Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Бэтмен с пропеллером

Как известно, XIX век это не только эпоха пара и электричества, но и век фотографии. А также это - время первых попыток не только придумать и нарисовать, но и построить летательные аппараты тяжелее воздуха. Недавно я задался вопросом: а какой из них был первым запечатлен на фотобумаге?

Согласно распространенному мнению, первенство в постройке летающей машины, способной, по замыслу ее создателя, поднять человека в воздух, принадлежит французскому изобретателю Дю Тамплю, который запатентовал свой аппарат еще в 1857 году, а к 1874 или 1875 якобы сделал его, но почему-то так и не удосужился провести испытания. Французу наступает на пятки русский морской офицер Александр Федорович Можайский, начавший строить свой "воздухоплавательный снаряд"  в 1882 году, а закончивший его то ли в 1883, то ли в 1884, то ли в 1885. Различные источники называют разные даты.
Однако ни машина Дю Тампля, ни "снаряд" Можайского по непонятной причине ни разу не попали в объективы камер, хотя в 70-80 годах позапрошлого века фотосъемка была уже весьма распространенным делом. К тому времени помимо профессиональных студийных фотографов  появились и газетные фоторепортеры, и фотографы-любители.
Мало того, нет ни одного более-менее подробного и достоверного чертежа этих машин или хотя бы рисунка, сделанного с натуры. Впрочем, к данному вопросу я еще вернусь, а пока скажу: насколько мне удалось выяснить, первыми в мире авиационными фотографиями являются вот эти:

image-droite-eole

photo-eole1

На них изображен аэроплан "Эол" французского инженера Клемента Адера, потерпевший аварию 9 октября 1890 года на испытаниях, в ходе которых ему удалось совершить неуправляемый полет или "прыжок" примерно на 50 метров на высоте около метра. Почти сразу после отрыва от земли аппарат завалился на бок, сломав винт и левое крыло. Вероятно, фотографии сделаны вскоре после этого инцидента.
На верхнем снимке можно разглядеть ступицу винта и носовой конус, внутри которого проходил вал двигателя, а на нижнем - шасси и сиденье пилота.

Вот так выглядел фюзеляж этого аппарата без полотняной обшивки на авторском карандашном рисунке.

dessineole1x

А вот так - на чертеже, приложенном к патенту, выданному Адеру в 1890 году. Легко заметно, что форма его крыла была скопирована с крыла летучей мыши.

Clement_Ader_Avion_French_patent_205155_of_19_April_1890

До наших дней уцелел двигатель "Эола" - очень легкая двухцилиндровая паровая машина, работавшая на спирте.

Moteur_Ader

Таким образом, именно "Эол" Адера, судя по всему, является первым в мире реально построенным и совершившим попытку полета аэропланом, чье существование имеет достаточно убедительные материальные доказательства.

Продолжение следует
Tags: История, авиация, стимпанк, экзотика
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments