я

Непруха

CARDENAL-CISNEROS-ALMANAQUE-FERROL-FERRER

28 октября 1905 года, во время рутинного выхода в море для проверки работы котлов, напоролся на неотмеченную на карте подводную скалу и затонул флагман испанского флота - новый броненосный крейсер "Кардинал де Сиснерос". Можно вспомнить, что всего за несколько лет до этого испанские ВМС получили сокрушительный удар от американцев, уничтоживших две испанские эскадры в боях у кубинского побережья и в Манильском заливе. И вот - новая беда. Создается впечатление, что кто-то в небесной (или подводной) канцелярии не хотел возрождения испанского военно-морского могущества.

Интересно, что катастрофа "Кардинала де Сиснероса" произошла вблизи галисийского побережья, в районе с давним и интенсивным морским трафиком. В тех местах много плавали еще со времен античности, однако, ранее никто не обнаружил роковой риф. Очевидно, это связано с тем, что все проходившие над ним корабли имели относительно небольшую осадку. Крейсер врезался в скалу на полном ходу, и она как консервный нож вспорола его днище на протяжении 50 метров. При таких размерах пробоины "Кардинала" не могли спасти никакие насосы и переборки.

Правда, экипажу повезло в том отношении, что погода была тихая, а возле места крушения работало несколько рыболовециких судов, принявших активное участие в спасении моряков тонущего крейсера. Благодаря этому из 550 человек, находившихся на его борту, никто не погиб. Удивительно, но спаслись даже работники машинного и котельного отделений, которые почти сразу оказались затопленными. Однако Испания в одночасье лишилась одного из лучших и наиболее современных кораблей своего флота.

6400988c89911ff2a194ca6b0a388669

Крейсер "Кардинал де Сиснерос".

JinWFZs

Броненосный крейсер "Каталунья" - систершип жертвы кораблекрушения. В 1902-1904 годах вступили в строй три таких корабля - "Принцесса де Астуриас", "Каталунья" и "Кардинал де Сиснерос". Их водоизмещение - 7000 тонн, длина - 106 м, толщина броневого пояса - 150-300 мм, вооружение: 2х240 мм, 8х140 мм, 8х57 мм и 10х37 мм, максимальная скорость - 20 узлов.

Esquema de las maquinas principales de los cruceros acorazados. Del libro LA MAQUINISTA TERRERSTRE Y MARITIMA. PERSONAJE HISTORICO
Трехцилиндровая паровая машина тройного расширения крейсера "Кардинал де Сиснерос". На корабле стояли две такие машины общей мощностью 10500 л.с., каждая из которых работала на один винт.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
>Есть у меня такое мнение, что испанцы, возможно, пытались переработать под условия мировой (тогда еще) колониальной империи итальянский опыт.

Английский. крейсера типа "Орландо" - английское более дешевое развитие "колониального броненосца 2го класса" ака Имперьюз и Уороспайт (прототипы нашего "Адмирала Нахимова")

Вот "Орландо" это более дешевая (по проекту) и более универсальная версия - и для станций и для эскадр.

Испанцы запроектировали "сбалансированный флот" - две эскадры по три броненосных крейсера типа "Инфанта Мария Терезия" - и "быстроходный крейсер при них" - тот самый "Карлос Синко".

Типичная конструкция Барнаби - узенький пояс по ватерлинии (0,6м над водой по проекту) плоская палуба без скосов (у итальянцев начиная с Италии палубы выпуклые) и мощные траверзы.

Испанцы только заменили 234мм орудия на 280 мм у первой серии и 240мм у второй. И увеличили водоизмещение почти на 1000т.
Хм, ясно. Спасибо за уточнение.

Да, сравнил с "Орландо" - почитай, один в один. Такой же узенький поясок и мощные пушки ГК.

//Испанцы только заменили 234мм орудия на 280 мм у первой серии и 240мм у второй. И увеличили водоизмещение почти на 1000т. //

Кстати, давно хотел поинтересоваться. Испанские композитные орудия Ордонеза; насколько хорошо они работали? И пробовал ли кто-нибудь кроме них делать чугунно-стально-железные композитные пушки?
>Да, сравнил с "Орландо" - почитай, один в один. Такой же узенький поясок и мощные пушки ГК.

Так никто из сего секрета не делал. Новые испанские корабли программ 1880х - британские проекты. Или модернизированные под Испанию британские проекты - так корректнее.

Причем часть из них даже породила потомков - по Томпсоновской "Реине Рахенте" и ее альтернативному Армстронговскому проекту кто только что не строил. Был модный тренд.

>Испанские композитные орудия Ордонеза; насколько хорошо они работали?

Пушки Ордоньеса это весьма уникальное но оправданное для своего времени орудие - с меньшими удельными параметрами выстрела (меньше метательный заряд и умеренные начальные скорости) в обмен на дешевизну, прочность конструкции и долговечность ( 305мм /14 калибров пушки Ордоньес выдерживали без стирания нарезов до 400-500 выстрелов, крупповская 305/20 калибров скажем около 200). В отличие от орудий Онтория имели надежные затворы и вообще были любимы расчетами за простоту и безотказность.

Недостаток - слабая баллистика (малая дальность стрельбы, что полбеды в 1880-1890е) и малая дальность прямого выстрела (что уже затрудняло ПОПАДАНИЕ из этих орудий).

А испытания в США показали еще и большой разброс снарядов из этих пушек - как по дальности так и по направлению...

В общем лавров в боях не сыскали.

>И пробовал ли кто-нибудь кроме них делать чугунно-стально-железные композитные пушки?

Не, не помню - кажется это уникальная конструкция. Просто чугуно-стальные это скажем поздние шведские пушки системы Варендорфа (их ЕМНИП еще Крупп по лицензии делал, но их вытеснили стальные орудия быстро). Тут у испанцев от сугубой бедности такая конструкция.
Вот меня очень интересуют Ордоньесы (спасибо за поправку) как раз дешевизной и относительной простотой изготовления. Они работали только на дымном порохе, или пробовали и на бездымных? И стреляли ли они снарядами одинакового со стальными веса, или использовали облегченные?
> как раз дешевизной и относительной простотой изготовления.

Ну многие их сравнивали с недорогими крупповскими гаубицами для береговой обороны. Причем они были даже дешевле.

Они работали и на бездымном порохе - причем последнюю модернизацию прошли в 1916м и успели повоевать в Гражданскую.

> И стреляли ли они снарядами одинакового со стальными веса, или использовали облегченные?

Их достоинство что они использовали полную гамму крупповских снарядов - то есть совместимость даже по нарезам. Как обычного веса так и облегченные.

Хм! Большое спасибо!

И такой, общетеоретический вопрос: можно ли было создать "композитную" пушку с начальной скоростью сопоставимой со стальной? Естественно, такое орудие не будет значимо дешевле, и будет значимо тяжелее. Но представим ситуацию, когда у нас есть дефицит качественной стали, а тяжелые пушки нужны до зарезу.
>И такой, общетеоретический вопрос: можно ли было создать "композитную" пушку с начальной скоростью сопоставимой со стальной?

Сложный вопрос требующий скорее всяких металловедов (хоть в Тулу езжай к одному очень достойному священнику из КБ Грязева-Шипунова :-). Вылезли бы проблемы с неравномерными нагрузками между чугунными, железными и стальными кольцами, стала бы отслаиваться внутренняя нарезная часть (такое было при форсировке начальной скорости даже на сталебронзовых орудиях, хотя там то как раз более разумно - сильно сжимающаяся при охлаждении бронза сжимала внутренний стальной лейнер). Хотя конечно можно попробовать - если у нас береговые пушки и не надо экономить вес - то можно наверное. стальной внутренний лейнер, железная проволочная намотка и чугунные обсадные кольца - этакое англичанство.. ДА пожалуй может получиться.