я

Халхингольский самурай

TheRammingKing_web750s

Ровно 80 лет назад, 15 октября 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип японского истребителя "Накадзима" Ки-27. А в мае 1939 года, на Халхин-Голе, эти машины впервые вступили в бой с советскими истребителями. Несмотря на то, что с момента появления Ки-27 прошло уже два с половиной года, а с момента его принятия на вооружение и запуска в серийное производство - полтора, для наших летчиков он оказался полной неожиданностью.

В СССР никто не знал о существовании этой машины, а участники боев поначалу принимали ее за более старый истребитель "Мицубиси" А5М образца 1935 года, с которым наши добровольцы ранее дрались в Китае. Но, несмотря на внешнее сходство, Ки-27 был гораздо совершеннее, чем А5М, значительно превосходя его в скорости, скороподъемности и высотности. Это превосходство, помноженное на мастерство японских пилотов, играло решающую роль почти на всем протяжении халхингольского конфликта.

Бипланы И-15бис проявили в боях против Ки-27 абсолютную неэффективность, да и пилотам И-16 японская новинка поначалу оказалась не по зубам. В результате, за несколько последних дней мая 1939 года советские ВВС потеряли 16 истребителей, в том числе - 12 "бисов" и 4 И-16, а японцы - всего один. В июне бои стали более масштабными, но соотношение потерь оставалось для нас безрадостным, хотя и не столь катастрофичным, как в предыдущем месяце: сбито 45 советских истребителей (19 "ишаков" и 26 "бисов") и 14 японских.

В июле, по мере наращивания численного превосходства советской авиагруппировки и появления на фронте новых типов истребителей (И-153 и И-16 тип 18 с мотором М-62), положение начало выправляться. Однако перелом наступил только в середине августа, когда у Халхин-Гола было сосредоточено 376 советских истребителей различных типов против примерно сотни японских. В воздушных сражениях третьей декады месяца японцы выдохлись, а их потери впервые превысили советские. Та же картина сохранилась и в сентябре, когда японцам удалось сбить 14 истребителей, а нашим - 23 истребителя и бомбардировщик. Один из них совместно с ведомым сбил мой дед.

В целом же, за четыре месяца военных действий советские ВВС потеряли в боевой обстановке 56 И-15бис, 90 И-16 (из них 12 пушечных) и 16 И-153, то есть, всего 162 истребителя. У японцев было сбито 62 Ки-27 и пять истребителей-бипланов Ки-10. Еще 34 Ки-27 им пришлось списать из-за боевых повреждений. Подавляющее большинство этих потерь приходится на воздушные бои истребителей друг против друга, так как число самолетов, сбитых зенитками и стрелками бомбардировщиков, либо - уничтоженных на земле было весьма незначительным. Помимо этого, наши истребители сбили около 40 японских разведчиков и бомбардировщиков различных типов, а японские - примерно столько же советских бомбардировщиков СБ.

Таким образом, "внезапный" Ки-27 оказался для советских летчиков очень неприятным сюрпризом и грозным противником, одолеть которого удалось лишь благодаря созданию многократного численного перевеса. Халхин-Гол стал звездным часом этой машины. Хотя, она применялась еще несколько лет в Китае, Индокитае, на Филиппинах и в голландской Ост-Индии, ей больше нигде не удавалось достичь столь громких успехов.

На заставке - картина современного американского мастера авиационной живописи Ронни Олстхорна, изображающя воздушный бой над Халхин-Голом. Советский истребитель И-16 столкнулся в лобовой атаке с Ки-27 из 24-го сентая японских императорских ВВС.

Ki_27_Nate__rear_full

В полете - Ки-27 Ко (первая модификация) из 59-го истребительного сентая в раскраске времен Халхингольского конфликта. Этот авиаполк с эмблемами в виде молний впервые вступил в бой с советскими летчиками в последний день воздушной войны - 15 сентября 1939 года. И в этом единственном бою с его участием он лишился шести самолетов.
На машине отсутствует сдвижная часть фонаря. Японские пилоты зачастую снимали ее для улучшения обзора и облегчения покидания кабины в аварийной ситуации, хотя это ухудшало летные данные. Под фюзеляжем висят дополнительные топливные баки.

Ki_27_Nate__front_full

Радиофицированный Ки-27 Ко на полевом аэродроме. Обтекатели шасси сняты, так как они нередко забивались травой, а это могло привести к заклиниванию колес и опрокидыванию машины.

Ki-27_1st_Kato

Подборка окрасок Ки-27 в великолепном исполнении Ронни Олстхорна. Сверху вниз:
Ки-27 Ко из штабного звена (сентай хомбу) 1-го истребительного сентая ВВС Квантунской армии, лето 1939 года. Самолет оснащен колесами с увеличенными пневматиками низкого давления для действий с мягкого и болотистого грунта.
Ки-27 Оцу (вторая модификация) командира 1-го чутая (эскадрильи) 1-го истребительного сентая в окраске времен боевых действий на Халхин-Голе.
Ки-27 Оцу из 59-го сентая в зелено-серой окраске 1941 года.
Ки-27 Оцу ВВС Сиама, 1941-42 год.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Подтверждаю! Очень крутой истребитель!
Подозреваю, что летай японцы на И-16 соотношение осталось прежнее. Но выиграли бы, за счет числа.
Думаете, дело только в уровне подготовки летчиков, а качество техники никакой роли не играет?
Вы забыли указать, что Ки-27 был ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ, а значит, самолет был в несколько раз дороже и И-16 и И-153.
Напряжение относительно длительного конфликта (несколько месяцев) японцы с таким чудесным, но дорогим истребителем не выдержали, подавать в достаточных количествах пополнения материальной части и личного состава не смогли.
По занавес в бой пошли архаичные бипланы Ки-10.
Воюют И числом И умением.
Я ничего не забыл, просто в этой короткой заметке вообще не касался технических деталей. А цена конструкционных материалов составляет лишь незначительный процент от общей цены изделия, если, конечно, это изделие не ювелирное. :)
Например, себестоимость И-16 тип 5 в 1938 году составляла 50 тысяч рублей, а у И-16 тип 17 с точно таким же планером - 135 тысяч.
Более того, цельнодюралевый СБ выпуска завода №22 стоил 265 тыс. руб., а завода №125 – 365 тыс. При этом закупочная цена на Су-2 (с деревянным фюзеляжем), на который дюраля шло в несколько раз меньше, чем на СБ, составляла 430 тысяч рублей.
Так что, не надо думать, будто самолет смешанной конструкции априори дешевле металлического. На цену существенно влияют ОЧЕНЬ много различных факторов.
Большое спасибо за описание боев с ним
Не за что, описания - в книге, а здесь только очень краткая статистика.
Чего-то не понял. С детства знаю, что на Халхинголе у японцев были И-96 и И-97. Про Ки-27 никогда не слышал. По виду похож на И-97. Это какое-то альтернативное название?
Ещё очень удивило соотношение потерь. С детства помню цифры, что СССР потерял в конфликте 207 самолётов, а японцы 660. Это из детской книжки. Видно была какая-то своя статистика.
И-96 это советское название А5М, а И-97 - наше же обозначение Ки-27. "И" - сокращение от "истребитель". У нас просто не знали индексов японских машин, поэтому присваивали им свои, надо же как-то обозначать. А американцы, которые тоже не знали "родных" японских обозначений, давали японским самолетам прозвища, тот же Ки-27 проходил у них в документах как Nate - "Нэйт", а А5М - как Claude - "Клод".
Что касается "И-96" на Халхин-Голе, то это отражение того, что у нас поначалу не знали о Ки-27, принимали его за А5М и обозначали соответственно. Потом поняли ошибку, но в литературе она осталась.
По поводу потерь, цифра "660" взята из докладов советских пилотов, которые ничем не подтверждались, кроме их собственных слов.
Японцы, кстати, считали победы точно так же, но при этом еще больше завышали свои успехи. Согласно их статистике, они сбили на Халхин-Голе аж 1162 советских самолета и еще 98 уничтожили на земле!
А если считать по обоюдным сводкам потерь, то реально японцы потеряли в воздушных боях, от зенитного огня и при штурмовках аэродромов 162 самолета (плюс 220 поврежденных, но впоследствии восстановленных), а наши - 209 (плюс 436 поврежденных и восстановленных). Это без учета небоевых потерь.
Намедни сей аппарат в компьютерную игру World of Warplanes (сестру-близнеца "Танков") ввели. Вторая ("армейская") ветка японских истребителей, третий уровень. Сам ещё не опробовал (лишнего слота пока нема), но народ пишет, что один-на-один перевиражит любого, а вооружение точное, но слабое. Интересно, а на него 12.7 мм пулеметы в реальности ставили - хотя бы в качестве эксперимента?
Нет, крупняк не ставили, это уже на Ки-43 пошло. А маневренность у него действительно была рекордная - установившийся вираж за 8,5 секунд! И при этом высокая путевая устойчивость за счет длинного хвоста.
Нда, как сегодня сказал один умный человек - многим сложно оставаться патриотами, узнавая правду про РККА...
Мне правда об РККА нисколько не мешает оставаться патриотом.
Чкалова надо было наказать за протаскивание в серию практически экспериментального и16.Среднему пилоту на них было тяжеловато летать,а уж молодняку и подавно."Товарищ Сталин,Вы заставляете нас летать на гробах."Отсюда и запрет"фигурять".
(Anonymous)
Ну так ему и устроили чуть ли не показательную авиакатастрофу. Или вы считаете, что этого недостаточно ?
Насчет катастрофы-Сталин вроде как предлагал Чкалову должность Наркомвнудела.Это,конечно,непроверенно,но понятно,что это очень многих не устраивало,мягко говоря.Хотя,конечно,Чкалов был типичный летчик-фанатик,или энтузиаст,если хотите,какой из него Нарком.А по поводу было что другое или нет.ЕМНИП,И-17 выставлялся в Париже.Понятно,это выставочный образец,но как исходник уже кое-что.Да просто нормально закапотировать мотор что мешало ишаку.Этож издевательство над аэродинамикой.
Ставьте ответы на реплики в тред, а не в корень, там для этого есть специальная кнопка "ответить". Иначе, тот, кому Вы отвечаете, просто не увидит вашего поста в своей ленте комментариев. Вы же не первый день в ЖЖ и должны знать такие элементарные вещи.
(Anonymous)
Брюстер, ранние Грумманы, большинство тогдашних французских и итальянских истребителей, бесконечные лапти на всех этих голландцо-японцах - тоже издевательство? 33-года ишак, напомню. По тем временам он смотрелся лучше большинства. Да и конкурентов типа ИП-1 или И-14 - тоже.
А это вы кому написали? И для чего, по-вашему, под каждым комментарием стоит кнопка "ответить"?
Те кто ставил в тех условиях на "качество" пилотов , а не на их количество в конце-концов проиграли.И немцы и японцы и финны.И массовая (именно массовая) авиация СССР тоже была необходима. Страна огромная, протяженность границ тоже , ожидали нападения с любого направления, а радиус действия большинства тогдашних истребителей 150-200 километров всего. По этому их надо было много.Даже очень много. Деревянный самолет может быть и примитивней в чем -то металлического, но для тогдашнего СССР он был технологичней. Их можно было выпускать много.
От массовой довоенной авиации уже к середине осени 41 года остался пшик. Почти всё было либо уничтожено, либо брошено при отступлении. И это вполне закономерный результат ставки на массовость в ущерб качеству.

Кстати:
Справка начальника Оперативного управления штаба ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта Журавлева "Сведения о потерях самолетов за два года войны", подписана 6 октября 1943 г.
За первые 50 дней войны, к 1 августа 1941 г. в целом по ВВС Красной Армии в "неучтенную убыль" зачислено 5.240 самолетов.
В течение августа-сентября 1941 г. "неучтенная убыль" увеличивается в отчете на 4.824 самолета
Всего, к 31 декабря 1941 г. по строке "неучтенная убыль" списано 11.005 самолетов (в т.ч. 3.871 истребитель, 2.912 бомбардировщиков, 1.371 штурмовик, 2.851 "прочих"). (372)

Вы в курсе, что такое "неучтенная убыль"?
(Anonymous)
C Халхин-гола на ВОВ перескочили комментаторы... По поводу потерь ВВС РККА в первые период ВОВ - надо помнить, что лучшей ПВО всегда являются ваши танки на аэродроме противника. Так получилось действовать у немцев - их танки часто выходили на аэродромы РККА и (и ж/д станции погрузки-разгрузки), и приходилось сталинским соколам просто бросать свои машины. А тем более, если у машин неисправны моторы, а рядом танки противника...
По поводу "зеленых мальчишек" и энсинов ВВС США - американцы имели все возможности готовить своих пилотов по полной программе. Собственно Штаты были в безопасности и их никто не бомбил, по ним вражеские танки не ездили. А пилотов готовили именно в Штатах (на океане и в Англии уже доучивали).

У нас до Казахстана, слава Богу, тоже вражеские танки не доехали... Но, - уровень напряженности использования авиации несравним до 1944-го. По масштабам использования авиации ни Тихоокеанский ТВД, ни Африканский, ни взаимные налеты через Ла-Манш (кроме Битвы за Британию еще до ВОВ) не сравнятся с напряжением Советско-германского фронта.

Проще говоря, у пиндосов были время и возможность готовить пилотов. У них НЕ было необходимости срочно гнать подкрепления на фронт.
У немцев и их прислужников до 1943 тоже не было такой необходимости (всем кагалом на нас накинулись - сообща достаточно сил выставили, чтоб спокойно готовить подкрепления в тылу. На фронте и так всего хватает). Ну а с 1943 начали складываться эффекты от потерь на Восточном фронте и от бомбардировок, прилетающих с Запада...
///////////Проще говоря, у пиндосов были время и возможность готовить пилотов. У них НЕ было необходимости срочно гнать подкрепления на фронт.

В 1940 и в первой половине 1941 года у СССР была острая необходимость срочно гнать подкрепления на фронт, поэтому в строевые части еще до войны массово поступали пилоты-недоучки, которые не только стрелять, но и летать толком не умели?