я

Авруха

Avro_504K_taking_off,_Masterton,_New_Zealand,_25_April_2009

Сегодня у нас не только день торжества демократии, но и день рождения одного интересного самолетика. 18 сентября 1913 впервые поднялся в воздух первый серийный экземпляр биплана "Авро-504", спроектированного английским авиаконструктором Эллиотом Вердоном Ро. Название самолета является акронимом от имени и фамилии его создателя (Alliot Verdon ROe). А примечателен он тем, что это, пожалуй, единственный летательный аппарат, появившийся еще до Первой мировой войны и продержавшийся в серийном производстве вплоть до начала 1930-х годов. Всего было построено более 10 тысяч таких машин.

Для тех времен, когда прогресс авиации шел семимильными шагами, а самолеты устаревали морально буквально за два-три года или даже еще быстрее, "Авро-504" продемонстрировал просто поразительное долголетие. Не менее замечательна широта его распространения по миру. Помимо Великобритании и ее колоний, "Авро-504" эксплуатировался в 35 странах, а в семи из них (Германии, Бельгии, Аргентине, СССР, Канаде, Австралии и Японии) он выпускался серийно. Деревянно-полотняная конструкция "Авро" не отличалась долговечностью, тем не менее последние экземпляры "пятьсот-четвертых" несли службу вплоть до сороковых годов.

Не совсем понятно, чем можно объяснить столь широкую популярность, этого похожего на стрекозу легкого самолета, ведь на фоне десятков других машин аналогичного назначения, разработанных в разных странах за годы его применения, он не отличался ничем выдающимся. Тем не менее, его любили и активно пользовали как военные, так и гражданские летчики на всех континентах.

Основное предназначение "Авро-504" - учебно-тренировочный самолет, но, кроме того, он побывал разведчиком, связным, почтовым, спортивно-туристическим, прогулочным, а также - ночным истребителем и даже легким бомбардировщиком. В Россию аэропланы этого типа впервые попали в 1919 году вместе с войсками английских интервентов. Они применялись для разведки и бомбардировки в составе так называемого "Славяно-британского авиакорпуса". Осенью того же года один самолет был подбит и совершил вынужденную посадку на советской территории, под Петрозаводском. Его доставили в Москву, изучили, сочли вполне удачным и решили скопировать.

Из-за организационно-технических сложностей, обусловленных гражданской войной, серийное производство началось лишь через четыре года и продолжалось более шести лет. В 1923-31 годах ленинградский авиазавод "Красный летчик" выпустил 732 "Авро-504" под обозначением У-1 (Учебный - первый), а также - несколько десятков гидропланов на их базе, получивших индекс МУ-1 (Морской учебный). Эти самолеты использовались во всех советских аэроклубах и летных школах до 1936 года. Среди пилотов они получили дружелюбное прозвище "Авруха" или ласковое "Аврушка". К сожалению, ни одного У-1 в нашей стране не сохранилось, зато в других странах и сейчас летают несколько восстановленных "Авро-504" или новоделов, построенных по оригинальным чертежам.

1438176956755-1

Предшественник "Авро-504" - самолет "Авро-500", построенный и испытанный в 1912 году. Рядом стоит его создатель Эллиот Вердон Ро.

1539464

Ажурный деревянный каркас "Авро-504" без полотняной обшивки.

AVRO504-5

"Авро-504" в темно-зеленой военной окраске с эмблемами британских королевских ВВС.

Avro_504K_-_Shuttleworth_Uncovered_2015_(23172958672)

Восстановленный до летного состояния "Авро-504" в варианте ночного истребителя с пулеметом "Льюис" над верхним крылом.

98AvroInFlight

99AvroInFlight

Еще одна восстановленная или отстроенная заново машина с гражданскими обозначениями.

Avro_504N_1 (1)

Абсолютное большинство "Авро-504" было оснащено ротативными моторами "Рон" мощностью 110 или 120 л.с., но иногда на них ставили и другие силовые установки. В частности, на этом экземпляре, принадлежавшем датским ВВС, стоит стационарный 160-сильный двигатель Армстронг "Линкс". Также обращает на себя внимание измененная конструкция шасси без противокапотажной лыжи.

Qantas_Replica_Mascot_Airport

А на этот экземпляр, сделанный в Австралии, поставили рядный мотор жидкостного охлаждения "Санбим".

93396fd867e0611039c006fc0a0952cfe8984131

Самолеты У-1 "Работница" и "Делегатка", построенные на пожертвования советских женских организаций.

1933-leningr

Построение курсантов Ленинградской авиашколы на фоне линейки У-1. Справа на заднем плане виден более новый учебный самолет Поликарпова У-2, который в середине 1930-х пришел на смену "Аврухе".

u-1

Подготовка У-1 к полету, еще один снимок из Ленинградской авиашколы.

Avro504K_Rus_1
Сверху вниз:
"Авро-504" португальских ВВС.
"АВро-504" английских ВВС времен Первой мировой войны.
"Авро-504", который использовался в Англии в 1920-е годы для прогулочных полетов. Задняя кабина расширена и переоборудована в двухместную.
У-1, построенный на пожертвования служащих транспортного управления ГПУ Украины.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Видимо, мода.
Не на всех военных самолётах такое рисовалось же.
Ну по крайней мере, хоть что-то понятно, спасибо.
Малость дополню, круги были у ВВС стран Антанты, у ВВС их противников были либо крестообразные либо прямоугольные опозновательные знаки
ЕНИМП такой же круглый знак состоящих из 3 концентрических кругов цветов флага РИ.