я

Непруха

CARDENAL-CISNEROS-ALMANAQUE-FERROL-FERRER

28 октября 1905 года, во время рутинного выхода в море для проверки работы котлов, напоролся на неотмеченную на карте подводную скалу и затонул флагман испанского флота - новый броненосный крейсер "Кардинал де Сиснерос". Можно вспомнить, что всего за несколько лет до этого испанские ВМС получили сокрушительный удар от американцев, уничтоживших две испанские эскадры в боях у кубинского побережья и в Манильском заливе. И вот - новая беда. Создается впечатление, что кто-то в небесной (или подводной) канцелярии не хотел возрождения испанского военно-морского могущества.

Интересно, что катастрофа "Кардинала де Сиснероса" произошла вблизи галисийского побережья, в районе с давним и интенсивным морским трафиком. В тех местах много плавали еще со времен античности, однако, ранее никто не обнаружил роковой риф. Очевидно, это связано с тем, что все проходившие над ним корабли имели относительно небольшую осадку. Крейсер врезался в скалу на полном ходу, и она как консервный нож вспорола его днище на протяжении 50 метров. При таких размерах пробоины "Кардинала" не могли спасти никакие насосы и переборки.

Правда, экипажу повезло в том отношении, что погода была тихая, а возле места крушения работало несколько рыболовециких судов, принявших активное участие в спасении моряков тонущего крейсера. Благодаря этому из 550 человек, находившихся на его борту, никто не погиб. Удивительно, но спаслись даже работники машинного и котельного отделений, которые почти сразу оказались затопленными. Однако Испания в одночасье лишилась одного из лучших и наиболее современных кораблей своего флота.

6400988c89911ff2a194ca6b0a388669

Крейсер "Кардинал де Сиснерос".

JinWFZs

Броненосный крейсер "Каталунья" - систершип жертвы кораблекрушения. В 1902-1904 годах вступили в строй три таких корабля - "Принцесса де Астуриас", "Каталунья" и "Кардинал де Сиснерос". Их водоизмещение - 7000 тонн, длина - 106 м, толщина броневого пояса - 150-300 мм, вооружение: 2х240 мм, 8х140 мм, 8х57 мм и 10х37 мм, максимальная скорость - 20 узлов.

Esquema de las maquinas principales de los cruceros acorazados. Del libro LA MAQUINISTA TERRERSTRE Y MARITIMA. PERSONAJE HISTORICO
Трехцилиндровая паровая машина тройного расширения крейсера "Кардинал де Сиснерос". На корабле стояли две такие машины общей мощностью 10500 л.с., каждая из которых работала на один винт.
promo mono_polist 19:41, вчера 18
Buy for 50 tokens
Рядом с домом есть магазин « продукты Ермолино». Иногда покупаем там разную продукцию. Очень удобно, когда нет времени на полноценную готовку, а тут кинул на сковородку и ешь. Еда нравится, качественная и вкусная, а порой и не скажешь, что это всего лишь полуфабрикаты. Вот недавно…
>Есть у меня такое мнение, что испанцы, возможно, пытались переработать под условия мировой (тогда еще) колониальной империи итальянский опыт.

Английский. крейсера типа "Орландо" - английское более дешевое развитие "колониального броненосца 2го класса" ака Имперьюз и Уороспайт (прототипы нашего "Адмирала Нахимова")

Вот "Орландо" это более дешевая (по проекту) и более универсальная версия - и для станций и для эскадр.

Испанцы запроектировали "сбалансированный флот" - две эскадры по три броненосных крейсера типа "Инфанта Мария Терезия" - и "быстроходный крейсер при них" - тот самый "Карлос Синко".

Типичная конструкция Барнаби - узенький пояс по ватерлинии (0,6м над водой по проекту) плоская палуба без скосов (у итальянцев начиная с Италии палубы выпуклые) и мощные траверзы.

Испанцы только заменили 234мм орудия на 280 мм у первой серии и 240мм у второй. И увеличили водоизмещение почти на 1000т.
Хм, ясно. Спасибо за уточнение.

Да, сравнил с "Орландо" - почитай, один в один. Такой же узенький поясок и мощные пушки ГК.

//Испанцы только заменили 234мм орудия на 280 мм у первой серии и 240мм у второй. И увеличили водоизмещение почти на 1000т. //

Кстати, давно хотел поинтересоваться. Испанские композитные орудия Ордонеза; насколько хорошо они работали? И пробовал ли кто-нибудь кроме них делать чугунно-стально-железные композитные пушки?
>Да, сравнил с "Орландо" - почитай, один в один. Такой же узенький поясок и мощные пушки ГК.

Так никто из сего секрета не делал. Новые испанские корабли программ 1880х - британские проекты. Или модернизированные под Испанию британские проекты - так корректнее.

Причем часть из них даже породила потомков - по Томпсоновской "Реине Рахенте" и ее альтернативному Армстронговскому проекту кто только что не строил. Был модный тренд.

>Испанские композитные орудия Ордонеза; насколько хорошо они работали?

Пушки Ордоньеса это весьма уникальное но оправданное для своего времени орудие - с меньшими удельными параметрами выстрела (меньше метательный заряд и умеренные начальные скорости) в обмен на дешевизну, прочность конструкции и долговечность ( 305мм /14 калибров пушки Ордоньес выдерживали без стирания нарезов до 400-500 выстрелов, крупповская 305/20 калибров скажем около 200). В отличие от орудий Онтория имели надежные затворы и вообще были любимы расчетами за простоту и безотказность.

Недостаток - слабая баллистика (малая дальность стрельбы, что полбеды в 1880-1890е) и малая дальность прямого выстрела (что уже затрудняло ПОПАДАНИЕ из этих орудий).

А испытания в США показали еще и большой разброс снарядов из этих пушек - как по дальности так и по направлению...

В общем лавров в боях не сыскали.

>И пробовал ли кто-нибудь кроме них делать чугунно-стально-железные композитные пушки?

Не, не помню - кажется это уникальная конструкция. Просто чугуно-стальные это скажем поздние шведские пушки системы Варендорфа (их ЕМНИП еще Крупп по лицензии делал, но их вытеснили стальные орудия быстро). Тут у испанцев от сугубой бедности такая конструкция.
Вот меня очень интересуют Ордоньесы (спасибо за поправку) как раз дешевизной и относительной простотой изготовления. Они работали только на дымном порохе, или пробовали и на бездымных? И стреляли ли они снарядами одинакового со стальными веса, или использовали облегченные?
> как раз дешевизной и относительной простотой изготовления.

Ну многие их сравнивали с недорогими крупповскими гаубицами для береговой обороны. Причем они были даже дешевле.

Они работали и на бездымном порохе - причем последнюю модернизацию прошли в 1916м и успели повоевать в Гражданскую.

> И стреляли ли они снарядами одинакового со стальными веса, или использовали облегченные?

Их достоинство что они использовали полную гамму крупповских снарядов - то есть совместимость даже по нарезам. Как обычного веса так и облегченные.

Хм! Большое спасибо!

И такой, общетеоретический вопрос: можно ли было создать "композитную" пушку с начальной скоростью сопоставимой со стальной? Естественно, такое орудие не будет значимо дешевле, и будет значимо тяжелее. Но представим ситуацию, когда у нас есть дефицит качественной стали, а тяжелые пушки нужны до зарезу.
>И такой, общетеоретический вопрос: можно ли было создать "композитную" пушку с начальной скоростью сопоставимой со стальной?

Сложный вопрос требующий скорее всяких металловедов (хоть в Тулу езжай к одному очень достойному священнику из КБ Грязева-Шипунова :-). Вылезли бы проблемы с неравномерными нагрузками между чугунными, железными и стальными кольцами, стала бы отслаиваться внутренняя нарезная часть (такое было при форсировке начальной скорости даже на сталебронзовых орудиях, хотя там то как раз более разумно - сильно сжимающаяся при охлаждении бронза сжимала внутренний стальной лейнер). Хотя конечно можно попробовать - если у нас береговые пушки и не надо экономить вес - то можно наверное. стальной внутренний лейнер, железная проволочная намотка и чугунные обсадные кольца - этакое англичанство.. ДА пожалуй может получиться.