я

Бочка на плоту

u_s_s__monitor_1862_1862_by_andy_simmons_2006_by_desertstormvet-d8m1ivh

155 лет назад, 30 января 1862 года, был спущен на воду первый в мире башенный броненосец "Монитор" - один из самых оригинальных и наиболее революционных боевых кораблей в истории мирового судостроения. Из-за плохой мореходности и низкой живучести проплавал он менее года, но эффект произвел огромный. Всего через пять лет корабли такого класса начали строить даже в Бразилии.


MS376p47-MonitorPlan-prev

Подлинный чертеж "Монитора", подписанный его создателем Джоном Эриксоном. Любители пикантных подробностей могут посмотреть его вот тут в увеличенном размере.

P7

Действующая модель паросиловой установки "Монитора" мощностью 300 л.с. Этот двигатель с двумя оппозитными поршнями в одном цилиндре был спроектирован Эриксоном специально для данного броненосца и запатентован. А всего в "Мониторе" нашли воплощение 47 оригинальных новинок.

Monitor1862

Слева - команда на палубе "Монитора". Перед башней видны клепаные прямоугольные "шкафы" дымовых труб.
Справа - реставрация поднятой со дна бронебашни затонувшего броненосца.

MONITOR SKULLS-12_1330828561

Слева - офицеры корабля возле башни, на которой видны следы от попаданий ядер бронированной плавбвтареи конфедератов "Вирджиния", полученных во время боя на на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года.
Справа - музейная реконструкция интерьера боевого отделения. Зрелищная, но не очень точная, так как в оригинале лафеты орудий были деревянными, а орудийные порты изнутри закрывались качающимися броневыми заслонками. .
 
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
>А что за ручной привод?

Буквально ручной привод. В корпусе к коленвалу паровой машины крепится система качающихся рычагов которые браво качают 24 матрозена.

Эриксон подарил Швеции один комплект такой паровой гребной машины и еще 8 шведы сделали сами.

Малый монитор (бронированная канонерка) "Скорпионен":

"Необычность корабля состояла и в том, что он мог приводиться в движение не только паровой машиной, но и... вручную. Для этого в кормовой части к носу от машины расположили двойной ряд сидений для 24 человек. Защищенные от непогоды и неприятельского огня, они с помощью рукояток и передаточного механизма могли вращать гребной винт. Скорость при этом достигала 1,75-2 узлов (под парами - 4 узла).
Эриксон, приславший из Нью-Йорка в дар шведскому правительству силовую установку для "Скьольда", считал, что ручной привод позволит канонерке при появлении неприятеля начинать движение сразу, не дожидаясь подъема паров, а также двигаться скрытно, не выдавая себя ни дымом, ни шумом машины. Ну и конечно, ручной привод предназначался для движения в критических случаях - когда израсходуется топливо или выйдет из строя двигатель. " (с) Смирновы.

Кстати шведы оценили практичность - канонерки состояли в списках около 30-40 лет и шведские адмиралы использовали их как заместитель гауптической вахты :-) для проштрафившихся матрозенов - 6-8 часов "на ручке" кругами по фьорду отлично заменяли несколько суток ареста по педагогическому воздействию.