я

Дело - труба

3277339

У любитетей стимпанка и технической архаики сегодня тоже праздник - очередная годовщина (хотя и некруглая) открытия первой в мире линии метро глубокого заложения на электрической тяге. Вы спросите - а при чем тут стимпанк? Во-первых, викторианскую эпоху, когда под землей поехали первые "электрички", принято относить к этому жанру. А, во-вторых, энергию для них вырабатывали генераторы, приводимые в действие огромными паровыми машинами. Еще одним классическим атрибутом стимпанка было то, что станции новой линии метро освещались газовыми фонарями, так как мощности генераторов хватало лишь на питание локомотивов.

4 ноября 1890 года принц Уэльский, будущий король Эдуард-VIII, торжественно открыл движение по самой глубокой линии лондонского метрополитена, получившей официальное название City and South London Railway (C&SLR). Однако в обиходе это длинное название не прижилось, а лондонцы прозвали новую линию просто Tube - "Труба". Прозвище возникло из-за того, что тоннели "трубы" ради экономии и ускорения строительства сделали очень узкими - диаметром всего 3,1 метра. Для сравнения, диаметр первых линий глубокого заложения московского метро - 5,1 метра, а более поздних - 5,6, то есть, почти вдвое больше.

Соответственно, маленькими и узкими были станции и подвижной состав. Миниатюрные электровозики буксировали по три деревянных вагончика, каждый из которых вмещал всего 30 пассажиров. Протяженность City and South London Railway поначалу составляла только 5 километров, на которых располагалось шесть платформ. В дальнейшем ее удлинили до 21 километра, открыв 17 новых станций.

До начала 1920-х годов "Труба" работала автономно, но потом ее капитально реконструировали, слегка расширив тоннели и соединив некоторые станции переходами с другими линиями. Таким образом, C&SLR была интегрирована в единую подземную транспортную сеть британской столицы. Однако и сейчас ее станции выглядят примерно так же, как во времена королевы Виктории, разве что, на полу вместо досок появилась плитка, а на смену газовым фонарям пришли электролампы.

На заставке - "комбинированный" эшелон, состоящий из представителя самого раннего типа электрических локомотивов лондонского метро, первого образца вагонов C&SLR, более позднего вагона этой линии, сделанного под расширенные тоннели, а также - "большого" вагона для линий неглубокого заложения.

275._City_and_South_London_Gearless_Locomotive

Первый подземный пассажирский электровоз на выезде из депо. Интересно, что локомотивные депо с ремонтными мастерскими C&SLR располагались на поверхности, а электровозы туда поднимали специальными лифтами.

Im1894OurRail1-Loco
Чертеж электровоза и сечение тоннеля "Трубы" до реконструкции.

8359029_orig

Пульт управления в кабине электровоза.

Im189908Cass-SLR

Паровая электростанция, обслуживавшая C&SLR. Поначалу планировалось сделать эту линию вообще без локомотивов, а составы буксировать канатными лебедками с приводом от наземных паровых машин. Но уже в процессе строительства приняли более прогрессивное решение.

11670751506_5da9e9cfd9_b

Интерьер вагона "Трубы". Людям, страдающим клаустрофобией, в таких вагонах, наверное, лучше не ездить.

dsc_5322

Раздвижные двери вагонов C&SLR располагались в торцах и выходили на посадочные площадки. На каждой площадке стоял вагоноважатый, который следил за тем, чтобы вагоны не переполнялись сверх норматива, открывал двери и объявлял остановки. Справа - манекены пассажиров в вагоне, являющимся экспонатом лондонского музея общественного транспорта.

Svl9Dg

Одна из станций "Трубы", снимок 1900 года. Оформление очень бедное - простенький кафель, наружные кабели, дощатый пол, а единственное украшение - рекламные плакаты. Но газовые светильники уже заменены электрическими, а раньше на станции было еще темнее.

illustration-stockwell

Станция другого типа - односводчатая, с центральной "островной" платформой. Но тоже всё бедненько и тесновато. Впрочем, по меркам конца XIX века, это считалось чудом технического прогресса.

DSCF1074

Только в ходе реконструкции, в ХХ веке, на некоторых станциях "Трубы" появились эскалаторы, а до того пассажирам приходилось спускаться по длинным многопролетным лестницам на глубину более 15 метров. Но кое-где такие лестницы сохранились до сих пор. Справа - один из пешеходных тоннелей C&SLR. Человеческая фигура позволяет оценить его диаметр.
promo centercigr ноябрь 10, 10:40 3
Buy for 30 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…
А все равно удачно получилось. В отличие от паровых линий ни дыма, ни влажности повышенной, вентиляция станций лучше. Проектировщики выжали все что смогли из постоянного тока и небольших габаритов.

Одна беда была только - питание через третий рельс и основные рельсы. Потому упавшие на путь пассажиры могли получить свой смертельный удар током легко и непринужденно.

Это потом спецы с Виккерса додумались третий контактный рельс вешать сбоку, под платформу.
чисто для прекращения инсуаций -- в самой трубе 4 рельсы, два по которым ездят и два лектрических, один посредине, другой сбоку от главных рейлов.

Судя по-всему, таки справа (слева по ходу движения) у стены на белых изоляторах. Посредине - явно или земля или что-то еще.
даже центральные станции всё-таки далеко не все выглядят как полное викторианское УГ, но увы многие из них таки да. Круто выглядят только новые станции или сильно реконструированные.

Часть древних станций не имеет эскалаторов до сих пор, факт. Там или лифты, или лестницы вниз. (что уж совсем гавенна:)
Такие станции - да без Джека-Потрошителя?)))))
какое убогое унылое метро. и это символ прогресса? да лучше вообще без метро обходится (как в Российской Империи) чем ездить в таком убожестве.