я

Танку - 100!

MK11

Поздравляю танкистов всего мира, а также - всех танкостроителей, танколюбителей, танкописателей и игроков в танчики с сегодняшним юбилеем. Ровно 100 лет назад, 15 сентября 1916 года, у деревеньки Флер на севере Франции танки впервые вступили в бой. Обстоятельства этого боя наверняка хорошо известны всем тем, кого я упомянул в поздравлении, а остальным расскажу вкратце, что для операции по прорыву хорошо укрепленных вражеских позиций англичане подготовили 49 первых в мире серийных танков Mark I, однако 17 из них сломались по пути к фронту. В атаку двинулись 32 машины, из которых девять вышли из строя, не достигнув германских окопов, а еще пять застряли в болоте.

Тем не менее, оставшиеся 18 танков легко прорвали фронт на глубину пяти километров. При этом потери англичан в личном составе оказались в 20 раз меньше, чем в аналогичных наступательных оперециях, проводившихся только пехотой. Можно сказать, что в тот день началась новая эпоха в истории войн - эпоха боевых машин. Через пару десятилетий без танков не обходился уже ни один более-менее крупный воруженный конфликт, а во Второй мировой войне они стали одним из главных, если не самым главным средством достижения успеха на поле боя. Далее - подборка картинок и фотографий, посвященных первенцу мирового танкостроения.

image

Первый прототип танка Mark I на испытаниях.

New Penguin Decals (6)

Погрузка одного из первых серийных танков на железнодорожную платформу. Обратите внимание на "русскую" надпись на борту: "ОСТОРОЖНО ПЕТРОГРАА Ь". Она была сделана для дезинформации вражеской агентуры и создания у нее впечатления, будто танки направляются в Россию, хотя, на самом деле их отправили на Западный фронт. Чтобы вписаться в железнодорожный габарит, с машины сняты боковые оружейные спонсоны, благодаря чему виден двигатель, закрытый капотом, выведенные вверх выхлопные трубы и стеллажи для снарядов.

103975

Один из танков с пулеметным вооружением (так называемая "самка") в пестром камуфляже и с маскировочной сеткой.

A01315-A
Прорисовка одного из вариантов британского камуфляжа времен Первой мировой войны, применявшегося на танках Mark I.

102961

Английские солдаты идут на передовую мимо сломавшегося танка.

72001_1

8429-1392402503

Танки Mark I на фронте.

2 Mk I Tank

Подбитая и разоруженная машина. В броневых листах видны пробоины от снарядов.  
promo mono_polist 19:41, вчера 3
Buy for 50 tokens
Рядом с домом есть магазин « продукты Ермолино». Иногда покупаем там разную продукцию. Очень удобно, когда нет времени на полноценную готовку, а тут кинул на сковородку и ешь. Еда нравится, качественная и вкусная, а порой и не скажешь, что это всего лишь полуфабрикаты. Вот недавно…
Недавно узнал забавную деталь. Как известно, название «танк» появилось не сразу (и вообще поначалу служило лишь для конспирации). Менее известно, что в процессе разработки эти машины называли «сухопутными кораблями». А комитет, который, собственно, и занимался их разработкой, из-за каких-то вывертов британской военной бюрократии административно приткнули куда пришлось.

В итоге создатели новых боевых машин носили гордое название: «Комитет по сухопутным кораблям Королевской морской авиации». Это, конечно, не «эскадрилья конных водолазов», но тоже внушает...

Edited at 2016-09-15 12:49 pm (UTC)
Кому сказать спасибо ?
В описании этой истории всегда одно и то же упущение - такое впечатление, что танки появились из тумбочки. А кому мы всё же обязаны их появлением ? Я имею в виду не столько конструкторов, сколько авторов идеи и тех кто эту несколько странную идею вооружения тракторов поддержал и продвинул. Мотивы где ? Ведь сразу довольно крупная по тем временам серия это риск.
Re: Кому сказать спасибо ?
Идея уже давно, как говорится, носилась в воздухе. А позиционный тупик сделал ее более чем актуальной.
>А кому мы всё же обязаны их появлением ?

Джекки Фишер и Уинни Черчилль...

Мотивы - они верили в вундерваффе :-)

А что они пропихивали странные образцы оружия и кроме танков - ну гуглите на "легкие линейные крейсера" и "Балтийский проект" - точнее даже два - Первой мировой войны (Фишера) и Второй мировой (операция "Екатерина" Черчилля :-)

Лихие ребята в лихие времена.
Для облегчения манёвра (так считали создатели).

Но как показала практика - танк неплохо обходился и без них. Одному из танков оторвало колёса снарядом - и ничего. На поздние модели типа "пятёрки" колёса не ставились.
Сеточка сверху там не маскировочная, а противогранатная - потому и "домиком" сделанная, чтобы гранаты скатывались (крыша была весьма тонкая+лючки, выхлопные трубы и т.д.).

На самой верхней фотке, где есть сетка, - самодельная, а на нижних фотках фабричная (или из армейской мастерской) - совсем похожа на каркас крыши, аккуратная, солидная.
На этом снимке она именно маскировочная, входящая в состав камуфляжа, разработанного художником Соломоном. Фото сделано во время испытаний этого камуфляжа в Англии, еще до отправки первых танков на фронт. Обратите внимание, что сеть, во-первых, не сплошная, во-вторых - очень тонкая, а в-третьих, не натянутая. А противогранатные сетки - это те, что на каркасах. Кстати, они оказались неффективными и от них быстро отказались.

Edited at 2016-09-15 05:26 pm (UTC)
Доводилось читать, что первая танковая атака произвела на немцев столь неизгладимое впечатление, что они побросали окопы с криками: "Нечистая сила!!!" Не знаю, насколько эти сведения достоверны, ибо их источник - В. Шамбаров, а ему можно доверять только с очень большой осторожностью.

Читал также, что в России постарались после этой атаки как можно быстрее написать и выпустить методичку для войск о том, как правильно себя вести в случае, если противник применит танки (источник - Леонов и Ульянов).

А между тем, судя по количеству небоевых потерь среди английских танков первого поколения, они были не такой уж и надёжной техникой.
Естественно, новая техника, поспешно введенная в строй, редко отличается надежностью.
Англичане выдумали танки, а немцы выдумали Эльвиру Тигр. ))
Инструкция-руководство D656/27 датированная 1943 годом - наставление по эксплуатации танка "Тигр", одобренное лично Гудерианом.Очень заметно отличается от типичных немецких армейских инструкций времен Второй Мировой. Брошюра, известная как "Tigerfibel", написана легким слогом с юмором, стихами и веселыми картинками, более того, сам танк "Тигр" в ней персонифицируется как некая юная особа "Elvira Tiger".

Наверно, такая инструкция и правда лучше запоминалась. )
Да там очень забавные и запоминающиеся картинки.
Однако немцы выпускали подобные юмористические мануалы не только для танкистов, но и для летчиков:
http://i1.wp.com/unusual.info/wp-content/uploads/2014/06/horrido.jpg?w=1067
Вот этот рисунок показывает, как важен правильный ракурс при атаке вражеского самолета:
http://i2.wp.com/unusual.info/wp-content/uploads/2014/06/horrido3.jpg?w=800
А этот демонстрирует, что к американскому бомбардировщику опасно подходить слишком близко.
http://wunderflug.users.photofile.ru/photo/wunderflug/200716625/209354276.jpg