я

Аэроретрофутуризм

758c1104422

В тот самый день 1907 года, когда Анри Фарман установил европейский рекорд дальности и продолжительности полета, другой французский летчик и авиаконструктор Луи Блерио совершил первый и последний полет на своем аэроплане №7. На фоне тогдашних опутанных расчалками "летающих этажерок" этот аппарат выглядел очень футуристично. Самолеты подобной схемы - аэродинамичные "остроносые" монопланы с рядными моторами, полностью скрытыми под обшивкой, получили распространение лишь спустя полтора десятилетия.

Кроме того, Блерио впервые применил систему управления, вошедшую в употребление еще позднее - в 1930-е годы - на самолетах типа "бесхвостка" и "летающее крыло". Задние горизонтальные поверхности "семерки" могли отклоняться синхронно (при этом они работали как рули высоты), либо - асинхронно и даже - в противоположных направлениях, выполняя роль элеронов. Такие рулевые поверхности впоследствии назвали элевонами.

Самолет под управлением своего создателя довольно легко оторвался от земли и пролетел около 600 метров, после чего Блерио пошел на посадку, очевидно, решив, что для первого полета этого достаточно. К сожалению, едва коснувшись земли, аэроплан увяз колесами в глубокой грязи и скапотировал. Пилот успел пригнуться в кабине, чтобы при опрокидывании машины ему не сломало позвоночник. В результате он отделался небольшими травмами, но самолет был разбит вдребезги и восстанавливать его не имело смысла.

В дальнейшем Блерио отказался от элевонов, оснастив свой следующий аэроплан поворотными законцовками крыла, игравшими роль элеронов, а потом перейдя к системе управления креном путем изгибания крыла (гоширования), как на самолетах братьев Райт. Также он почему-то решил частично отказаться от обшивки, и его дальнейшие аэропланы, в том числе и тот, на котором он впервые пересек Ла-Манш, имели лишь "голый" деревянный каркас хвостовой части фюзеляжа.

На заставке - носовая часть "Блерио" №7 со снятым боковым листом обшивки, благодаря чему виден двигатель и интерьер кабины. На самолете стоял восьмицилиндровый 50-сильный мотор "Антуанетт", такой же, как на "Вуазене" №1, описанном в предыдущей заметке. Винт тоже имел аналогичную конструкцию с плоскими алюминиевыми лопастями, напоминавшими весла. Тележка шасси, сделанная из гнутых стальных труб, оснащалась пружинной амортизацией.

757d68126d3

Сборка "Блерио" №7 на аэродроме перед началом испытаний. Горизонтальное оперение еще не установлено.

512a9ff3ff1

Луи Блерио занимает место в кабине.

9e21d45ae47

Аэроплан выкатывают на стартовую позицию.

6e5af3bb39

Запуск двигателя, как и на всех тогдашних аэропланах, не имевших стартеров, осуществлялся прокруткой винта вручную. Это была довольно опасная процедура для моториста.

c470789c7b5

Финал испытаний. Хорошо, что такое завершение полета не погубило создателя машины и не отпугнуло его от дальнейших экспериментов.

BleriotVII_A

Современная масштабная модель "Блерио" №7. Непонятно, зачем ее автор раскрасил крыло "под тигра", хотя, на оригинале, судя по фотографиям, ничего подобного не было.

 
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
А не разбейся самолетик, глядишь, эпоха монопланов началась бы несколько раньше...
Блерио до 1915 года продолжал проектировать и строить монопланы.
а чего монопланы были забыты на полтора десятка лет? Слабые движки не могли необходимую скорость дать для достаточной грузоподъемности?
Удивительна скорость прогресса: с "первых робких подскоков" минуло всего несколько лет - а авиация стала серьёзной боевой силой.
Меня гораздо больше удивляет то, что всего через каких-то 12 лет после первого спутника люди высадились на Луне. Ведь космические технологии (тем более, если речь идет о пилотируемой космонавтике) намного сложнее авиационных.
А самолеты времен ПМВ, по сути, довольно простые машины, недаром их могли делать на своем оборудовании обычные велозаводы и мебельные фабрики.
прошу прощения, но поскольку в классической схеме горизонтальное оперение предназначено как для управления, так и для балансировки самолета, а летающее крыло самобалансирующаяся схема, то ГО Блерио к элевонам не имеет ни малейшего отношения. Это предшественник еще более поздних устройств - дифференциального стабилизатора сверхзвуковых машин.
Почему Вы решили, что бесхвостки - самобалансирующиеся? Балансировка на различных углах атаки у них осуществляется отклонением задней кромки, то есть, тех же элевонов.
Но аналогия с дифференциальным стабилизатором, пожалуй, действительно более точная.

Edited at 2016-11-12 12:29 am (UTC)
дык, то ли ночь, то ли утро уже... мозг устал... неправильно формулирую. Сейчас исправлюсь. Конечно, бесхвостки в общем случае не самобалансирующиеся. Я вообще продольную устойчивость имел в виду. В классике ГО обеспечивает три вещи - балансировку, устойчивость и управляемость. Элевоны бесхвостки балансировку и управляемость. В этом разница.
Мне показалось или у Блерио на голове нос,
как, например, вот:

Edited at 2016-11-12 12:45 pm (UTC)
Re: Мне показалось или у Блерио на голове нос,
Да, Блерио - он такой.
Блерио,Вуазен,Фарман-все фамилии знамениты по ПМВ,а братья Райт почему так сдали к следующему десятилетию?
Выдохлись. Это не редкость, когда люди, однажды сделавшие нечто гениальное, больше не могли создать ничего столь же выдающегося.