я

Непруха

CARDENAL-CISNEROS-ALMANAQUE-FERROL-FERRER

28 октября 1905 года, во время рутинного выхода в море для проверки работы котлов, напоролся на неотмеченную на карте подводную скалу и затонул флагман испанского флота - новый броненосный крейсер "Кардинал де Сиснерос". Можно вспомнить, что всего за несколько лет до этого испанские ВМС получили сокрушительный удар от американцев, уничтоживших две испанские эскадры в боях у кубинского побережья и в Манильском заливе. И вот - новая беда. Создается впечатление, что кто-то в небесной (или подводной) канцелярии не хотел возрождения испанского военно-морского могущества.

Интересно, что катастрофа "Кардинала де Сиснероса" произошла вблизи галисийского побережья, в районе с давним и интенсивным морским трафиком. В тех местах много плавали еще со времен античности, однако, ранее никто не обнаружил роковой риф. Очевидно, это связано с тем, что все проходившие над ним корабли имели относительно небольшую осадку. Крейсер врезался в скалу на полном ходу, и она как консервный нож вспорола его днище на протяжении 50 метров. При таких размерах пробоины "Кардинала" не могли спасти никакие насосы и переборки.

Правда, экипажу повезло в том отношении, что погода была тихая, а возле места крушения работало несколько рыболовециких судов, принявших активное участие в спасении моряков тонущего крейсера. Благодаря этому из 550 человек, находившихся на его борту, никто не погиб. Удивительно, но спаслись даже работники машинного и котельного отделений, которые почти сразу оказались затопленными. Однако Испания в одночасье лишилась одного из лучших и наиболее современных кораблей своего флота.

6400988c89911ff2a194ca6b0a388669

Крейсер "Кардинал де Сиснерос".

JinWFZs

Броненосный крейсер "Каталунья" - систершип жертвы кораблекрушения. В 1902-1904 годах вступили в строй три таких корабля - "Принцесса де Астуриас", "Каталунья" и "Кардинал де Сиснерос". Их водоизмещение - 7000 тонн, длина - 106 м, толщина броневого пояса - 150-300 мм, вооружение: 2х240 мм, 8х140 мм, 8х57 мм и 10х37 мм, максимальная скорость - 20 узлов.

Esquema de las maquinas principales de los cruceros acorazados. Del libro LA MAQUINISTA TERRERSTRE Y MARITIMA. PERSONAJE HISTORICO
Трехцилиндровая паровая машина тройного расширения крейсера "Кардинал де Сиснерос". На корабле стояли две такие машины общей мощностью 10500 л.с., каждая из которых работала на один винт.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Такой узенький?! Разве это не боковые скосы бронепалубы?
такой узенький 1,68м на первой серии, 1,74м над второй.

И у этой бронепалубы в цитадели НЕТ скосов - она плоская и лежит на верхней кромке пояса.

А скосы есть только в нос и корму от бронетраверзов - той же высоты что и пояс.

Вот и получается такая вот "бронепокрышка"... Решение странное - но вполне разумное для середины 1880х :-)
ну наш "Адмирал Нахимов" погибший в Цусиму был бронирован точно так же.

И в общем броня вполне выдержала бой, а затопление в носу было бедой и полноценных броненосцев в Цусиму. Добили его торпедой ночью.
Да, Цусима показала. что с помощью богини Аматерасу можно утопить броненосцы с любым бронированием. А Николай-угодник оплошал. :)
Увы да. Если вдуматься как раз в Цусиме утопили корабли ВСЕХ более менее распространенных на тот момент схем бронирования и концепций.

Французскую нового типа, французскую старого типа (с полным бронепоясом но без верхней брони), британскую с верхним бронепоясом, британскую с одним броневым поясом, с расположением среднего калибра в башнях, казематах, общей батарее и т.п.

Что лишняя иллюстрация как шарахалась вслед за соседями кораблестроительная мысль в России как раз. Проверили разом ВСЕ имевшиеся тогда концепции блин. Как нарошно кто задумал...
Даже замена Зиновия на кого другого уже то же бы не помогла.

Кризис был системный. Как раз грубых ошибок ЗПР не сделал, но что делать с кораблями которые не могут совместно маневрировать, с артиллеристами которые стреляют втрое хуже противника и т п . Тут думаю даже Битти на пару с Хиппером бы ничего не сделали уже. ПОЗДНО.
Тоже верно, но при умелом руководстве шанс довести до Владика хотя бы часть кораблей все-таки был. Даже при полном пофигизме Николы-угодника.
>Тоже верно, но при умелом руководстве шанс довести до Владика хотя бы часть кораблей все-таки был.

Разве что очень небольшой. Шансов почти не было. Разве что сразу после обнаружения разделиться и ломануться на прорыв поодиночке - вот тогда да - где то половина проходит стабильно :-). У Серверы при Сантьяго по большому счету шансов было и то больше.

Ну нельзя с имевшимися средствами связи в бою управлять колонной из 12 кораблей растянутых на 4 километра так что бы они могли хотя бы как то координировать свои усилия в бою и главное в ведении артиллерийского огня.

Тут надо или полное доверие частным начальникам (как у Того) или переть дуром - как Рожественский и попер.


(Anonymous)
"Переть" это сближение на пистолетную дистанцию 2-4 км и свалка напревав на транспорты истарые корабли (пусть догоняют).При подключении среднего и третьего калибров и учитывая большее количество настоящих броненосцев могло сработать.Рожественский же уныло тащился на 9 узлах совершенно безинициативно.
>Переть" это сближение на пистолетную дистанцию 2-4 км

Это у нас распространненное заблуждение про Цусиму что мол японцы плохо стреляли на пистолетной дистанции зато наши мол хорошо. Увы - в Цусиму по японским данным их боевые отряды сближались с нашими в отдельные моменты до 17-18 кабельтовых и чуда не было.

> учитывая большее количество настоящих броненосцев могло сработать

Ну это рассуждение хорошо в предположении, что Того будет действовать как действовал. А ведь как только в ходе сражения Того ПОКАЗАЛОСЬ что русские собираются сокращать дистанцию - тут же поворот 1 и 2 боевого отряда все вдруг - и он сохранил удобное ему расстояние. Большая сплаванность и согласованность в действиях японских кораблей и младших флагманов - позволяли ему контролировать ситуацию в ответ на любой ход со стороны русских. Увы. Того тогда оббивает 4 новых русских броненосца своими 12 кораблями, а старье оставит для добивания на следующий день.

Если учесть что Костенко грандиозно преувеличил живучесть "Орла" (по японским данным корабль был оббит 5-7 305мм попаданиями , несколькими 203мм и полутора десятками 152мм снарядов) - то выход из строя четырех новых броненосцев произойдет ЕЩЕ быстрее чем в реальности.

При этом так как японцы еще более активно пользовались чем наши 12 фунтовками (третий калибр) - то даже тут нашим увы ловить нечего.

>Рожественский же уныло тащился на 9 узлах совершенно безинициативно.

Там уже что в лоб что полбу. Быстрее 12-13 узлов тащиться все одно не получалось, а на 12-13 узлах еще и выше вероятность выхода из строя отставших по аварии в механизмах. Дальний поход без нормального ремонта мимо не прошел.
(Anonymous)
"Это у нас распространненное заблуждение про Цусиму что мол японцы плохо стреляли на пистолетной дистанции зато наши мол хорошо. Увы - в Цусиму по японским данным их боевые отряды сближались с нашими в отдельные моменты до 17-18 кабельтовых и чуда не было."
У меня такого заблуждения точно нет.Зато известно что наши артиллеристы стрелять не умели,отсюда единственный шанс нанести урон сблизиться радикально.

"Ну это рассуждение хорошо в предположении, что Того будет действовать как действовал. А ведь как только в ходе сражения Того ПОКАЗАЛОСЬ что русские собираются сокращать дистанцию - тут же поворот 1 и 2 боевого отряда все вдруг - и он сохранил удобное ему расстояние. Большая сплаванность и согласованность в действиях японских кораблей и младших флагманов - позволяли ему контролировать ситуацию в ответ на любой ход со стороны русских. Увы. Того тогда оббивает 4 новых русских броненосца своими 12 кораблями, а старье оставит для добивания на следующий день.

Если учесть что Костенко грандиозно преувеличил живучесть "Орла" (по японским данным корабль был оббит 5-7 305мм попаданиями , несколькими 203мм и полутора десятками 152мм снарядов) - то выход из строя четырех новых броненосцев произойдет ЕЩЕ быстрее чем в реальности."
Может да а может и нет,этого мы точно не узнаем.Тем более реакция на вялые телодвижения это 1, а настоящая атака с пусками торпед с линкоров и таранными ударами и попытка всему этому противодействовать это совсем другое.
Я думаю, надо было разделить эскадру, пустить старые тихоходные корабли и транспорты в обход Японии (они могли попутно устроить шухер для отвлечения внимания в японских портах восточного побережья), а с остальными прорываться на максимально возможной скорости, отставших (сломавшихся) не ждать. Тогда был шанс. Но Рожественский, конечно же, на это бы не пошел, поскольку он, судя по всему, был уверен, что и так прокатит.
Другой вопрос: если бы часть битых кораблей прорвалась таки во Владик, то что им там делать и какую пользу они могли бы принести для дальнейшего ведения войны? По-моему, никакой.
>Я думаю, надо было разделить эскадру, пустить старые тихоходные корабли и транспорты в обход Японии

Угля не хватает. Тут народ уже считал на цусе... Плюс - собственно читаем Полутова - удобные для прохода эскадры проливы заминированы в том числе плавающими минами. Учитывая что в реале плавминами и так "Наварин" добили, то в проливе то - с учетом что мины пускались бы по течению с береговых постов - адище был бы.

А прорываться через проливы северной части курильской гряды и идти поодиночке - то Того бы разобравшись с боевым ядром - добивал бы поодиночке у Владика. Деваться то некуда.


>а с остальными прорываться на максимально возможной скорости, отставших (сломавшихся) не ждать. Тогда был шанс.

Ну тогда у нас 5 новых броненосцев (считая Ослябю) против 4х у японцев и 6 мощно забронированных броненосных крейсеров (гарибальдийцев можно и против старья отправить, все же там очень посредственная броня пусть и большой площади). Шансы дурацкие. При этом у нас на Бородино проблемы с машинными эксцентриками - и есть офигенные шансы что он такого "раша" не выдержит гарантировано.

>Рожественский, конечно же, на это бы не пошел, поскольку он, судя по всему, был уверен, что и так прокатит.

На опыте боя 28 июля он имел все основания так думать. Японцы дважды пятью кораблями не добивали отставшую "Полтаву" - вполне наглядный пример.


Как раз прорыв толпой самый стратегически верный - причем надо иметь эскадренный ход или 9-11 узлов или 15 - тогда линию японских патрулей Рожественский проходит ночью (как оно и случилось, заметили нашу эскадру только в ТРЕТЬЕЙ линии патрулирующих вспомогательных крейсеров), дневной бой случается только после полудня (как оно и случилось) - при этом есть шансы на плохую погоду и тд - даже в настоящей Цусиме Того ДВАЖДЫ из за полос тумана терял контакт с русской эскадрой - при этом один раз ситуацию спасли крейсера Дева, а второй - не растерялся Камимура - и то и то процесс в общем вероятностный. То есть роковых повреждений японцы нанести не успевают (а идти быстрее нет смысла - ибо эскадры идут навстречу друг другу, вообще Рожественскому бы после обнаружения еще бы скорость СНИЗИТЬ - что бы Того дольше бы шел, но это мы совсем от послезнания :-) - ночью самые опасные узости пролива русские корабли проходят во второй половине ночи - более темной - и утром уже за Дажалетом - на чистой воде.

План то был вполне здравый. Для тех обстоятельств придумать лучше труднее. Хотя исходный вариант без потери двух месяцев на Мадагаскаре было бы еще лучше - в конце февраля начале марта - можно было бы вообще в туманах проскочить и принять бой только у Владивостока.

Но это уже не зависело от Рожественского.


>Другой вопрос: если бы часть битых кораблей прорвалась таки во Владик, то что им там делать и какую пользу они могли бы принести для дальнейшего ведения войны? По-моему, никакой.

Затруднили бы японцам высадку на Сахалине разве что - то есть потребовалось бы больше крупных боевых кораблей выделять, а не один "Асахи" плюс трофеи Цусимы :-)