я

Первый блин - "Комета"

1434584888546

Наверняка, на реактивных пассажирских самолетах летали все, ну или почти все. Однако вряд ли многие знают, что первый такой самолетик начал летную службу ровно 65 лет назад. 22 января 1952 года получил сертификат летной годности и допуск на авиалинии первый в мире турбореактивный лайнер De-Havilland Comet, то есть "Комета". Правда, с выдачей сертификата явно поторопились, поскольку машина оказалась весьма опасной. Из девяти построенных "Комет" первой модификации пять разбились в авариях и катастрофах всего за два года, а остальные были отстранены от полетов и списаны в утиль.

Вторая молификация - Comet-1A оказалась получше, но ненамного: из десяти экземпляров разбились три, а остальные - также были сняты с маршрутов и отправлены в металлолом. В общем, зря самолету дали такое название, ведь кометы издавна называли падающими звездами, а появление их на небосклоне считалось предзнаменованием больших бед и несчастий - войн, эпидемий, голодоморов. Тут, кстати, просматривается аналогия с российским самолетом-гигантом "Святогор", который в полном соответствии со своим неудачным названием так и не смог оторваться от земли-матушки. Короче, выбирая имя своему детищу, хорошенько думать надо.

На заставочном фото - первый прототип "Кометы" во время летных испытаний.
comet

Первый серийный экземпляр "Кометы" с бортовым кодом G-ALYP. 10 января 1954 года этот лайнер с 29 пассажирами и шестью членами экипажа вылетел из Рима в Лондон, а через несколько минут - исчез с экранов радаров. Вскоре с острова Эльба поступило сообщение, что пролетавший над ним с реактивным гулом большой самолет внезапно рассыпался в воздухе и его обломки упали в воду возле берега. Разумеется, из находившихся на борту "Кометы" никто не выжил.

G-ALYP-2

Извлечение обломков G-ALYP из Средиземного моря.

1922024

Первые три "Кометы", поступившие в 1952 году в британскую авиакомпанию BOAC. Две из них разбились, на первом плане - злосчастный G-ALYP незадолго до гибели.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Это Кометы разваливались изза квадратных иллюминаторов?
Да, концентраторы напряжений в углах сделали свое черное дело.

Но справедливости ради, модернизировання Комета 4 с круглыми иллюминаторами летала долго и счастиливо, не отличаясь в аварийности от своих аналогов как в США, так и в СССР.
А созданный на ее базе морской патрульный самолет Nimrod, был снят с вооружения всего 5 лет назад.
не проще бы делать самолеты вообще без илюминаторов?
Дык - знаменитая тема! Так ещё, если память не изменяет, установили, в общем-то случайно: один из разрушившихся самолётов упал на мелководье, и обломки были подняты. А без этого так и не могли понять, в чём дело
Более того - на поршневых самолётах с этим не сталкивались. Взять любой аппарат тех времён, до Ил-14 включительно - делали прямоугольные иллюминаторы, и всё было в порядке. Конструктора и подумать не могли
На Ил14 общивка не была силовым элементом конструкции, на Кометах скорости другие и обшивка была уже под нагрузкой как силовой элемент корпуса ...
Не так.
На Ил-1 работающая обшивка у фюзеляжа.
Только его фюзеляж не был герметичным и не нагружался циклически перепадами давления, как у "Кометы"
Ил-14, если память не изменяет, был с балочно-стрингерным фюзеляжем. Другое дело - нагрузки не сравнить с "Кометными"
"Жертвы неизбежны" (с) Отто Лилиенталь
Даже без специального образования сразу навела мысль на квадратные иллюминаторы.
Это ж каким нужно быть идиотом инженером, чтобы интуитивно эотого не понять?
Хорошо быть умным раньше
как моя жена потом. Все летали с квадратными - и работало. Работает - не трогай. Известная хохма (серия подряд)с американскими торпедами тоже ведь произошла оттого, что не меняли работающие, проверенные узлы. Теории и исследования по накоплению усталости этот случай как раз хорошо продвинул. Ну небыло опыта масштабной эксплуатации гермокабин. У вояк всё было опытно, малосерийненько, и кабины - маленькие. А тут такая дура на десятки паксов!
Конструктивные решения и подбор материалов, опробованные и подтвердившие свою надежность на одном изделии могут не работать на другом. Если интересно - прочтите эпопею с американскими торпедами, вошедшую с историю как "Большой торпедный скандал"
жаль, что людям пришлось заплатить за ошибки конструкторов своими жизнями
какие ошибки? там было отсутствие опыта, но не ошибки.
А потому что до войны герметичных самолётов гражданских было мало - статистики не налетали. Потом - самолёт скорее сбивали, чем он мог налетать сколь внушительное количество циклов нагружения.

А тут - и герметичный фюзеляж и множественные циклические нагружения
Хороший пост против любителей позлорадствовать по поводу каждой авиакатастрофы с российскими самолётами - при том, что наши самолёты, если бьются, то исключительно в результате терактов, а не из-за конструктивных недоработок.
В современности гражданские самолеты бьются более чем на 80% по вине человеческого фактора. И так во всем мире.
Хотя на заре реактивной авиации на первое место выходили конструктивные недостатки. Но опять же это во всем мире.

Edited at 2017-01-23 04:38 pm (UTC)
Да, именно так. Ту-104 тоже гробились из-за конструктивных недостатков.
Наследие Comet
Самые первые Кометы, DH.88 Comet, тоже недолго прослужили. Похоже, Джеффри де Хэвилленд Кометами называл свои самые амбициозные самолеты. Это в духе англичан - или двигаться мелкими шагами, опасаясь нововведений (развитие броненосцев в конце 19 века), то сразу делая революционный проект, но на основе старой идеологии (Брюнелевский «Грейт Истерн»).