими перебоями.

в) Развитие нарезного стрелкового оружия. Русская армия в 1853 году встретила большую войну с гладкоствольными ружьями образца XVIII века, беспомощными против британских и французских штуцеров.

А восполнять все эти просчёты пришлось большой солдатской кровью.
Я спрашивал, что именно он "проморгал". Ничего из Вами перечисленного он не проморгал - и пароходы строились, и железные дороги, и винтовки закупались/производились - но да, внезапно, немного отставали от двух ведущих мировых держав.

a) Винтовые пароходы строились - но требовать, чтобы один из двух русских флотов(к тому же, заточенный на противостояние османам) превосходил два крупнейших флота в мире - это как-то странно.

б) Общая протяжённость французских ж/д в то время - 3000 км, одна только железка петербург-севастополь - 2000 км, причём строить её пришлось бы строго за государственный счёт, никакого "народно-хозяйственного значения" у неё не было. Сомневаюсь, что бюджет выдержал бы такое, а так - железные дороги вполне строились.

в) О! Вот этого я и ждал:) Ну да, у союзников было несколько большее количество штуцеров. В первую очередь, это относится к англичанам, но англичан вообще под севастополем маловато было:) У французов винтовки были только у егерей и частично у африканцев. У нас же вообще-то тоже началось перевооружение винтовками с 54 года, но не успели, бывает.
Винтовые пароходы строились в России при Николае? Удивили.

Ж\д не обязательно было тянуть от самого Петербурга - под боком была богатейшая аграрная Украина, оттуда и можно было бы снабжать город продовольствием (а из арсеналов Херсона и Николаева - и боеприпасами). Но нет - единственной "железкой" на момент 1854 года была дорога "Петербург - Царское Село". Очень стратегически важное направление, ничего не скажешь!
>Винтовые пароходы строились в России при Николае? Удивили.
"В 1851-1852 годах на Балтике началось строительство двух винтовых фрегатов и переделка в винтовые трех парусных кораблей."

На всякий случай напоминаю, что донбасса ещё не было, для строительства железки севастополь-николаев(это километров 500) пришлось бы всё закупать в европе и тащить морем. И, кстати, сомневаюсь, что англо-франко-турки в своём путешествии из евпатории в балаклаву прошли бы мимо этой железной дороги:))
"сомневаюсь, что англо-франко-турки в своём путешествии из евпатории в балаклаву прошли бы мимо этой железной дороги" - они свою построили от Евпатории до самого Севастополя буквально за неделю.
ЩИТО? Вы имеете в виду коротенькую узкоколейку от Балаклавы(не Евпатории) наверх, которую они построили не за неделю, а за полгода? Ну да, как там было - "От лондона до севастополя 3006 миль, из них 3000 по морю дешевле, чем 6 миль по суше"
//////////"В 1851-1852 годах на Балтике началось строительство двух винтовых фрегатов и переделка в винтовые трех парусных кораблей."

Со стороны союзников в Крымской войне участвовали 19 (!) винтовых линкоров, причем часть из них - специальной постройки. Со стороны России - ни одного. И этим всё сказано.
Я разве оспаривал тезис, что Россия отставала технически и экономически от двух передовых держав?
Кстати

В российском черноморском флоте всего(!) было 14 линкоров. Даже если бы у нас была технологически продвинутая страна и все они были бы винтовыми - это всё равно меньше, чем соединённый флот англии и франции, в котором, как Вы пишете, 19 винтовых линкоров.