я

Непруха

CARDENAL-CISNEROS-ALMANAQUE-FERROL-FERRER

28 октября 1905 года, во время рутинного выхода в море для проверки работы котлов, напоролся на неотмеченную на карте подводную скалу и затонул флагман испанского флота - новый броненосный крейсер "Кардинал де Сиснерос". Можно вспомнить, что всего за несколько лет до этого испанские ВМС получили сокрушительный удар от американцев, уничтоживших две испанские эскадры в боях у кубинского побережья и в Манильском заливе. И вот - новая беда. Создается впечатление, что кто-то в небесной (или подводной) канцелярии не хотел возрождения испанского военно-морского могущества.

Интересно, что катастрофа "Кардинала де Сиснероса" произошла вблизи галисийского побережья, в районе с давним и интенсивным морским трафиком. В тех местах много плавали еще со времен античности, однако, ранее никто не обнаружил роковой риф. Очевидно, это связано с тем, что все проходившие над ним корабли имели относительно небольшую осадку. Крейсер врезался в скалу на полном ходу, и она как консервный нож вспорола его днище на протяжении 50 метров. При таких размерах пробоины "Кардинала" не могли спасти никакие насосы и переборки.

Правда, экипажу повезло в том отношении, что погода была тихая, а возле места крушения работало несколько рыболовециких судов, принявших активное участие в спасении моряков тонущего крейсера. Благодаря этому из 550 человек, находившихся на его борту, никто не погиб. Удивительно, но спаслись даже работники машинного и котельного отделений, которые почти сразу оказались затопленными. Однако Испания в одночасье лишилась одного из лучших и наиболее современных кораблей своего флота.

6400988c89911ff2a194ca6b0a388669

Крейсер "Кардинал де Сиснерос".

JinWFZs

Броненосный крейсер "Каталунья" - систершип жертвы кораблекрушения. В 1902-1904 годах вступили в строй три таких корабля - "Принцесса де Астуриас", "Каталунья" и "Кардинал де Сиснерос". Их водоизмещение - 7000 тонн, длина - 106 м, толщина броневого пояса - 150-300 мм, вооружение: 2х240 мм, 8х140 мм, 8х57 мм и 10х37 мм, максимальная скорость - 20 узлов.

Esquema de las maquinas principales de los cruceros acorazados. Del libro LA MAQUINISTA TERRERSTRE Y MARITIMA. PERSONAJE HISTORICO
Трехцилиндровая паровая машина тройного расширения крейсера "Кардинал де Сиснерос". На корабле стояли две такие машины общей мощностью 10500 л.с., каждая из которых работала на один винт.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
>Какой риск? Кому не хватит угля, загружаются на Сахалине,

С учетом того сколько ЧАСОВ потребовалось что бы паршивые полторы сотни тонн на один Новик принять на том Сахалине - Того за это время успеет три раза от Мозампо до Корсаковки сбегать :-)

Угля нет, тачек нет, ничего нет.

>Ну, если в объявлением в печати, тады ой. :)

Ну в смысле ВСЕ доступные проливы официально через газеты заминированы. И Рожественскому те газеты доставляли.

>Полутов пишет про Сангарский пролив, а не про пролив Лаперуза, который не был минирован и фактически не охранялся (патрульные миноносцы - не в счет).

Так Сангарский пролив единственный через который хоть как то эскадра проходит. Остальные курильские проливы наблюдаются береговыми постами и что стоит японцам когда их будут проходить в подходящую воду по одному перебросить корабли из Мозампо даже? Тут нет никакой разницы с Сангарским проливом в принципе. Кроме затрат угля.

>Если отстанут, значит, эскадра дальше идет без них.

Ну так эскадра и кончилась. Более того - так она постепенно и в Цусиме сточилась - колонну сохраняли до последнего просто все больше и больше из нее выбивали кораблей... :-)

А ведь план у Того на ТРИ дня боев. Кстати потому он в Цусиме так боекомплект экономил. Думал еще на следующий день придется новый эскадренный бой затевать.

>А не надо никаких свалок, только вперед на максимально возможной скорости. Каждый за себя.

Побют по одному. Максимально быстроходная тройка эбр (Акаси, Сикисима и Микаса) будут оббивать по одному русские корабли, а остальные будут их тупо добивать.

>Он бы не начался раньше, и к началу боя ТОЭ была бы уже гораздо ближе к Владивостоку,

Того идет из Мзампо - ему ПОФИГУ - он ВПЕРЕДИ русской эскадры или позади... Его корабли могут держать 15 узловый ход 30 часов. Русские нет.

С момента обнаружения - он владеет маневром - как обойти русскую эскадру так что бы в любом случае оказаться на голове ее.

http://www.factruz.ru/world_ocean/images/battle-tsushima-4.jpg


>На какой "догонке", если он плелся на девяти узлах?

9 узлов это ход при котором русская эскадра сохраняет подобие строя :-) Уже перестроение в завязке боя показало что ни маневрировать ни оценивать дистанцию на кораблях Рожественского не умеют. В бою Рожественский скорее всего поднял бы ход до практически возможных для эскадры 11-12 узлов как сделали это Бородино и Александр когда вели эскадру :-)





/////////С учетом того сколько ЧАСОВ потребовалось что бы паршивые полторы сотни тонн на один Новик принять на том Сахалине - Того за это время успеет три раза от Мозампо до Корсаковки сбегать :-)

Не, не успеет. До Сахалина гораздо дальше, чем до Цусимы, сутки пахать придется при условии хорошей погоды. Да и откуда он узнает-то? У него в сахалинских портах не было шпионов с рациями.

//////////Ну в смысле ВСЕ доступные проливы официально через газеты заминированы. И Рожественскому те газеты доставляли.

Если японские газеты пишут, что они заминированы, значит, они не заминированы. И наоборот. Неужели такие элементарные вещи надо объяснять? :)

///////////Так Сангарский пролив единственный через который хоть как то эскадра проходит.

С какой стати? Через пролив Фриза или Екатерины эскадра могла пройти совершенно свободно. Не говоря уж о проливе Лаперуза.

///////////Остальные курильские проливы наблюдаются береговыми постами

Ага, вот только радиостанций там нет.

//////////Тут нет никакой разницы с Сангарским проливом в принципе. Кроме затрат угля.

Разница в том, что проход через Сангарский пролив был связан с некоторым риском от мин и миноносцев, а через Курильские проливы - был абсолютно безопасен.

//////////Ну так эскадра и кончилась. Более того - так она постепенно и в Цусиме сточилась - колонну сохраняли до последнего просто все больше и больше из нее выбивали кораблей...

А не надо было сохранять колонну, я об этом уже написал. Каждый корабль прорывается на максимально возможной скорости. А тех, кто не могут развить, хотя бы, 13-14 узлов, - из эскадры долой, пускай кандыбают в обход Японии.

//////////Побют по одному. Максимально быстроходная тройка эбр (Акаси, Сикисима и Микаса) будут оббивать по одному русские корабли, а остальные будут их тупо добивать.

Пока они будут "оббивать" одного-двух, остальные уйдут в отрыв и их уже хрен догонишь.

//////////Того идет из Мзампо - ему ПОФИГУ - он ВПЕРЕДИ русской эскадры или позади... Его корабли могут держать 15 узловый ход 30 часов. Русские нет.

Эскадренный 15-узловой ход 30 часов? Сомнительно. Да и в любом случае стемнеет раньше.

///////////9 узлов это ход при котором русская эскадра сохраняет подобие строя :-) Уже перестроение в завязке боя показало что ни маневрировать ни оценивать дистанцию на кораблях Рожественского не умеют.

См. выше. Не надо маневрировать (разве что, легким зигзагом, чтобы сбивать врага с прицела), надо на максимальной скорости идти вперед. Как "Меркурий" в бою с турецкими линкорами или "Веста" в бою с "Фетхи-Бюлендом". Кстати, Рожественский в этом бою участвовал, но правильных выводов не сделал.
>У него в сахалинских портах не было шпионов с рациями.

Ээээ - как раз как и в случае с Новиком сахалинский Корсаковский порт ПАТРУЛИРОВАЛСЯ японскими шхунами военно-морского резерва (одна вон даже раз до Петропавловска Камчатского добежала).

Причем на части этих шхун уже аппараты беспроволочного телеграфирования поставили. Благо до ближайшего радиопоста там не так далеко.

Японский флот это же более сотни мобилизованых судов класса паровая шхуна (патрульный корабль), каботажный пароходик (вспомогательная канлодка) и т.п.

Вся эта мелочевка на борьбу с которой у нас не обращали внимание и были для Того глаза и уши.

> с некоторым риском от мин и миноносцев, а через Курильские проливы - был абсолютно безопасен.

Эээ = какие трудности японцам перебросить свои вспомогательные минзаги в Курильские проливы? Мы их за дураков считаем только потому что они ВСТРЕТИВ в Цусимском проливе эскадру так не сделали... У них же не пошедших в Цусиму малых миноносцев и минных катеров еще около 36 единиц свободны.

>Ага, вот только радиостанций там нет.

На части южных проливов есть подводный кабель (деятельность японских кабельных судов (а их у них 4) в ходе войны это еще неизвестное. Мы не знаем до сих пор какие пункты наблюдения уже имели кабельную связь а какие нет). Северные проливы - это время и уголь. Тогда японцы уже имеют время встретить всех в Сангарском проливе :-) Более того их миноносцы третьего класса могут там действовать. Паровая шхуна до ближайшего поста с телеграфом добежит быстро.

>Каждый корабль прорывается на максимально возможной скорости. А тех, кто не могут развить, хотя бы, 13-14 узлов, - из эскадры долой, пускай кандыбают в обход Японии.

Ну так прорвутся пара самых везучих в лучшем случае. Как прорвались Россия и Громобой из Ульсана , когда у японцев уже кочегары с ног падать стали. А остальных "трус Рожественский предательски бросил" :-)

>Пока они будут "оббивать" одного-двух, остальные уйдут в отрыв и их уже хрен догонишь.

Нет - имея догонную скорость в 15-16 узлов они будут просто идти параллельно и оббивать сбивая ход. Добивать будут потом. По большому счету уйти будут иметь шансы три корабля без поломок в машинах - "Александр", "Орел" и "Суворов". Из них один потеряем по невезухе, скажем выедет на собственные мины у Владика :-), как по невезухе и глупости потеряли "Изумруд".

Оно конечно куда лучше чем если прорвется один "Алмаз" как в реальности - но позору будет еще больше. Ибо результат тот Цусимы это мы с вами знаем. А тогда получится ни с того ни сего Рожественский распутил эскадру и все проиграли.


Тут скорее вариант что Рожественский не соединился с Небогатовым - и пошли они каждый по своим планам - тогда да Рожественскому цусима, Небогатов же проходит дуром в обход. Это ВОЗМОЖНАЯ альтернатива. Пожалуй так. Но не иначе.

>Эскадренный 15-узловой ход 30 часов? Сомнительно.

Да - пробег в январе 1905. Именно проба машин после текущих ремонтов. Пробег около 800 миль со средней скоростью в 13,5 узлов, часть пробега - как раз тридцать часов держали 15 узловый ход. Надо бы ссылку найти на это мероприятие. Того никогда ничего не делал с кондачка.








///////////Корсаковский порт ПАТРУЛИРОВАЛСЯ японскими шхунами военно-морского резерва

Пара миноносцев и - никаких шхун. К тому же, их радиосигнал легко заглушить.

//////////Эээ = какие трудности японцам перебросить свои вспомогательные минзаги в Курильские проливы?

Время. Когда в этих проливах появится русская эскадра, поздно гнать туда минзаги из Кореи. Даже если в Корее об этом узнают.

//////////На части южных проливов есть подводный кабель.

См. выше. Даже если Того своевременно узнает о появлении русских кораблей в Курильских проливах, он не успеет отреагировать. К тому же, он не сможет узнать, какие силы идут через Курилы, а какие - через Цусимский пролив.

/////////Ну так прорвутся пара самых везучих в лучшем случае. Как прорвались Россия и Громобой из Ульсана , когда у японцев уже кочегары с ног падать стали. А остальных "трус Рожественский предательски бросил" :-)

Многие смогли бы прорваться при таком раскладе, см. "Алмаз" и "Изумруд". Но вся беда в том, что Рожественский, судя по всему, хотел именно боя "по полной программе". Кстати, в свое время он опубликовал статью про бой "Весты", в которой написал, что никакого боя не было, а было лишь бегство, поэтому незачем героизировать данный эпизод. Это очень показательный момент, характеризующий его психологию.

//////////Нет - имея догонную скорость в 15-16 узлов они будут просто идти параллельно и оббивать сбивая ход.

Хе-хе, А если наши корабли пойдут не общей кучей, а в разных направлениях? Тогда японцам придется гоняться за каждым в отдельности, а на это у них просто сил не хватит. :)

/////////Да - пробег в январе 1905. Именно проба машин после текущих ремонтов. Пробег около 800 миль со средней скоростью в 13,5 узлов, часть пробега - как раз тридцать часов держали 15 узловый ход.

Что-то у Вас не штыкуется. 800 миль это и есть 30 часов с 15-узловой скоростью. Точнее, даже не 30, а 28 с копейками.
>Пара миноносцев и - никаких шхун. К тому же, их радиосигнал легко заглушить.

Упусти одну из нескольких - и противник все знает. Тут бы координацию с Владивостокским отрядом - что бы они скажем за пару дней до прохода шуганули бы там все патрули, пусть и одним крейсером. Или выслать вперед вспомогательные крейсера (так даже лучше - будет непонятно - это ложный маневр или настоящий) но тут ум надо иметь.

А опыт прохода курильским проливом даже трофейного парохода Олдгамия показывает что со штурманами и личным составом что был у Рожественского проход через пролив мог бы начаться с посадки на мель пары кораблей :-)

>Время. Когда в этих проливах появится русская эскадра, поздно гнать туда минзаги из Кореи. Даже если в Корее об этом узнают.

Минозаградительные силы и прочее они в северных японских портах. Не в Мозапмпо..

Если эскадра нарывается на нейтралов в походе вокруг японии или на патрульные суда - японцы знают как сложить 1 и 1.

В общем риска много = прямой выгоды нет.

>Даже если Того своевременно узнает о появлении русских кораблей в Курильских проливах, он не успеет отреагировать.

Быстроходные силы Дева и вспомогательные крейсера успевают дойти и до пролива Лаперуза - там же уже японские миноносцы третьекласники.

После этого Того остается "вести" эскадру и ждать ее у Владивостока или где еще.
И знать когда у русских кончится уголь.

>К тому же, он не сможет узнать, какие силы идут через Курилы, а какие - через Цусимский пролив.

Пара тройка вспомогательных крейсеров позволят ему это знать точно. А сделать из "Олега" с "Жемчугом" и "Изумрудом" отряд для перехвата неприятельских разведчиков - ну до того у нас не додумался тогда НИКТО.

А кстати да - забыл - в проливе Лаперуза у японцев еще и воздухоплавательная станция. Вот экзотика а ведь вещь :-) То есть Рожественскому еще и воздушная разведка грозит.

>Многие смогли бы прорваться при таком раскладе, см. "Алмаз" и "Изумруд".

Нет, из главных сил немногие. Броненосцы просто не обладали скоростной выносливостью для таких бросков. Ну а прорвались бы крейсера скажем Энквиста - дело хорошее но радикально ни на что не влияет.

Шансов кроме самых быстрых броненосцев нет ни у кого. А у тех непредсказуемые технические аварии.

>Хе-хе, А если наши корабли пойдут не общей кучей, а в разных направлениях?

Это было предусмотрено - младшие флагманы в каждом боевом отряде. Японцы делятся на четыре ударные группы ( скажем Микаса, Асахи и Фудзи, Сикисима и оба гарибальдийца, две группы броненосных крейсеров (причем зная Камимуру они будут явно неравномерные = четыре и два). Три из этих групп способны за час-полтора (это МАКСИМУМ) боя оббить любой русский броненосец. Причем новые броненосцы будут оббиты в первый день, а все старье во второй.

>Что-то у Вас не штыкуется. 800 миль это и есть 30 часов с 15-узловой скоростью. Точнее, даже не 30, а 28 с копейками.

Это я ошибся - 800 миль они шли с 15 узлами, а всего пробег в сумме составил около 1500 миль.



















//////////Упусти одну из нескольких - и противник все знает.

Если и узнает, то слишком поздно. Тут счет времени идет на часы.

//////////А опыт прохода курильским проливом даже трофейного парохода Олдгамия показывает что со штурманами и личным составом что был у Рожественского проход через пролив мог бы начаться с посадки на мель пары кораблей :-)

В любом случае, это лучше, чем утонуть в Цусимском проливе или сдаться ипонцам.

//////////Минозаградительные силы и прочее они в северных японских портах.

Не было там ничего. Они даже Сангарский пролив кое-как заминировали (по большей части - фиктивно) буквально за несколько дней до подхода русской эскадры. А о минировании Лаперуза и курильских проливов даже речи не было.

///////////В общем риска много = прямой выгоды нет.

Не, ну, понятное дело, что лучше утонуть или сдаться в Цусимском проливе.

//////////А кстати да - забыл - в проливе Лаперуза у японцев еще и воздухоплавательная станция. Вот экзотика а ведь вещь :-) То есть Рожественскому еще и воздушная разведка грозит.

И чего? Если японцы обнаружат наши корабли в проливе Лаперуза, то игра для них уже проиграна. Эти корабли по-любому успеют дойти до Владивостока.

///////////После этого Того остается "вести" эскадру и ждать ее у Владивостока или где еще.
И знать когда у русских кончится уголь.

Ага, а в это время новые броненосцы и крейсеры пройдут через Цусимский пролив.

///////////Нет, из главных сил немногие. Броненосцы просто не обладали скоростной выносливостью для таких бросков.

А японские - обладали?

///////////Шансов кроме самых быстрых броненосцев нет ни у кого. А у тех непредсказуемые технические аварии.

А у японцев все аварии - предсказуемые? Или у них аварий вообще не бывает? :)

/////////Японцы делятся на четыре ударные группы

Какие группы? У нас 12 броненосцев и броненосный крейсер (старые крейсера не считаем). У японцев - 4 броненосца и 8 БК. По группе на каждый никак не получается. Максимум - по одному, причем против большинства броненосцев японцам придется задействовать крейсера с более слабым вооружением и бронированием. А при таком раскладе у крейсеров крайне мало шансов кого-то "оббить". Особенно, если учесть, как у них пушки взрывались.

////////Это я ошибся - 800 миль они шли с 15 узлами, а всего пробег в сумме составил около 1500 миль.

Хотели поскорее машины угробить?
>См. выше. Не надо маневрировать (разве что, легким зигзагом, чтобы сбивать врага с прицела), надо на максимальной скорости идти вперед.

Растянутся - обогнать головных Того всегда сумеет а остальные даже помочь не смогут. После чего добиваем тех кто отстал.

Это бы сработало ночью или если бы у Того не было бы легких сил для разведки и освещения обстановки... А так каждый русский броненосец пасет японский бронепалубник или вспомогательный крейсер и наводит Того.

Все забывают орду японских вспомогательных единиц - от которых тут Того только польза.


Не, не сумеет. Слишком мала разница в скорости японских и новых российских броненосцев, если те будут идти на полном ходу, не оглядываясь на других и не пытаясь держать строй. А "Ослябю" вообще ни один японский броненосец догнать не смог бы, если бы он сам не подставился под расстрел.
>Слишком мала разница в скорости японских и новых российских броненосцев,

Учитывая износ и обрастание на переходе - я бы счел ЧУДОМ для любого из российского броненосца три часа 15 узловым ходом :-)

Ослябя с мятым корпусом и авариями машин та еще бандура на ходу... Был он когда то рысаком. До Гиблартарского пролива :-)
А у японцев, конечно, никакого износа не было, они же до этого не воевали почти непрерывно полтора года, а тихо стояли на консервации. :)
А у японцев в декабре 1904 феврале 1905 ВСЕ корабли первой линии прошли ремонт с частичной заменой деталей котлов и т.п.
У нас тоже все корабли в Носси Бэ отремонтировали и очистили от водорослей.
Про очистили от водорослей - они потом еще несколько месяцев по тропикам чапали и в Камране стояли... Тот же Олег в доке Манилы был с бородой по полметра.

А отремонтировать котлы и машины без завода очень трудно. Варяг нормально не смогли отремонтировать до войны и в Артуре как пример.

Ну собственно что там у нас есть пример - "Генерал Адмирал" и "СЕнявин" попали японцам вообще почти не повержденными - скорость максимальная до ремонта (их отправили десант на Сахалин прикрывать) - 12,5 узлов при паспортной в 15 с гаком. А у кораблей с водотрубными котлами просадка ходовых качеств была бы еще хуже - отвраитительное качество питательной воды.

Американцы это отдельно учли когда "Большой белый флот" гоняли