Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Нелетучий корабль

В продолжение темы, начатой здесь, рассмотрим еще один паровой "самолет-невидимку" XIX века, который почему-то не сохранился ни в фотографиях, ни на рисунках. Речь пойдет о летающей машине Феликса Дю Тампля. История жизни ее создателя, чье полное имя - Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль, во многом схожа с биографией Александра Федоровича Можайского.

Оба они были дворянами и морскими офицерами, родившимися примерно в одно и то же время (Дю Тампль - в 1823, а Можайский - в 1825 году), обоих влекла не только морская, но и воздушная стихия, оба спроектировали летательные аппараты тяжелее воздуха монопланной схемы с паровыми двигателями, неподвижными крыльями и фюзеляжами в виде лодок (очевидно, сказался флотский стереотип). Они даже умерли почти одновременно - в 1890 году. Но самое печальное то, что ни самолет Можайского, ни машина Дю Тампля, вопреки сочиненным о них легендам, так и не смогли подняться в воздух.

Впрочем, различий тоже немало. Дю Тампль запатентовал свой "аппарат для аэронавигации" еще в 1857 году, на 24 года раньше Можайского, причем сохранился подлинник патентного чертежа этой машины. Она была меньше самолета Можайского, имела один двигатель и один многолопастный тянущий винт. Крыло большого удлинения с каркасом из двух изогнутых деревянных лонжеронов и полотняной обшивкой, подкрепленной натянутыми веревками или тросами, имело ярко выраженную обратную стреловидность. В целом проект гораздо больше напоминал птицу, чем "воздухоплавательный снаряд" Можайского. Интересной особенностью аппарата Дю Тампля являлось убирающееся (складное) шасси, предложенное впервые в мировой практике.

Granger_0000450_preview

Патентный чертеж "аппарата для аэронавигации" Дю Тампля. Паровая машина нарисована условно, в виде куба, поскольку к 1857 году она еще не существовала даже в проекте.

Обратите внимание, насколько узкая у этого аэроплана колея шасси. Примерно такой же узкой она была у "авионов" Адера и "воздухоплавательного снаряда" Можайского. Авиаконструкторы в те годы еще не придавали значения боковой устойчивости летательных аппаратов при движении по земле. Вероятно, проектируя шасси, они ориентировались на птичьи лапы, которые тоже расположены очень близко друг от друга. Однако птицы, в отличие от самолетов, не нуждаются в разбеге и пробеге.
1857 Du Temple Airplane Drawing
Современная частичная прорисовка этого чертежа

Felix_de_la_Croix_du_Temple_airplane_mockup

AVIACION0001

Музейная модель самолета Дю Тампля и рисунок, сделанный по мотивам все того же чертежа. Почему-то фюзеляж на нем показан без обшивки.

Для своего самолета Дю Тампль сконструировал компактную паровую машину массой 59 кг и мощностью 6 лошадиных сил, работавшую на нефти. К сожалению, ее изображений, опять-таки, не сохранилось, есть только современный рисунок котла с топкой, но "исходник" этой картинки неясен.
boilerpack

Малая мощность силовой установки требовала, чтобы аэроплан был очень легким. Дю Тампль добился этого, заменив дерево в каркасе тонкостенными стальными трубами и баснословно дорогим в те годы алюминием. В результате масса самолета с размахом крыла в 13 метров составляла всего 190 кг. Даже с учетом применения "крылатого металла" столь низкий вес говорит о том, что конструкция была очень хлипкой и обладала минимальным запасом прочности.

В некоторых статьях, опубликованных уже в ХХ веке, а также на многих интернет-сайтах говорится, что в 1874 году Дю Тампль закончил постройку своего аппарата и даже провел его летные испытания, а в роли пилота выступал некий "молодой матрос". Самолет, разогнавшись по наклонной поверхности, якобы оторвался от земли и пролетел несколько десятков метров. Однако эти рассказы ничем не подтверждены, и даже сам Дю Тампль никогда не заявлял, что его машина летала. Судя по всему, испытания (если они вообще были) закончились неудачей.

В 1875 году конструктор приступил к постройке нового самолета той же схемы, но гораздо более крупных размеров и с более мощной паровой машиной. Размах крыла с трубчатым алюминиевым лонжероном в форме буквы "М" достигал 30 метров, а площадь - 130 кв. м. Постройка затянулась на много лет, но так и не была закончена. К середине следующего десятилетия Дю Тампль потратил все свои деньги, а обращения к властям и призывы к общественности с просьбой о помощи ничего не дали. На этом история его изобретательской деятельности в области авиации завершилась.

Куда делся первый аэроплан Дю Тампля - неизвестно. А от недостроенного второго аппарата осталась только схема, опубликованная в журнале Cosmos les Mondes за 1885 год.

templ
Tags: История, авиация, стимпанк, экзотика
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments