Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Гибель "надувного Икара"

1c17a10bb4468758a0815d0027e194f8

На днях незаметно прошла годовщина события, вызвавшего в свое время очень большой резонанс. 30 января 1934 года состоялся единственный полет советского стратосферного аэростата (стратостата) "Осоавиахим". Стратостат установил мировой рекорд высоты, но платой за это стала гибель всех троих членов его экипажа.

Судя по документам расследования катастрофы, максимальная высота подъема стратостата, на который была рассчитана его конструкция, составляла 20 километров. Запас балласта в гондоле, включая "аварийный" (приборы, оборудование и личные вещи экипажа), допускал относительно безопасный спуск с этой высоты. Однако аэронавты - П.Ф.Федосеенко, А.Б.Васенко и И.Д.Усыскин - после достижения предельного потолка понадеялись на "авось", решили рискнуть и сбросили часть балласта, чтобы подняться еще выше - до 22 километров. Стремление к рекорду, как это нередко бывает, пересилило инстинкт самосохранения.

Результат получился печальным, но закономерным. При спуске стратостат превысил предельно допустимую скорость снижения, на высоте в несколько километров стропы не выдержали, гондола оторвалась и рухнула на землю. Неудачная конструкция герметичного входного люка (для его открытия требовалось открутить 12 гаек, на что уходило не менее двух минут), не позволила аэронавтам покинуть гондолу и воспользоваться имевшимися у них парашютами.

При возникновении аварийной ситуации положение усугубилось тем, что воздухоплаватели начали экономить балласт, упустив критический момент, когда нагрузка на стропы стала чрезмерной. Из-за этого гондола упала, имея в бункере 265 килограммов свинцовой дроби от первоначального запаса в 500 кг. Если бы от этого груза освободились вовремя, возможно, трагедии удалось бы избежать. Впрочем, также возможно, что остатки балласта не сбросили из-за поломки выпускного клапана.

В этой истории прослеживается явная аналогия с известным древнегреческим мифом об Икаре. Все помнят, чем закончилась для этого безрассудного юноши попытка взлететь слишком высоко, вопреки предостережению отца, сделавшего для него крылья из птичьих перьев. А рекорд погибшего экипажа продержался 22 месяца. В ноябре 1935 года он был побит американским стратостатом "Эксплорер-2", подъем которого на высоту 22,7 км завершился благополучно.

На заставке - картина Алексея Иорша "Летающие киты спасают "Осоавиахим".

8183309

Подготовка к запуску стратостата "Осоавиахим". На правом снимке видны "шары-прыгуны", которые использовались для контроля за состоянием оболочки.

stratostat
Схема стратостата "Осоавиахим" и его гондолы, представлявшей собой шарообразную "скорлупу", сваренную из штампованных стальных сегментов толщиной 0,8 мм и опиравшуюся на резиновый "бублик" - амортизатор. На верхнем полюсе гондолы размещался герметичный входной люк, а на нижнем - гермоклапан сброса балласта.
Справа вверху - фотография с места падения гондолы. На переднем плане - накрытые брезентом останки экипажа.

281156_900

Сталин и Орджоникидзе на торжественных похоронах экипажа стратостата. Справа - урны с прахом Федосеенко, Васенко и Усыскина, выставленные перед мавзолеем Ленина.

1934_Osoaviakhim-1_memorial_stamps

Серия советских почтовых марок, посвященных погибшим аэронавтам.
 
Tags: История, СССР, воздухоплавание, катастрофы
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Может пригодится?..
Из читанного еще в советские времена: у Федосеенко бзик был - летать за счет перерасхода балласта
Дык они вниз полетели за счет недорасхода..

vikond65

2 years ago

p_makarov

2 years ago

jalynski

2 years ago

p_makarov

2 years ago

Рекорды слишком часто оплачиваются дорогой ценой.
Особенно - если рекордсмены забывают о безопасности.

jury_a_kap

2 years ago

vikond65

2 years ago

jury_a_kap

2 years ago

vikond65

2 years ago

jury_a_kap

2 years ago

vikond65

2 years ago

jury_a_kap

2 years ago

vikond65

2 years ago

jury_a_kap

2 years ago

vikond65

2 years ago

В общем, не понятно.. Балласт не израсходовали.. Про потерю газа ничего не сказано.. Почему разгон произошел на последних ПЛОТНЫХ километрах - тоже как-то не очевидно..

vikond65

February 6 2017, 14:39:39 UTC 2 years ago Edited:  February 6 2017, 14:40:54 UTC

Разгон начался гораздо раньше, еще на высоте более 12 километров. Потом он ускорился, т.к. после захода солнца газ в баллоне начал быстро остывать.
>вопреки предостережению отца, сделавшего для него крылья из птичьих перьев
Лишнее. Не надо считать своих читателей идиотами.
Не надо лезть в чужие журналы с советами, о которых Вас не просят.
Интересно, как создатели люка предполагали открывать его в момент падения. 12 болтов раскрутить на скорость - это нетривиальная задача, учитывая что гондола летит вниз, а руки трясутся. Можно ли было раскручивать болты втроем?
Там не болты, а гайки-барашки, которые откручиваются без инструмента.
https://www.ooo-badis.ru/upload/iblock/d8b/d8b55d2ba2614d04cffac72284e84c4a.jpeg
Но, все равно, открутить 12 штук в аварийной ситуации было нереально. На это, кстати, эксперты указывали автору проекта - Васенко, но он заявил, что сойдет и так. В итоге сам погиб, и еще двух человек угробил.

mr_garett

2 years ago

vikond65

2 years ago

mr_garett

2 years ago

vikond65

2 years ago

печальная история...
интересно а может этот балласт на голову кому-нибудь упасть?
Теоретически может, конечно, но это же рассыпная мелкая дробь. Маленькая свинцовая дробинка, разогнавшись под действием собственного веса, вряд может нанести серьезную травму, даже если упадет на голову.

palagia_da

2 years ago

vikond65

2 years ago

ugryumy

2 years ago

vikond65

2 years ago

ugryumy

2 years ago

Спасательный парашют большой площади, закрепленный снаружи гондолы, возможно, помог бы избежать трагедии.
Было такое предложение, но там экономили каждый килограмм веса, поэтому от парашюта отказались.

62x39

2 years ago

vikond65

2 years ago

62x39

2 years ago

vikond65

2 years ago

Anonymous

2 years ago

vikond65

2 years ago

Что-то я ниасилил такого тонкого сопромата: значит, с первоначальным запасом дроби в 500 кг, аварийным запасом и полный газа- стропы держали.
При половинном запасе газа и половинном дроби: внезапно- оборвались.
Как это работает?

Anonymous

February 6 2017, 16:05:05 UTC 2 years ago

Слышали анекдот про прапорщика и урок астрономии ?

fon_rotbar

2 years ago

vikond65

2 years ago

fon_rotbar

2 years ago

vikond65

2 years ago

Плюшевый джугашвили )
Да, шубейка стильная. :)

fon_rotbar

2 years ago

v_lechenko

2 years ago

Anonymous

February 6 2017, 16:52:46 UTC 2 years ago

Светлая им память! Илья Усыскин был любимым учеником Папы Йоффе и мечтал в следующем
полете установить в гондоле камеру Вильсона - изучать космические лучи. Мог бы много чего
наоткрывать: в мире хороших ускорителей тогда было - по пальцам одной руки, а космические
лучи - чистая халява. Совсем молодой парень, но был и экспериментатором, и теоретиком. Мог
бы стать ученым уровня Сахарова и Флерова.
Действительно жаль, что молодой и талантливый ученый пал жертвой "рекордомании", причем наверняка - не по своей вине.

Anonymous

2 years ago

vikond65

2 years ago

tarsierus

2 years ago

Anonymous

2 years ago

vikond65

2 years ago

Вопрос немного в сторону от основной темы: а что за "шары-прыгуны"? На них реально подпрыгивали, или это фигура речи?
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 4-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.