я

Пушка, которая сокрушила Францию

История знает немало примеров, когда армии передовых, промышленно развитых стран за счет технического превосходства легко одерживали верх над войсками отсталых государств и племен. Однако гораздо более редкой является ситуация, когда в войне между двумя странами с примерно равным уровнем развития победа достигалась за счет какого-то одного вида оружия, имевшегося только у одной из сторон. Именно такая ситуация сложилась во время франко-прусской войны 1870-71 годов, когда прусаки наголову разгромили сильную и многочисленную армию Франции благодаря своей артиллерии, а конкретно - новым полевым орудиям Круппа.
К началу войны на вооружении прусской армии имелось 1334 полевых и осадных орудия, из них более тысячи легких пушек Круппа трех типов: 6-фунтовые Feldkanone C/61 и С/64, а также 4-фунтовая Feldkanone C/67, она же 8cm Stahlkanone C/67. Все эти орудия имели стальные нарезные стволы и казенное заряжание, обеспечивающее им гораздо более высокую скорострельность, чем у дульнозарядных французских полевых пушек.
Стандартной скорострельностью орудия Круппа считались шесть выстрелов в минуту, но опытный и хорошо натренированный расчет мог выпускать ежеминутно до 10 снарядов. При этом максимальный темп стрельбы французских орудий не превышал двух выстрелов в минуту.
Отставание в скорострельности отчасти можно компенсировать численным превосходством, но у французов и его не было. К началу войны их артиллерийский парк включал в себя 950 пушек и гаубиц, не считая стационарных крепостных орудий.
Высокая скорость стрельбы крупповских пушек дополнялось повышенной дальнобойностью. Они забрасывали фугасные снаряды на дистанцию до 3500 метров, а у французских полевых артиллерийских систем предельная дальность стрельбы не превышала 2500-2800 метров. В результате прусаки могли с безопасного расстояния расстреливать французские батареи, а затем - сметать ураганным огнем пехоту. Это стало одним из решающих факторов, обеспечивших им успех в большинстве крупных сражений, а в конечном счете - победу в войне.

819l
Полевая пушка Feldkanone C/64 на гравюре 1875 года. Она имела калибр 78,5 мм, масса ствола - 290 кг, масса лафета - 360 кг, масса фугасного снаряда - 4,3 кг (из них 170 грамм пороха), масса картечного выстрела - 3,5 кг (включая 48 свинцовых пуль по 50 г), начальная скорость снаряда - 357 м/с.


80mm
Первый крупносерийный образец казнозарядного полевого орудия со стальным стволом - пушка Feldkanone C/61, принятая на вооружение армии  Пруссии в 1861 году. Затвор и лафет не сохранились и заменены новоделами.

C61_Original

C61_Saarlouis
От этой С/61 также уцелел лишь ствол. Затвор отсутствует, а лафет представляет собой современную копию.

GER_c67

GER_c67-22
Пушка С/64 с усовершенствованным затвором на железном лафете образца 1873 года.

0K
Чертеж Feldkanone C/64.

C_67.1
Чертежи клиновых затворов орудий С/64 (слева) и С/67.

cc01b
Батарея полевых орудий Круппа на позиции.

Canon_Obusier_Le_Lassaigne
Полевые орудия, с которыми Франция вступила в войну, выглядели очень архаично. По сути они почти ничем не отличались от пушек времен Наполеона Бонапарта.

Obusier_de_15cm_systeme_Valee_1828_fondu_1852
Подборка типов бронзовых дульнозарядных пушек, применявшихся французами в войне с Пруссией.


Другие статьи об оружии и военной технике в этом блоге:

Чертова мельница
Скорострелка конфедератов
Рельсовые мониторы янки и дикси
Happy Birthday to Revolver!
Капризный француз
Стреляющий бублик
Фюррер сделал автомат...
Броня Коммуны
Броня Коммуны - 2
Воздушная картечница Гебауэра
Огненные копья Первой мировой
Цепные карамультуки
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Ну, коли уж на то пошло, то вообще огнестрел изобрели не в Европе :) И много чего ещё. Мы вот тоже немало взяли и у Великой Степи, и у турок даже, и у Ирана (доспехи русские иранского типа, а часто и происхождения). А Самоя, повторюсь, не Польша, и в последние века имеет непрерывную государственность. Да и чехи в Самое не то чтоб отдельный народ, а так, часть общего самойского народа со своей региональной спецификой. Так что слишком уж смотреть на обстоятельства реальной истории не надо, на то и альтернатива :)
Ну, коли уж на то пошло, то вообще огнестрел изобрели не в Европе :) И много чего ещё. Мы вот тоже немало взяли и у Великой Степи, и у турок даже, и у Ирана (доспехи русские иранского типа, а часто и происхождения).

Да кто бы спорил. Русские по части военных изобретений - в такой же глубокой заднице, как и все восточные славяне, что, впрочем, не мешало нам с блеском воплощать и улучшать чужие изобретения. Не зря же мы такие "всемирно-отзывчивые", как сказал старик Бердяев.

А Самоя, повторюсь, не Польша, и в последние века имеет непрерывную государственность. Да и чехи в Самое не то чтоб отдельный народ, а так, часть общего самойского народа со своей региональной спецификой. Так что слишком уж смотреть на обстоятельства реальной истории не надо, на то и альтернатива :)

Вообще-то, чехи с поляками с точки зрения национальной психологии - диаметрально противоположные народы. Архетип поляка - Анджей Кмициц (который к 20-му веку выродился в Хенрика Квинто), а чехов - Иозеф Швейк.
Насчёт изобретений и задницы. У многих изобретений "авторство" весьма расплывчатое, идеи в воздухе витают, кто успел первым - тот и автор, но не упел бы этот - появилось бы первым в другой стране. Да и многие "изобретения" суть улучшение уже давно известного. Крупп сделал скорострельную пушку, но не изобрёл же он артиллерию :) А попытки и до него были, он просто смог довести до ума. Русские конструкторы тоже придумывали много чего такого, что отечественные начальники не пущали, а потом оно изобреталось заграницей. В заднице скорее отечественная властная структура (обычное её состояние, к сожалению), а не русский народ как изобретатель.

А у поляков история такая, специфическая. Хотя вот в усовершенствовании сабли они отметились, вместе с венграми. Самоя же, обратно повторюсь, не Польша (как и не Чехия), её история шла по-другому (соответсвенно, и нац. психология другая), и "отечественная" изобретательская мысль поддерживалась наличием отечественного же государства - полякам, раздербаненным между соседями, в этом плане хуже было - давили.
Ага вспомним вопросы с происхождением FN FAL, который очень близок по конструкции к СВТ-40...
ИМХО, при наличии единого государства поляки в силу нац. психологии, пассионарности и гораздо более высокой численности чехов бы просто ассимилировали.

Русские конструкторы тоже придумывали много чего такого, что отечественные начальники не пущали, а потом оно изобреталось заграницей.

А это Вы о чем?
ИМХО, при наличии единого государства поляки в силу нац. психологии, пассионарности и гораздо более высокой численности чехов бы просто ассимилировали
От конкретных исторических обстоятельств зависит, я думаю... У Самои сложная и неоднозначная история, в том числе и история генезиса единого народа :)

А это Вы о чем?
Прокатная броня, например.
От конкретных исторических обстоятельств зависит, я думаю... У Самои сложная и неоднозначная история, в том числе и история генезиса единого народа :)

Единый народ имеет единый язык. На каком языке говорят в Самое?

Прокатная броня, например.

На "много чего" пока не тянет.
ладно = скажем так вот набор весьма эпохальных совершенно русских открытий которые не были оценены начальством никак :-)

Первое правда было сделано сербом переехавшим в Россию

первый многоцилиндровый ДВС с встречным движением поршней - привет всем британским танкам, авиадизелю ЮМО 204, американским тепловозам и Т-64 :-) Огнеслав Костович


Второе - первый в мире блочный ДВС (сейчас на автомобилях других и нету), попутно тот же автор создал современную компоновку автомобиля (приписали потом Луи Рено кстати), создал первый "Мерседес- бенц" , да в общем все мерседесы до"Блица" 1913 года. А так же первый многомоторный самолет (за пару лет до Сикорского :-) Борис Луцкой (или Луцкий - даже сам расписывался и так и так)

Дальше - вся энергетика на трехфазном переменном токе и первые настоящие ЛЭП с трансформацией (и не надо сказок про гениального типа Теслу - его двухфазная система на три провода умерла не родившись) . Умер сей достойный русский инженер гендиром AEG-Вулкан в германии - потому как в россии ему было делать ваще нечего :-) М.О.Доливо-Добровольский

Кто в баки бензин заливает - тот помнит что без крекинга был бы он с октановым числом 40 и посейчас - Шухов.


И на последок электросварка :-)




первый многоцилиндровый ДВС с встречным движением поршней - привет всем британским танкам, авиадизелю ЮМО 204, американским тепловозам и Т-64 :-) Огнеслав Костович

Двигатель Костовича - конструкция весьма экстравагантная, но более чем сумнительная с точки зрения его работоспособности.
http://vikond65.livejournal.com/40992.html

А так же первый многомоторный самолет (за пару лет до Сикорского :-) Борис Луцкой (или Луцкий - даже сам расписывался и так и так)

Аэроплан Эдварда Эндрюса, 1910 год.
http://www.floridamemory.com/fpc/reference/rc11256.jpg