я

Как выбирали паровоз

037_001

16 октября 1829 года в приморском городке Рэйнхилл на западе Англии завершились первые в мире состязания механических самодвижущихся экипажей. Их главной целью был выбор наилучшего локомотива для строящейся железной дороги Ливерпуль-Манчестер. А второстепенной, но тоже важной - реклама нового вида транспорта и привлечение к нему внимания общественности. Поэтому соревнования сделали открытыми, построив крытую трибуну для публики и украсив ее флагами.

Хотя конкурс в Рэйнхилле иногда называют "паровозными гонками" или даже "паровозными скачками", совместных испытаний локомотивов не проводилось. Каждая машина тестировалась отдельно, при этом замерялась скорость на мерном участке, тяговое усилие и тормозная дистанция. В соревнованиях приняли участие четыре паровоза и локомотив, приводимый в движение лошадью, однако, конкурса, как такового, не получилось, поскольку все участники, кроме одного, "сошли с дистанции" из-за поломок. Оставшийся претендент, преодолевший все этапы, был объявлен победителем как самый надежный, а его создатель Джордж Стефенсон в качестве приза получил контракт на поставку своих паровозов для Ливерпуль-манчестерской магистрали.

На заставке - современный рисунок, посвященнный соревнованиям, а далее - подборка изображений их участников.

Bd5bc60e19415e4fb4da9d9a9511e40cad3b7479
"Коневоз" Томаса Шоу Брэндрета, конструкция которого вполне понятна из рисунка. Непонятно только, почему его допустили до соревнований локомотивов на паровой тяге, и на что рассчитывал его автор, ведь сила одной лошади заведомо меньше, чем мощность паровых машин. Впрочем, экипаж, который Брэндрет назвал "Циклопедом", даже не успел продемонстрировать свои возможности, так как в первый же день соревнований "конский конвейер" лопнул под копытами "двигателя", а несчастное животное упало и переломало ноги. На этом участие "Циклопеда" в конкурсе закончилось.

90747802

Паровоз "Персеверэнс" ("Настойчивость") Тимоти Бёрстолла. Несмотря на свое название, он продержался не многим дольше "Циклопеда". Еще при транспортировке к месту соревнований его опрокинули и поломали. Автор несколько дней пытался починить свое детище и в итоге кое-как смог привести его в движение, но после ремонта паровоз развивал скорость не более 10 км/ч, да и то без нагрузки. Это намного уступало требованию заказчика, а потому "Персеверенса" сняли с соревнований.

90781517

Локомотив "Санс Парейл" ("Несравненный") Тимоти Хэкуорта. Паровик со столь нескромным названием имел некоторые шансы, но в ходе соревнований у него треснул один из цилиндров, отчего мощность двигателя резко упала. Устранить такую поломку можно было только в заводских условиях, поэтому "Несравненному" засчитали поражение.

Кстати, обратите внимание, что машинист этого паровоза во время движения стоял на относительно небольшой дощатой платформе, укрепленной над задними колесами на высоте около двух метров и не имевшей никаких ограждений. Создатели тогдашних механизмов в последнюю очередь думали о безопасности тех, кому предстояло их обслуживать, а об удобстве их работы они вообще не думали.

Sans_Pareil_Replica-L

Современная реплика "Санс Парейла". Этот локомотив был не тянущим, а толкающим, он ездил позади вагонов и тендера.

the-novelty-locomotive-train-steam-transport-engine-vehicle-track-BACCDF

Паровоз Джона Эрикссона и Джона Брейтвейта "Новелти" ("Новинка"). Самая совершенная, очень легкая и наиболее быстрая машина из всех участников конкурса. В ней впервые был применен вентилятор для нагнетания воздуха в топку, благодаря чему повышался КПД силовой установки и сокращалось время на подготовку к движению. В одном из заездов "Новинка" достигла фантастической по тем временам скорости 45 км/ч. Однако ее тоже постигла неудача - лопнула дымогарная трубка парового котла. Проявив героические усилия, котел за сутки сумели починить, но на следующий день, в очередном заезде, "посыпались" и остальные трубки. Результат - дисквалификация.

Novelty_Replica_05-09-17_86

Современная ходовая реплика "Новелти", построенная в 1980 году.

1920s_henry_ford_rocket_replica

Наконец, победитель конкурса - знаменитая стефенсоновская "Ракета". Благодаря его надежности и безотказности фирма Стефенсона стала эксклюзивным поставщиком локомотивов для первой в мире дальней железнодорожной магистрали.

'The_Rocket'_locomotive_engine_-_Stephenson_(25778402425)

Вид на "Ракету" с другого борта.

Rocket_Cylinder

Цилиндр с золотниковым механизмом, топка и котел "Ракеты" в разрезе.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Хоть у Эриксона с "Новелти" и не выгорело, тем не менее свое имя в истории он оставил. Во-первых, как создатель "Монитора". И, во-вторых, что менее известно, самого успешного двигателя внешнего сгорания, работающий по оригинальному "циклу Эриксона".
У "Бесподобного" и без того были две причины не пройти конкурс: не подходил по весу и не имел рессор (потому что вертикальные цилиндры). Кроме того, он имел неэкономичный котёл и, как следствие, тратил много топлива.
Конкурентом мог стать только "Новинка".
Правда, про вентилятор на нём не слышал. А вот во Франции он был поставлен, Сегеном (Segnin), улиточная воздуходувка на тендере, работающая от оси. Но это всё равно было неэффективно, но вскоре в той же Франции был изобретён конус.
//////////У "Бесподобного" и без того были две причины не пройти конкурс: не подходил по весу и не имел рессор (потому что вертикальные цилиндры).

Всего на 136 кг. На это решили закрыть глаза и допустили его к конкурсу. Наличие рессор не являлось обязательным условием, у "Персеверанса" их тоже не было. А при чем тут вертикальные цилиндры? У "Новинки" они вертикальные, но рессоры есть.

/////////Правда, про вентилятор на нём не слышал.

Про это в английской Выкипедии написано.

Edited at 2016-10-16 09:34 pm (UTC)
С цилиндрами всё просто: они при непосредственном приводе подрессоренной колёсной пары раскачивали паровоз. Причём очень сильно.
У "Новинки" же стояли качалки (bellcrank), которые меняли направление движения шатунов в горизонтальное. Потому и рессоры были и вертикальные цилиндры.
На фото не видать.
У тендера несомненно есть. )
"Медленно, но верно!" - хмыкнул Стефенсон, проезжая мимо беспомощно замершей "Новинки".
Похоже на фильм "Большие гонки". :-)
В последнюю очередь думали о безопасности
...и не только в данном случае. Так что любителей поразглагольствовать о странном пренебрежении русских к жизням людей, о "заваливании трупами" в Великую Отечественную и о Петербурге, "построенном на костях", стоит хотя бы изредка тыкать носом в эти паровозные гонки. Да и не только в них.
Re: В последнюю очередь думали о безопасности
Т.е. если я, например, почитаю о линчевании негров в США, я сразу начну лучше относиться к Салтычихе?

С какой стати-то?
Re: В последнюю очередь думали о безопасности
А при чём тут Салтычиха? Салтычиха - реальная преступница, которую реально судили и осудили (напомните, если можно, хоть кого-то в США приговорили за участие в судах Линча?). В то время, как заваливание трупами в Великую Отечественную войну - не более, чем диссидентский пропагандистский миф.

Речь не о том, что "свои носки не пахнут", речь о том, что на свою историю надо смотреть объективно. И не считать её какой-то уникально мрачной и уникально кровавой.