я

Санта-Клаусы над Маньчжурией

45-squad-dec44

В декабре 1944 года, через 40 лет после русско-японской войны, проходившей на территории Маньчжурии, эта область Китая вновь появилась в военных сводках. Но на сей раз сражения там развернулись не на земле, а в воздухе.

В 1931 году японцы оккупировали Маньчжурию и создали там марионеточную "империю" Маньчжоу-Го, которой формально управлял слабовольный и недалекий император Пу-И, а фактически все рычаги власти находились в руках японских военных и гражданских чиновников. Оккупация прошла почти бескровно, армия прежнего маньчжурского правителя Чжана Сюэляна без сопротивления отступила в китайскую провинцию Жэхэ.

Японцы были уверены, что обосновались в Маньчжурии навечно, а потому они не только выкачивали оттуда природные ресурсы, но и приложили немало усилий к ее экономическому развитию. За 10 лет там был создан "резервный индустриальный центр" Империи Ямато. Его основу составлял огромный металлургический комбинат "Сёва Стил Уоркс", построенный в городе Аньшань. В 1943 году в его печах было выплавлено 1,3 миллиона тонн чугуна и стали - чуть меньше половины от общего объема выплавки черных металлов в самой Японии.

AnshanPostcard

Домны Аньшаньского металлургического комбината, японская открытка 1930-х годов.

Кроме того, японцы успели построить в Маньчжурии крупный подшипниковый завод, вагонно-локомотивный завод в Дайрене, оружейный завод в Харбине, Фушуньский и Сыпинский заводы синтетического бензина, а также - ряд других стратегических предприятий.Особое место среди них занимал Мукденский авиационный завод "Мансю", который специализировался на выпуске двухместных учебно-тренировочных истребителей Накадзима Ки-79. За несколько лет их было построено около тысячи и на них учились летать едва ли не все пилоты японской армейской авиации времен войны.

В 1944 году завод оснастили современным оборудованием и перепрофилировали для выпуска новых скоростных и хорошо вооруженных истребителей Накадзима Ки-84 "Хаяте" - пожалуй, лучших японских истребителей на тот момент. Осенью эти машины начали выходить из сборочного цеха. А вскоре им пришлось вступить в бой, защищая родной завод.

Американцы с начала войны на Тихом океане пристально следили за развитием Маньчжурского индустриального комплекса. Они понимали, что этот промышленный район дает Японии значительную часть военной продукции, помогая ей стойко держать оборону. Разумеется, они мечтали о том, чтобы его уничтожить, но долгое время не имели такой возможности. Слишком далеко находилась Маньчжурия от передовых американских авиабаз, а подгонять к ее берегам авианосцы было очень рискованно.

Положение изменилось, когда на вооружение ВВС США начали поступать новейшие стратегические бомбардировщики Боинг В-29 "Суперфортресс". Эти крупные четырехмоторные машины могли нести более девяти тонн бомб, а их боевой радиус действия - 3400 километров - позволял дотянуться до Маньчжурии с аэродромов, расположенных на территории Китая. В августе-сентябре 1944 года в Китай были переброшены более сотни новеньких "Суперфортрессов", входивших в состав ХХ Бомбардировочного командования американских ВВС. Их экипажи приступили к тренировкам в полетах на дальние дистанции, в том числе - ночью и по приборам.
b29_21

В-29 из ХХ Бомбардировочного командования ВВС США, Китай, осень 1944 г.

Японцы тоже понимали, что Маньчжурия рано или поздно подвергнется авиаударам, и приняли соответствующие меры. 28 августа 1944 года в Мукден перелетел из Японии сформированный двумя неделями ранее 104-й истребительный сентай (авиаполк). Поначалу он был укомплектован истребителями Ки-43 "Хаябуса" и Ки-44 "Сёки", но вскоре после прибытия полк пополнился только что выпущенными на Мукденском авиазаводе истребителями "Хаяте" и летчиками, прошедшими обучение на этих машинах.

К началу ноября он имел в своем составе четыре "Хаяте" в штабном звене (сентай хомбу), восемь "Хаяте" в первом чутае (эскадрилье), восемь "Сёки" во втором чутае и 11 "Хаябус" - в третьем. Всего - 31 истребитель, но из них современных лишь 20, так как "Хаябусы" к тому времени считались уже морально устаревшими и имели довольно низкие летные характеристики. В середине ноября из Японии прибыли еще 20 "Сёки", а с завода поступило 12 "Хаяте", из которых сформировали две отдельные эскадрильи (докурицу чутай) и направили их на защиту Аньшаньского металлургического комбината.

Кроме 104-го сентая в Мукдене базировались 25-я японская отдельная истребительная эскадрилья и 81-я эскадрилья ВВС Маньчжоу-Го, укомплектованная японским и маньчжурским персоналом. 25-я летала на тяжелых двухмоторных истребителях Кавасаки Ки-45 "Торю", а 81-я - на старых машинах Накадзима Ки-27, воевавших еще на Халхин-Голе. К боевому дежурству привлекли и летчиков-инструкторов из 4-го учебного чутая местного авиационного училища, летавших на "Хаябусах". Всего японцы имели в районе Аньшаня и Мукдена 85 боеспособных истребителей пяти различных типов, от новейших "Хаяте" до совсем древних Ки-27.

Gen Baba arrives to surrender

Истребитель Ки-45 "Торю" из 25-го докурицу чутая японских императорских ВВС.

Первый массированный налет на Маньчжурию американцы решили совершить седьмого декабря 1944 года, приурочив его к третьей годовщине нападения японцев на Перл Харбор. Он получил кодовое наименование "Миссия 19", а его главной целью должен был стать Мукденский авиазавод. Неподалеку от завода размещался лагерь, в котором содержалось примерно 1600 американских и английских военнопленных. Командование ВВС США при планировании авиаудара рассчитывало, что бомбардировка окажет на них благоприятное впечатление и укрепит их веру в победу.

На заставке: В-29 на китайском аэродроме осенью 1944 года.

Продолжение следует.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
в Даляни
Дальнем, батенька, Дальнем...
Re: в Даляни
Дальним он был до 1905 г. А потом - Дайрен. А Далянь - и вовсе после 45.
Дальним он был до 1905 г.
Не могу не отметить, что одна азиатская страна, по сей день выпускает карты с Северными Территориями. И нам следует.
Re: Дальним он был до 1905 г.
Эта страна имеет почти такое же население как у нас при 45кратно меньшей территории.
Re: Дальним он был до 1905 г.
Согласен. Хотя может быть отличным пряником чтобы вытянуть ее когда-нибудь из под США. Вот те специально, когда мы недавно очередной раз джапов продинамили, на контрасте передали им какую-то символическую территорию на Окинаве. Мол смотрите, кто ваши лучшие друзья.

Но свой комментарий я оставил в первую очередь в смысле нам незачем подобной херней страдать, когда "под окнами мусор не убран"

Edited at 2016-12-30 03:55 pm (UTC)
Re: Дальним он был до 1905 г.
(Anonymous)
Ничего что СССР официально отказался от манчжурскиъ владений?
Re: Дальним он был до 1905 г.
Ну таки и Япония безоговорочно !))
Re: Дальним он был до 1905 г.
(Anonymous)
Чисто номинально безоговорочной капитуляции не было.Они выдвинули союзникам 4 условия,те согласились на 1(касательно "императора").
Ну и право японцев на какие то(ключевое слово) острова подтверждено аж 3 соглашениями(1 с СССР и 2 с РФ).
Re: в Даляни
Да, правильнее - Дайрен, ведь у японцев нет буквы "Л". :)
Вот интересно, "докурицу" вы пишете по системе Поливанова (а не калькой "докуритсу") и одновременно у вас калечный "чутай", вместо "тютай". Ну и "сэнтай" с "Хаятэ" принято через "э" писать.
Мне слово "чутай" нравится больше, чем "тютай", есть в нем что-то чуткое, а тютай это просто тютя какая-то, не звучит. :)
Вот да. Поскольку две школы перевода с японского до сих пор не могут решить у кого толще, то я тоже предпочитаю выбирать по эстетическим соображениям, а "ч" мне нравится больше тошнотворного тютюканья.

Edited at 2016-12-30 03:51 pm (UTC)
То бишь, вы свои субъективное ощущения цените выше мнения специалистов-лингвистов? Флаг вам в руки, что ещё сказать. А то, что дважды два равно четыре у вас никакого отторжения не вызывает? Ну, типа, пять или три -- оно же красивше. А как там на самом деле -- кому это интересно...
Работа над ошибками, чтобы пост сдал лучше
(Anonymous)
"японских военных и грпажданских чиновников"
Re: Работа над ошибками, чтобы пост сдал лучше
Спасибо.
Здравствуйте! Подскажите будет ли у вас пост про японские военные самолеты, истребители например? Или где почитать например? В духе как вы писали про фанеру и дюраль. Как то сложно у них с авиацией, много моделей разных, ВВС и ВМС разные, из чего делали и вообще откуда такая конструкторская школа и такой подход. Вот немцами проще - один мессер посути, у нас Як и Ла, вот всё понятно. Спасибо!
Как правило, да, хотя, "залепухи" иногда встречаются.
> Неподалеку от завода размещался лагерь, в котором содержалось примерно 1600 американских и английских военнопленных. Командование ВВС США при планировании авиаудара рассчитывало, что бомбардировка окажет на них благоприятное впечатление и укрепит их веру в победу.

Специально не буду пока посмотреть, но гложет подозрение, раз вы выбрали закончить этой фразой, что впечатление будет просто ошеломительное.))

Edited at 2016-12-30 03:51 pm (UTC)