История его самолета, который сам он называл «воздухоплавательным снарядом», весьма загадочна. Как уже говорилось, до сих пор не найдено «прижизненных» изображений этой машины. Ни чертежей, ни фотографий, ни рисунков. Более того, по ней вообще нет никаких аутентичных документов. Авторы изданной в 1983 году монографии «Авиация в России», в которой Можайскому посвящен целый раздел, долго и упорно искали, но в итоге были вынуждены признать, что «судьба личного архива, чертежей и других проектных материалов А.Ф. Можайского пока остается неизвестной».
Можно лишь добавить, что та же картина сохраняется и по сей день, хотя уже в 90-е годы документы по строительству и испытаниям самолета Можайского снова пытались найти сотрудники Института истории естествознания РАН А.А. Демин и Д.А. Соболев. Но и их постигла неудача.
Впрочем, есть крайне убогий набросок, приписываемый Можайскому и изображающий нечто с фюзеляжем в виде лодки, квадратными крыльями и кривым хвостом. Интересно, что этот набросок существует в двух вариантах. Я не знаю, какой из них подлинный, и есть вообще ли среди них подлинник. Первый вариант впервые был опубликован в книге В.Б. Шаврова «История конструкций самолетов в СССР», изданной в 1968 году, а второй, насколько мне известно, - на сайте «Выдающиеся люди Вологодского края», хотя, возможно, он где-то всплывал и раньше. http://www.booksite.ru/lichnosty/files/162/album/288/288.jpg

Мне очень сложно поверить, что А.Ф. Можайский, обладавший незаурядным художественным даром, нацарапал такой примитив, напоминающий рисунки детей младшего дошкольного возраста.

Портреты японцев, сделанные Можайским во время его пребывания в Японии, показывают, что он мастерски владел карандашом. Невозможно понять, как это сочетается с "детскими каракулями", размещенными выше.
Весьма любопытно, что на том же сайте есть другой рисунок, также приписываемый Можайскому, но изображающей летательный аппарат совершенно иной схемы с крылом типа «парасоль», укрепленным на мачте. Происхождение и местонахождение рисунка – тайна, покрытая мраком, но он (если это не фальшивка) напрочь ломает устоявшиеся представления о том, как выглядел самолет Можайского.
http://www.booksite.ru/lichnosty/files/162/album/286/286.jpg
.

Также известно несколько схем и рисунков, дошедших до нас по публикациям уже двадцатого века. Например, вот эту схему обычно называют чертежом, прилагавшимся к «привилегии» (патенту), выданной Можайскому на его самолет в ноябре 1881 года, хотя на ней нет никаких реквизитов, которые должны присутствовать на патентном чертеже. Обратите внимание, что на чертеже нет даже намека на кабину, органы управления и силовую установку.

Добавлю, что все книги и журналы, в которых содержится данный рисунок и чертеж из "привилегии", изданы уже в ХХ веке.

Стендовые модели самолета Можайского, выставленные в российских музеях, выглядят как компиляции обоих изображений. С одной стороны, их фюзеляжи сделаны в виде лодок, а хвосты вплотную примыкают к крылу, как это видно на чертеже. С другой, задние винты "врезаны" в крыло как на рисунке.
Между тем, модели весьма заметно отличаются друг от друга. В частности, у самолета из Политеха крыло и стабилизатор обтянуты полотном только снизу, плоскости изогнуты при виде спереди, паровые машины и котел с топкой стоят открыто, а кабина пилота отсутствует. У другой модели в передней проекции крыло прямое, но при этом оно изогнуто при виде сбоку, то есть имеет некое подобие аэродинамического профиля. Очевидно, из-за нехватки информации обе модели делались в значительной мере наугад.

Модель из авиационной экспозиции Политехнического музея.


Модель из Московского Дома авиации и космонавтики имени Фрунзе.
Самые ранние из имеющихся на сегодняшний день публикаций о самолете Можайского датированы 1909-1910 годами. Тогда на волне авиационного бума, вызванного полетами братьев Райт и их последователей, наши энтузиасты "моторного летания" решили громко заявить, что Русь-матушка тоже не лыком шита и что именно она явила миру первый летательный аппарат тяжелее воздуха. Ради этого был извлечен из забвения проект Можайского и начались попытки доказать, что его самолет не только воплотился в жизнь, но и сумел подняться в воздух.
Однако, несмотря на все старания, доказательств не нашлось. Не удалось даже примерно установить дату испытаний, разброс составлял без малого четыре года. В общем, сенсации не получилось и о Можайском снова надолго забыли...
Продолжение следует
Journal information