я

Вечеринка с ипритом

Bari-BombardamentoPorto-1943-VistaMare

Вечером 2 декабря 1943 года 105 германских бомбардировщиков Ju-88A-4 совершили налет на порт Бари, который использовался в качестве основной базы снабжения англо-американских войск на итальянском фронте. Это был один из наиболее успешных бомбовых рейдов Люфтваффе за всю войну. До бомбардировки Бари немецкая ударная авиация в Италии довольно долго не проявляла активности. Союзники уже начали думать, что ее основные силы переброшены на Восточный фронт, где шли тяжелые бои с наступавшей Красной армией. От этого они стали пренебрегать светомаскировкой и прочими элементарными мерами безопасности.


2 декабря в относительно небольшой гавани Бари скопилось более полусотни крупных транспортных судов, стоявших под разгрузкой, либо - в ожидании разгрузки. Многим кораблям не хватало места у причалов, поэтому они швартовались в несколько рядов бортами друг к другу. Для бомбардировщиков такие "слоеные брикеты" были идеальными целями, по которым почти невозможно промахнуться. Вдобавок эти цели хорошо освещались, так как по ночам разгрузка велась при свете мощных фонарей и прожекторов.

Даже полеты над Бари немецких разведчиков не заставили союзников усилить бдительность, прикрыть стратегически важный порт истребителями или хотя бы вывести оттуда часть судов. Вероятно, они всерьез считали, что вражеских бомбардировщиков в Италии уже не осталось. В результате экипажи "Юнкерсов" 2-го Воздушного флота отработали как по нотам. Сперва самолеты - постановщики помех сбросили над Бари несколько тонн нарезанной тонкими лентами алюминиевой фольги, тем самым "ослепив" зенитные радары. А летевшие следом за ними бомбардировщики обрушили на гавань около 200 тонн бомб, превратив ее в бурлящий котел.

Налет продолжался менее 20 минут, но его успех был феноменальным: 28 судов, в том числе вспомогательный крейсер и 22 транспорта суммарным водоизмещением более 100 тысяч тонн, затонули, а еще 12, в том числе два эсминца и восемь транспортов - получили повреждения. Вместе с потопленными кораблями ушли на дно около 35 тысяч тонн различных военных грузов - оружия, снаряжения, боеприпасов, топлива и продовольствия. Кроме того, на берегу сгорели бензохранилища и портовые склады.

Количество жертв установить не удалось, но, по самой скромной оценке, погибло не менее тысячи английских, американских и итальянских моряков, а также - как минимум - столько же портовых рабочих, служащих и солдат охраны. Платой за все это стал лишь один сбитый бомбардировщик. Зенитчики отработали безобразно, а истребители союзников в небе так и не появились.

Лишь через месяц гавань была расчищена от затонувших судов и порт вновь смог начать работу. Разгром Бари и уничтожение припасов оставили англо-американские войска в Италии на голодном пайке и о намечавшемся в декабре наступлении им пришлось надолго забыть. Все вышесказанное стало известно вскоре после налета, но в этой истории был еще один интересный момент, который оставался тщательно засекреченным вплоть до 1967 года. В трюмах одного из уничтоженных при бомбардировке американских транспортов находилось химическое оружие.

Транспортный пароход "Джон Харви" в строжайшей тайне доставил в Бари две тысячи 100-фунтовых авиабомб М47А1, каждая из которых содержала 30 килограммов иприта. В сопроводительных документах эти бомбы значились как обычные фугаски, а о том, что на самом деле привез "Харви", знало только высшее командование союзных войск и находившиеся на судне сотрудники службы безопасности.

В момент начала бомбардировки к разгрузке "Харви" еще не приступили, он стоял зажатый между двумя другими транспортами и лишенный возможности передвигаться. Непосредственно в него немецкие бомбы не попали, но они поразили соседний корабль, на котором возник сильный пожар, сразу перекинувшийся на "Харви". Команда безуспешно пыталась справиться с огнем, пока не детонировали сложенные в трюме химические бомбы. Из экипажа транспорта никто не выжил: те, кто не погибли при взрыве, вскоре нашли мучительную смерть от иприта.

В воздух было выброшено почти 60 тонн яда, смертельная концентрация которого составляет 15 миллиграммов на кубометр. Часть ипритного аэрозоля смешалась с дымом пожаров, а остальное осело на воду бухты, покрыв ее маслянистой пленкой. Прикосновение к этой пленке вызывало страшные ожоги, а в воде барахтались сотни моряков с горящих и тонущих судов.

Начальство и персонал порта не были извещены об истинном грузе "Джона Харви", поэтому для пожарных и спасателей, оперативно прибывших для ликвидации последствий налета, стало полной неожиданностью то, что они вскоре почувствовали острую резь в глазах и жжение в носоглотках. С запозданием надетые противогазы уже не помогали. Несмотря на это спасатели продолжали самоотверженно бороться с огнем и вытаскивать людей из отравленной воды.

Военные медики, к которым поступали пострадавшие, разумеется, знали о симптомах поражения ипритом, поэтому они сразу поняли, с чем имеют дело, но они решили, что немцы подвергли Бари химической бомбардировке. Так было написано в их первоначальных диагнозах, но вскоре эти диагнозы и лечебные карты были изъяты людьми, с которыми не спорят, а от врачей потребовали написать новые диагнозы с указанием не химических, а термических ожогов, вызванных обычными пожарами.

Поэтому до сих пор неизвестно даже приблизительное число погибших в Бари от иприта. Размещенная в интернете цифра - 83 умерших - отражает лишь число скончавшихся в госпиталях американских военных и не включает всех остальных жертв, а также - тех, кто до госпиталя не дожил. Их может быть во много раз больше.

Так закончилась попытка американцев подстраховаться на случай применения немцами "боевой химии", на которое они так и не решились. А немногие выжившие в Бари и прожившие еще более 40 лет ветераны лишь в 1986 году добились от американских и английских властей, чтобы их признали жертвами химического оружия и в соответствии с этим дали прибавки к пенсиям.

Artwork-Junkers-Ju-88A-4.KG54-(B3+AM)-Catania-Italy-1943-0A
Самолеты "Юнкерс" Ju-88A-4, участвовавшие в бомбардировке Бари. Внизу - две машины эскадры "Тотенкопф", сыгравшей главную роль в этом налете.

txu-pclmaps-oclc-6620713-bari

Карта акватории Бари. В этой относительно небольшой гавани, огороженной каменными молами, немцы устроили союзникам маленький ад. Далее - фотографии, сделанные на следующий день после бомбардировки, когда иприт в воздухе уже рассеялся, но пожары на воде и на берегу еще продолжались.

HighFlight-Disaster-at-Bari4

HighFlight-Disaster-at-Bari5

thumbnail-42683_0011

Bombardamento_di_Bari_(1943)_-_6

Bari-harbour-attack

Bari-harbour-disaster

thumbnail-44441_0018

Извлечение из воды останков одного из погибших.

liberty_ship_at_sea

Американский транспорт типа "Либерти". К этому же типу относился злополучный "Джон Харви".

M47-1

Американская 100-фунтовая (45 кг) ипритная бомба М47А1. 2000 таких бомб находилось в грузовых трюмах "Джона Харви".
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
На черта они вообще этот иприт на фронт поперли. Если бы немцы использовали химическое оружие, ответку можно было бы сбросить со стратегов.
Затем, что есть разница между тактическим и стратегическим применением. Если бы немцы применили химическое оружие на поле боя, это, конечно, была бы эскалация - но не до уровня химических ударов по населению. Нужна была возможность ответить тем же, и быстро - чтобы отбалансировать ситуацию.
Уаще странно, что даже ограниченно не применяли, хотьбы и против всяких крепостей и прочих нор.
против всяких крепостей и прочих нор.
Таки применяли, хотя и не иприт.
>Налет продолжался менее 20 минут, но его успех был феноменальным: 28 судов, в том числе вспомогательный крейсер и 22 транспорта суммарным водоизмещением более 100 тысяч тонн, затонули

Для справки в 1941м в печально известном "Таллинском переходе" - погибло 18 транспорта и 25 мелких вспомогательных судов суммарным тоннажом около 38 тысяч брутто тонн.

Такие дела да.
На бомбе написано - зажигательная.
Их и как зажигательные применяли, снаряжая горючей смесью.

P.S. Только это M47A2. Если присмотреться к номеру, можно увидеть, что последняя цифра - 2.
Вот что называется время и место. Удалось ли ордам тяжелых бобров союзников хоть раз добиться схожего результата за один налет?

Edited at 2016-12-03 03:54 pm (UTC)
Почему-то мне их не жаль... "союзников" этих...

Edited at 2016-12-02 04:17 pm (UTC)
В смысле, радуетесь успеху нацистов? Что ж, позиция достойная настоящего патриота.

Зачем они их вообще туда притащили?Планировали химическую атаку?

Интересно, а найдуться ли и тут умники, что расскажут нам, что "тупым чугунием" с нескольких тысяч метров и горизонтального полёта никуда попасть невозможно? :)
Немцы - могли и тупым чугунием - при их то первоклассной оптике и прицелах с вычислителями поправок. Американцы тоже смогли - вложив море денег аналогично получили то что требовалось. Все прочие, кроме бритишей, получавших американские прицел. такими ресурсами не обладали
Был в Бари. Не помню в каком году. И сколько раз был...тоже не помню. Скорей всего раза два.
благодаря этой бомбардировке мы сейчас можем лечить рак, а именно химиотерапия.
Насколько я помню - после этого америкозы долго исследовали последствия действия иприта на организм и выяснили что он подавляет рост быстрорастущих клеток.
Дальше осталось создать вещество которое не поражало слизистую но так же подавляло быстрорастущие клетки.
Вроде лет через 10 -15 с этим справились и мы сейчас имеем то что имеем.
А толчком было именно эта бомбежка Бари и выброс Иприта. Так вот
Иприт начали массово применять еще в 1917 году. Неужели до 1943-го никто не озаботился изучением его воздействия на организм?
Несли Свет (вернее, Запах) демократии заблудшим овцам...
А как по-Вашему, Вячеслав Игоревич, кто виноват в разгроме Бари и в столь многочисленных жертвах? Портовое командование, не принявшее должных мер предосторожности, военное командование, скрывшее наличие химоружия в трюмах одного из транспортов, или непреодолимые обстоятельства? И каким образом удалось ликвидировать экологическую катастрофу и избежать массовых отравлений в самом городе?
Немцы вообще очень качественно огрызались, можно ещё Полтаву вспомнить например.
Немцы заходили на Бари с юга. Бомберы прошли над Адриатическим морем на малой высоте, чтобы не попасть под радары, затем развернулись и набрали высоту уже буквально перед целью. Бомбардировщики были обнаружены, но поскольку они летели с юга, их приняли за своих.
Ju-88 бомбили с горизонтального полета или с пикирования?