я

Дело - труба

3277339

У любитетей стимпанка и технической архаики сегодня тоже праздник - очередная годовщина (хотя и некруглая) открытия первой в мире линии метро глубокого заложения на электрической тяге. Вы спросите - а при чем тут стимпанк? Во-первых, викторианскую эпоху, когда под землей поехали первые "электрички", принято относить к этому жанру. А, во-вторых, энергию для них вырабатывали генераторы, приводимые в действие огромными паровыми машинами. Еще одним классическим атрибутом стимпанка было то, что станции новой линии метро освещались газовыми фонарями, так как мощности генераторов хватало лишь на питание локомотивов.

4 ноября 1890 года принц Уэльский, будущий король Эдуард-VIII, торжественно открыл движение по самой глубокой линии лондонского метрополитена, получившей официальное название City and South London Railway (C&SLR). Однако в обиходе это длинное название не прижилось, а лондонцы прозвали новую линию просто Tube - "Труба". Прозвище возникло из-за того, что тоннели "трубы" ради экономии и ускорения строительства сделали очень узкими - диаметром всего 3,1 метра. Для сравнения, диаметр первых линий глубокого заложения московского метро - 5,1 метра, а более поздних - 5,6, то есть, почти вдвое больше.

Соответственно, маленькими и узкими были станции и подвижной состав. Миниатюрные электровозики буксировали по три деревянных вагончика, каждый из которых вмещал всего 30 пассажиров. Протяженность City and South London Railway поначалу составляла только 5 километров, на которых располагалось шесть платформ. В дальнейшем ее удлинили до 21 километра, открыв 17 новых станций.

До начала 1920-х годов "Труба" работала автономно, но потом ее капитально реконструировали, слегка расширив тоннели и соединив некоторые станции переходами с другими линиями. Таким образом, C&SLR была интегрирована в единую подземную транспортную сеть британской столицы. Однако и сейчас ее станции выглядят примерно так же, как во времена королевы Виктории, разве что, на полу вместо досок появилась плитка, а на смену газовым фонарям пришли электролампы.

На заставке - "комбинированный" эшелон, состоящий из представителя самого раннего типа электрических локомотивов лондонского метро, первого образца вагонов C&SLR, более позднего вагона этой линии, сделанного под расширенные тоннели, а также - "большого" вагона для линий неглубокого заложения.

275._City_and_South_London_Gearless_Locomotive

Первый подземный пассажирский электровоз на выезде из депо. Интересно, что локомотивные депо с ремонтными мастерскими C&SLR располагались на поверхности, а электровозы туда поднимали специальными лифтами.

Im1894OurRail1-Loco
Чертеж электровоза и сечение тоннеля "Трубы" до реконструкции.

8359029_orig

Пульт управления в кабине электровоза.

Im189908Cass-SLR

Паровая электростанция, обслуживавшая C&SLR. Поначалу планировалось сделать эту линию вообще без локомотивов, а составы буксировать канатными лебедками с приводом от наземных паровых машин. Но уже в процессе строительства приняли более прогрессивное решение.

11670751506_5da9e9cfd9_b

Интерьер вагона "Трубы". Людям, страдающим клаустрофобией, в таких вагонах, наверное, лучше не ездить.

dsc_5322

Раздвижные двери вагонов C&SLR располагались в торцах и выходили на посадочные площадки. На каждой площадке стоял вагоноважатый, который следил за тем, чтобы вагоны не переполнялись сверх норматива, открывал двери и объявлял остановки. Справа - манекены пассажиров в вагоне, являющимся экспонатом лондонского музея общественного транспорта.

Svl9Dg

Одна из станций "Трубы", снимок 1900 года. Оформление очень бедное - простенький кафель, наружные кабели, дощатый пол, а единственное украшение - рекламные плакаты. Но газовые светильники уже заменены электрическими, а раньше на станции было еще темнее.

illustration-stockwell

Станция другого типа - односводчатая, с центральной "островной" платформой. Но тоже всё бедненько и тесновато. Впрочем, по меркам конца XIX века, это считалось чудом технического прогресса.

DSCF1074

Только в ходе реконструкции, в ХХ веке, на некоторых станциях "Трубы" появились эскалаторы, а до того пассажирам приходилось спускаться по длинным многопролетным лестницам на глубину более 15 метров. Но кое-где такие лестницы сохранились до сих пор. Справа - один из пешеходных тоннелей C&SLR. Человеческая фигура позволяет оценить его диаметр.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
А все равно удачно получилось. В отличие от паровых линий ни дыма, ни влажности повышенной, вентиляция станций лучше. Проектировщики выжали все что смогли из постоянного тока и небольших габаритов.

Одна беда была только - питание через третий рельс и основные рельсы. Потому упавшие на путь пассажиры могли получить свой смертельный удар током легко и непринужденно.

Это потом спецы с Виккерса додумались третий контактный рельс вешать сбоку, под платформу.
чисто для прекращения инсуаций -- в самой трубе 4 рельсы, два по которым ездят и два лектрических, один посредине, другой сбоку от главных рейлов.

Судя по-всему, таки справа (слева по ходу движения) у стены на белых изоляторах. Посредине - явно или земля или что-то еще.