В войну так или иначе оказались втянуты почти все страны Европы, от Португалии до Швеции и Польши. Но особенно сильно она ударила по Чехии, Германии и Фландрии, на территории которых, в основном, шли боевые действия, сопровождаемые массовыми убийствами мирных жителей. К концу войны Германия потеряла более шести миллионов человек, почти половину своего тогдашнего населения. Конечно, далеко не все жертвы были убиты, миллионы жизней унес голод и эпидемии.
Многие города и районы полностью обезлюдели, а довоенная численность населения восстановилась только через 100 лет, несмотря на то, что Папа римский по окончании войны пошел на беспрецедентный шаг, временно разрешив в католических землях Германии многоженство.
В 1648 году истощенные до предела участники конфликта решили завершить его "вничью" подписанием Вестфальского мира, согласно которому каждый монарх получал право сам решать, какая конфессия будет господствовать на подвластных ему территориях. Принцип "cujus regio, ejus religio" (чья власть, того и вера) положил конец полуторавековой эпохе религиозных войн.
Тридцатилетняя война оставила заметный след в изобразительном искусстве, ее трагизм и героика запечатлены на многих гравюрах и живописных полотнах. Ниже я даю подборку наиболее интересных, на мой взгляд, произведений, посвященных этой странице истории, причем среди них не только картины художников XVII-XIX веков, но и современные работы.
Тренировка мушкетеров в военном лагере.
Испанские пехотинцы и артиллеристы.
Известная картина Диего Веласкеса "Капитуляция Бреды" (другое название "Пики").
Пикинеры отражают атаку кавалерии.
Эпическое полотно современного испанского баталиста Аугуста Феррера-Дальмау "Битва при Рокруа" ("Последняя терция").
Гибель шведского короля Густава-Адольфа в битве при Лютцене 16 ноября 1632 г. Картина Карла Вальбома.
Шарль-Филипп Ларивьер, "Битва среди дюн", в центре - маршал Тюренн - командир французский армии, разгромившей испанцев.
Эрнест Крофтс: "Командующий имперскими войсками генералиссимус Альбрехт фон Валленштейн".
Немецкие солдаты на руинах замка в ожидании атаки неприятеля. Картина Карла-Фридриха Лессинга.
Вернер Шух "Крестьяне и кавалеристы". Во время 30-летней войны немецким крестьянам, чьих лошадей и быков конфисковали на военные нужды, приходилось пахать на себе.
Эдуард Штейнбрюк: "Женщины Магдебурга". Сюжет картины, думаю, не нуждается в разъяснениях.
С 1618 по 1648 год подобные "пейзажи" в Европе были не редкостью. Обе стороны практиковали массовый террор против гражданского населения захваченных территорий.
Гравюра "Аллегория войны" нарисована Георгом-Филиппом Харсдёрфером в 1642 году. Этому чудовищу предстояло терзать Европу еще шесть лет.
Страница из руководства по военному делу Иоганна Якоби фон Вальдхаузена, изданного во время Тридцатилетней войны.
Особенно интересна последняя картинка.
Впрочем, ничего необычного для тех времен в ней не было. После боя раненых врагов полагалось добить, а трупы раздеть до белья, забрав доспехи и одежду. Или вообще - догола, если белье хорошее.
Представители воюющих сторон, только что подписавшие в ратуше города Мюнстера мирный договор, дают клятву его соблюдать.
Эта картина Герарда Тер Боха была написана "по горячим следам" уже в 1649 году.
Картина Бартоломеуса ван дер Хельста "Пир в Амстердаме по поводу окончания Тридцатилетней войны".
А в завершение - солдатская песня о той войне.
Journal information