Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Боевая ничья

the-battle-between-the-black-sea-fleet-and-the-armoured-cruiser-goeben-mikhail-mikhailovich-semyonov

Сегодня - годовщина битвы у мыса Сарыч - последней битвы русского и турецкого флотов и одновременно - последнего эскадренного морского сражения российского линейного флота. К сожалению, этот бой, несмотря на значительный численный перевес нашей эскадры, закончился с невнятным результатом и его никак нельзя назвать нашей победой. Причина тому - технологическое превосходство неприятеля, лучшая выучка вражеских артиллеристов, а также, мягко говоря, странное поведение командующего Черноморским флотом адмирала Андрея Августовича Эбергарда.

18 ноября 1914 года (по новому стилю) русская эскадра под командованием Эбергарда в составе пяти линкоров, двух бронепалубных крейсеров, одного безбронного крейсера и 12 эсминцев наткнулась в тумане на турецкий линейный крейсер "Султан Явуз Селим" (бывший немецкий крейсер "Гебен"), шедший с сопровождении легкого крейсера "Мидилли" (бывший "Бреслау"). Наши первыми обнаружили противника и первыми открыли огонь, однако, их стрельба была неточной. Из-за неверно указанной центральным дальномерным постом дистанции почти все снаряды ложились с большими перелетами.

Только флагманский линкор "Евстафий", стрелявший по показаниям собственного дальномера, сумел добиться одного попадания снарядом главного калибра в артиллерийский каземат "Явуз Селима". Этим попаданием было разбито 150-миллиметровое орудие и убито 13 артиллеристов (12 немцев и турецкий стажер). Через 14 минут перестрелки, в течение которых наши успели выпустить 30 12-дюймовых снарядов и несколько десятков более мелких, туман сгустился, скрыв противников друг от друга. Однако за это время "Явуз Селим" успел четыре раза попасть в "Евстафия", нанеся ему заметные повреждения и убив 33 моряков, в том числе четырех офицеров.

В начале боя командир миноносной флотилии каперанг М.П. Саблин с нетерпением ждал приказа идти в атаку. Обстановка была самая благоприятная: скорость его новейших эсминцев типа "Новик" намного превосходила скорость германо-турецких крейсеров, а туман и дымка мешали стрелять вражеской противоминной артиллерии, позволяя сблизиться на дистанцию уверенного торпедного залпа. Однако Эбергард, как будто, забыл про свои миноносцы. Прождав несколько минут, Саблин по собственной инициативе дал приказ атаковать, но как только его эсминцы вырвались вперед, с "Евстафия" по радио поступило распоряжение адмирала немедленно развернуться на обратный курс и возвращаться "в хвост" линкорной колонны.

Позже Эбергард объяснял этот "стоп приказ" опасением, что артиллерия линкоров может случайно накрыть собственные эсминцы! При такой отговорке невольно хочется задать банальный вопрос: "Что это - трусость, глупость или измена?" Как бы там ни было, а "Явуз Селим" благополучно избежал торпедной атаки, которая могла коренным образом изменить ход боя, а заодно и всю стратегическую обстановку на Черном море, поскольку линейный крейсер был мощнейшим боевым кораблем турецкого флота.

Но этого не произошло, а потому Эбергарду пришлось делать хорошую мину при неважнецкой игре, указав в отчете, что "Явуз Селим" якобы получил не одно, а целых 14 попаданий, в том числе четыре - 12-дюймовыми снарядами. Чуть позже в российской прессе появились сообщения, что потери на крейсере составляли аж 115 человек убитыми (в том числе 12 офицеров), то есть, почти столько же, сколько весь японский флот потерял в Цусимском сражении! Примечательно, что эти дутые цифры до сих пор фигурируют во всех российских источниках, в том числе и во "всезнающей" Википедии. Впору вспомнить недавнее программное высказывание нашего министра культуры про "святые патриотические легенды", которые ни в коем случае нельзя разрушать.

На заставке - современная картина Михаила Семенова с изображением боя у мыса Сарыч.

04_1354729340

fe64939d4328

Крейсера "Султан Явуз Селим" и "Мидилли" (они же "Гебен" и "Бреслау"), переданные в состав турецкого флота вместе с немецкими экипажами незадолго до боя у мыса Сарыч.

TuYAVUZ(GOEBEN)
"Султан Явуз Селим". Водоизмещение - 25400 тонн, длина - 186 м, вооружение - 10х280-мм, 12х150-мм и 12х88-мм противоминных орудий, скорость 28 узлов, экипаж - 1050 человек.

05_Evstafiy_1002

Флагман российского Черноморского флота в 1914 году - линкор (бывший эскадренный броненосец) "Евстафий". Морально устаревший корабль додредноутного типа. Водоизмещение - 13950 тонн, длина - 118 м, вооружение - 4х305-мм, 4х203-мм, 12х152-мм, 14х75-мм и 10х47-мм пушек. Скорость - 16 узлов, экипаж - 930 человек. Все остальные российские линкоры, участвовавшие в Сарычском бою, имели аналогичные или худшие характеристики.

1920px-Panteleimon1906-1910

Линкор "Пантелеимон" - бывший эскадренный броненосец "Потемкин", переименованный после восстания команды.

01024015

Однотипный с "Евстафием" линкор "Иоанн Златоуст".

Black_Sea_Battleships

Черноморские линкоры в кильватерной колонне.

07_6418

Построение офицеров "Евстафия".

06_Eberhardt_1912sm

Оппоненты Сарычского боя - адмиралы Эбергард и Сушон. Оба - немцы, что характерно, только один воевал за русских, а другой - за турок.

09_23

След от попадания 280-мм снаряда "Явуз Селима" в каземат шестидюмового орудия "Евстафия".

3_15-680x969

Сквозная пробоина в 152-миллиметровой бортовой броне "Евстафия" от 280-мм снаряда "Явуз Селима". Справа - осколочные пробоины в небронированном борту кормовой части "Евстафия" от упавшего с недолетом турецкого 280-мм снаряда.

Sarych_cap_battle_1914
Схема боя у мыса Сарыч.
Tags: Германия, История, Первая мировая, Россия, Турция, флот
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 220 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →