я

Ночной летун во мгле ненастной...

В ночь с 19 на 20 января 1915 года германские дирижабли L3 и L4 подвергли бомбардировке английские прибрежные города Ярмут, Кингс-Линн и ряд других населенных пунктов. По мнению англичан, этот налет стал первым в истории стратегическим бомбовым рейдом, направленным не против войск и военных объектов, а против гражданского населения с целью разрушения вражеской экономики и оказания психологического давления на противника. Впрочем, наверное, правильнее будет считать, что первым подобным эпизодом была бомбардировка Антверпена немецким дирижаблем "Заксен", произошедшая еще 26 августа 1914 года.
В дальнейшем такие террористические налеты стали регулярными, сделавшись характерным признаком едва ли не всех воздушных войн ХХ века. Однако своих целей они, как правило, не достигали. Единственными исключениями можно считать атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а также бомбардировки Югославии в 1999 году, заставившие руководство этой страны капитулировать перед НАТО и вывести войска из Косово.

Дирижабль L3 под командованием лейтенанта Иоганна Фрица атаковал Ярмут, сбросив фугасные и зажигательные бомбы на район Сент-Питерс-плэйн. В результате было разрушено несколько жилых домов и церковь. Материальный ущерб от налета составил 7000 фунтов (630 тысяч по современному курсу). Под завалами погибли двое горожан - местный сапожник и пожилая женщина. Еще несколько человек получили тяжелые ранения, в том числе маленькая девочка, которая вскоре скончалась. С тех пор экипажи "Цеппелинов" получили в английской прессе прозвище Baby-killers.

Второй дирижабль L4, которым командовал граф Магнус фон Платтен-Хеллермунд, описал большую петлю над Юго-восточной Англией и прошел над девятью городами и поселками, отбомбившись по четырем из них. Его жертвами также стали два человека, погибших в Кингс-Линне. Никакого противодействия налетчики не встретили, у англичан в этом районе еще не было ни зенитной артиллерии, ни службы воздушного оповещения.

Оба дирижабля, принимавших участие в налете, вскоре погибли в один день и по одной причине. 17 февраля того же года, во время очередного рейда они попали в бурю и разбились у датского побережья. При этом утонули четверо из восьми аэронавтов с L4. Остальные члены экипажа, а также - команда L3 в полном составе были интернированы датчанами до конца войны.

zeppelinroute-1

Схема действий германских дирижаблей над Англией 19-20 января 1915 года.

l3

Дирижабль L3 у ворот ангара.

4_June_1915_Luftschiff_Zeppelin_LZ24

L3 в полете.

zeppelinL2

Передняя гондола ранних боевых "Цеппелинов", к которым относились L3 и L4.

p01s12s6

st-peters-plain

Разрушения от немецких бомб в Ярмуте.

kings-lynn

Английские солдаты в воронке от фугаски, сброшенной с L4 на железнодорожную станцию Кингс-Линна.

dereham-zeppelin-bomb

Английские дети, которых заставили позировать для пропагандистского фото возле неразорвавшейся германской фугасной бомбы.

bombmycock

Несработавшие трехкилограммовые зажигательные бомбы, сброшенные с "Цеппелинов" на Англию. Оболочки таких бомб делались из толстой веревки, пропитанной зажигательным составом и залитой каучуком, либо просто намотанной на сердечник.

Bombs_0010_1917

Сердечники зажигательных бомб, которые сработали в штатном режиме.



   
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Да, бомбочек, конечно, шишь да маленько...
А какой сумрачный тевтонской гений додумался до моторов с жидкостным охлаждением?
А чего там додумываться? Всё делалось на базе уже достаточно широко распространенных автомобильных моторов. И фирмы - те же: "Мерседес", "Даймлер", "Майбах", БМВ.
Тот день, когда британцы внезапно поняли: Ла-Манш больше не абсолютная защита.
А могли бы понять еще в 1785 году, когда Бланшар впервые перелетел через Ла-Манш на воздушном шарике. :)
Есть кстати шикарный фильм "первый блицкриг" называется. Как раз про это вот всё. Дискавери снимало. Много всяких деталей и подробностей навроде выданного пистолета с одним патроном для выбросившегося и умирающего немецкого офицера, англйским офицером и потом похороны с воинскими почестями.
В дальнейшем такие террористические налеты стали регулярными, сделавшись характерным признаком едва ли не всех воздушных войн ХХ века. Однако своих целей они, как правило, не достигали. Единственными исключениями можНо считать атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки

Вроде бы Хирохито к решению о капитуляции подтолкнули скорее не "Энола" с "Бокскаром", а Малиновский, Мерецков и Пуркаев...
Материальный ущерб от налета составил 7000 фунтов (630 тысяч по современному курсу).

630тысяч фунтов или рублей?
Фунтов, естественно, откуда в Англии рубли? :)
Да разница велика показалась -90 кратная. Вот и решил прояснить.Не все же нам, у них тоже инфляция...
В те времена фунт стоил более 5 долларов, а сейчас - 1,2. При этом доллар тоже обесценился в десятки раз.
Английские дети, которых заставили позировать
Европа, мать их тудыть! Бурное возмущение зверствами противника - и тут же вопиющее пренебрежение жизнями собственных детей ради пропагандистской картинки. А если бы бомба рванула, ничего так?
Хиросима и Нагасаки
А что Хиросима и Нагасаки? Плевать хотели джапсы на американские бомбардировки, даже заседание правительства по этому поводу не созвали. И продолжали воевать, пока не пришёл русский Саша (А.М. Василевский) и не навёл порядок на Тихоокеанском ТВД. Не ядерные бомбардировки заставили японцев капитулировать, а танки и казаки Плиева и советские ВДВшники, высаженные прямо в ставке главнокомандующего Квантунской армии.