я

Ирония и сатира Великой войны

Я уже публиковал подборки работ парагвайских карикатуристов времен Войны Тройственного альянса (раз и два), а теперь посмотрим, что и как рисовали их коллеги с противоположной стороны линии фронта. Глядя на аргентинские и бразильские газетно-журнальные карикатуры тех времен, сразу замечаешь их радикальное отличие от парагвайских, как по манере исполнения, так и по содержанию. О различиях в технике рисования говорить не буду, поскольку они и так очевидны, а насчет сдержания надо отметить, что у бразильских и аргентинских авторов есть то, что начисто отсутствует у парагвайских, - рефлексия и самоирония.

Если парагвайцы высмеивали (причем, зачастую довольно грубо) только врагов, то их оппоненты чаще шутили над собственными проблемами и недостатками, не боясь изображать на карикатурах своих лидеров. А это, как известно, удел более сильных и уверенных в себе людей. Впрочем, судите сами:

486px-Emperor_pedro_II_the_moderating_power

Слева: рисунок из бразильского еженедельника "Семано илюстрадо", на котором император дон Педро призывает либералов и консерваторов (их символизируют бюсты на весах) забыть на время войны о своих разногласиях. Его палец указывает на крепость Умаита - ключевой пункт парагвайской обороны, за который шли долгие и ожесточенные бои.
Справа художник изобразил реакцию многодетной бразильской матроны на то, что ее муж-подкаблучник решил отправиться добровольцем на фронт. Понять ее можно, впрочем, его тоже.

a-2

Бразилия, изображенная в виде весьма весьма эротичной индианки, дает отпор врагу.

a-15

Между тем, бразильские солдаты не всегда вели себя достойно. Порой они устраивали пьяные дебоши, от которых страдали гражданские лица, и это тоже стало сюжетом карикатуры.

patriotismoescravocrata

Благодаря отсутствию цензуры в различных бразильских изданиях можно было встретить как пафос, так и едкий сарказм в отношении одних и тех же событий. Верхняя картинка называется "Патриотизм фазендеро". Рабовладелец отправляет своего раба на фронт, купив ему ружье и обмундирование. В подписи к рисунку всем остальным рабовладельцам предлагалось последовать этому достойному примеру.

fazendeiroecativos

А на этой картинке та же тема обыгрывается совсем по-иному. Рабовладелец говорит инвалидам войны: "Чего вы жалуетесь, потеряв на фронте всего лишь одну руку и одну ногу? Я добровольно отдаю родине четыре руки и четыре ноги!" Речь идет о том, что, согласно императорскому указу 1865 года, рабовладельцы, отправившие на фронт двух здоровых негров призывного возраста, тем самым откупались от воинской повинности.  В бразильском обществе этот указ был воспринят, мягко говоря, неоднозначно, что и стало поводом для карикатуры.

05A

Парагвайского диктатора Лопеса (слева) бразильские карикатуристы изображили как кровожадного маньяка, что и неудивительно, поскольку с ним Бразилия вела войну.
В то же время рабовладельческие порядки в собственной стране тоже были объектом жесткой критики. Справа - награжденный медалями чернокожий ветеран, вернувшись с фронта, с ужасом видит, за что он воевал. Рабство в Бразилии было отменено только через 18 лет после окончания войны.

01

Бразильская патриотическая картинка, призвающая женщин записываться в бригады "волонтеров родины", в которых они служили сестрами милосердия и выполняли иные тыловые функции (маркитантки, поварихи, прачки, швеи, музыкантши, канцелярские работницы и т.д.).



Для сравнения, аналогичная парагвайская гравюра, сопровождавшая призыв к женщинам вступать в "легион амазонок". В отличие от бразильянок, парагвайские "амазонки" носили оружие и участвовали в боях наравне с мужчинами.

mosquito guerra paraguay

А это уже аргентинская карикатура из сатирического журнала "Эль Москито". Ее автор, нарисовав себя в виде шута, укоряет лидеров антипарагвайской коалиции (слева) за медлительность и нерешительность в войне против Лопеса (справа). В подписи сказано, что, если президенты Аргентины и Уругвая, а также император Бразилии не хотят воевать, то художник сам будет драться с агрессором своим карандашом.

mitre

Еще одна карикатура из "Эль Москито", на которой президент Аргентины Бартоломео Митре пытается отговорить Лопеса от нападения на Бразилию, показывая, что это равнозначно падению на штыки. Обратите внимание, как художник шутливо обыграл внешность Митре - его высокий рост, худобу, сутулость и длинный нос. В Парагвае такое было бы немыслимо, местные художники всегда изображали диктатора с максимальным почтением и пиитетом, не позволяя себе даже тени иронии.
Думаю, нет смысла напоминать об исторических аналогиях.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
"Бразилия, изображенная в виде весьма весьма эротичной индианки..."
Ой, жуть какая!
Почему-то сразу вспомнился старый детский анекдот:
Поймали белые Анку и Петьку, прятавшихся в кустах, допрашивают. К Анке:
- Ты кто?
- (Анка, кокетливо поправляя юбочку из кленовых листиков) - Вы что, не видите? Я - ИНДИАНКА!
Белые, к Петьке:
- А ты кто?
- Ну а я тогда - индипетька!!!